Материалы ректорского совещания
Поздравление победителей международной олимпиады по математике IMC-2021
Ректор СПбГУ Н. М. Кропачев поздравил победителей 28-й Международной студенческой олимпиады по математике. Чемпионат проходил в онлайн-формате, а его участниками стали 113 команд из университетов всего мира (Студенты СПбГУ — победители главной международной студенческой олимпиады по математике IMC-2021).
В состав команды СПбГУ вошли Александр Гребенников, Станислав Крымский, Михаил Иванов, Никита Добронравов, Марат Абдрахманов, Никита Карагодин, Дмитрий Ярцев, Егор Добронравов, Кирилл Тыщук, Михаил Новиков. В личном зачете выступили также Константин Челпанов и Артем Скворцов. Пятеро из них вошли в первую десятку в личном зачете. Руководителями команды выступили научный сотрудник исследовательской лаборатории имени П. Л. Чебышёва Данила Черкашин и профессор СПбГУ Федор Петров, ставший третьим среди самых эффективных лидеров команд IMC-2021. Наша команда раз в три года побеждает на математической олимпиаде, а в другие годы также показывает хорошие результаты (за последние семь лет регулярно входит в пятерку лучших). Федор Владимирович пообещал, что традиция успешных выступлений будет продолжена. «Пора побеждать каждый год», — подчеркнул он.
Международная студенческая олимпиада по математике проходит ежегодно с 1994 года при поддержке Университетского колледжа Лондона, Американского университета Болгарии и высокотехнологичных компаний (Huawei, Wolfram Research, Maplesoft, Zulip, Springer). В этом году СПбГУ стал единственным вузом России в десятке лидеров состязания.
О результатах работы ученых СПбГУ по изучению динамики иммунного ответа на COVID-19
В июне 2021 года в престижном медицинском журнале Journal of Medical Virology была опубликована статья руководителя отдела генетики человека Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова, выпускника СПбГУ Андрея Иванова, посвященная долгосрочному мониторингу развития и снижения уровня антител IgA и IgG в период пандемии COVID-19. Научная работа проводилась совместно с сотрудниками отделения молекулярной биофизики Петербургского института ядерной физики имени Б. В. Константинова.
В результате проведенного исследования ученым удалось количественно охарактеризовать динамику иммунного ответа и роли иммуноглобулинов класса А в формировании коллективного иммунитета. Краткий обзор статьи размещен на сайте СПбГУ (Ученые СПбГУ оценили динамику иммунного ответа на коронавирус у жителей Санкт-Петербурга).
На сегодняшний день, несмотря на значительные успехи в области научного описания биологии коронавируса, разработку противовирусных вакцин и создание эффективных тест-систем, часть вопросов остается без ответа. Одним из них является характер, выраженность и длительность иммунного ответа организма после контакта с коронавирусом SARS-CoV-2. В настоящее время большинство проведенных иммунологических исследований связано с изучением тяжелых форм заболевания, а публикации, посвященные длительным наблюдениям за иммунологическим статусом перенесших COVID-19 пациентов и людей с низкой вирусной нагрузкой SARS-CoV-2, в литературе практически отсутствуют. До сих пор нет ясного ответа на вопрос, формируется ли иммунный ответ к SARS-CoV-2 у тех, кто вынужден длительное время жить в окружении людей, инфицированных или больных COVID-19, и насколько долго сохраняется защитный пул антител после перенесенного заболевания.
Исследование А. Иванова, которое он начал проводить еще в мае 2020 года, было направлено на решение именно этих вопросов. Целью работы являлась количественная оценка длительности уровня иммунного ответа при COVID-19. Для этого был проведен девятимесячный мониторинг развития и угасания иммунного ответа на инфекцию SARS-CoV-2, количественная оценка уровня иммуноглобулина IgA и IgG в крови здоровых жителей Санкт-Петербурга и пациентов, перенесших COVID-19. Участниками проекта стали 180 добровольцев, живущих активной социальной жизнью в период пандемии. Наличие РНК вируса выявлялось стандартным методом ПЦР в реальном времени, для количественного определения проводился иммуноферментный анализ. Применение одновременно двух методов каждые две недели позволило точно определить момент начала заболевания и начальные уровни гуморального иммунного ответа, а дальнейшее периодическое изменение уровня IgA и IgG в крови участников проекта позволило проследить динамику его развития и снижения.
Как было отмечено, в течение проведения исследования 28 % пациентов (51 человек) заболели COVID-19. У всех людей, перенесших заболевание, сформировался устойчивый гуморальный иммунный ответ, однако индивидуальный иммунный статус обладал рядом особенностей: в частности, у значительной группы участников проекта с диагностированным COVID-19 практически в 40 % случаев наблюдалось не вполне типичное изменение уровня антител IgA. Они сохранялись в большом количестве на протяжении более чем шести месяцев и часто количественно превосходили антитела IgG.
Другими важными результатами исследования являются данные о наличии у части здоровых людей повышенного уровня антител IgA. Ученые сделали вывод, что именно снижение уровня IgA говорит о необходимости вакцинации, защиты организма после перенесенного коронавируса, что особенно важно для людей с аутоиммунными заболеваниями и ослабленным иммунитетом. Анализ уровня антител может помочь при расчете сроков вакцинации и ревакцинации после инфицирования, что имеет большое значение при планировании прививочной кампании и оценке становления коллективного иммунитета населения. Понимание особенностей развития иммунного ответа позволит более точно определить интервалы вакцинации для различных групп населения.
В настоящее время исследование продолжается, ожидаются данные о динамике IgA за более длительный срок.
О текущих проблемах организации образовательного процесса
За неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 52 обращения на различные тематики, в том числе 14 вопросов, касающихся организации учебной и учебно-методической работы: о возможности перевода, дате начала занятий в осеннем семестре 2021/22 учебного года, необходимости вакцинации от COVID-19 при заселении в общежитие СПбГУ, представлении уникальной информации о документе установленного образца посредством ЕПГУ, возможности дистанционного обучения в СПбГУ, возможности посещения лекций в СПбГУ вольнослушателем и другие.
За тот же период в картотеке обращений обучающихся зарегистрировано 30 обращений, 29 из которых учебного и методического характера: о въезде иностранного обучающегося на территорию РФ, запросе статусных справок, формате занятий, подготовке договора с клиническими базами, вакцинации иностранных обучающихся, формировании учебных групп и прочие. По всем обращениям проводятся сбор информации и проверки при участии сотрудников различных служб Университета, своевременно направляются ответы.
Директора институтов и деканы факультетов представили отчеты о проведении встреч с представителями студенческого сообщества. С представителем студсовета Института наук о Земле СПбГУ обсуждался вопрос переноса ряда практик на август-сентябрь. Универсант интересовался, планируется ли в связи с этим изменение дат начала учебного года и аудиторных занятий. И. о. директора Института наук о Земле Т. А. Алиев сообщил, что ответить на вопрос по существу можно после выхода приказов. На сегодняшний день изменения внесены в календарные графики для соответствующих образовательных программ и учтены в расписании. В настоящее время приказы о направлении на практику изданы.
К декану факультета международных отношений поступило обращение от студентки третьего курса бакалавриата, содержащее просьбу подготовить письмо-направление для прохождения практики. В целях организации стажировки 09.08.2021 СПбГУ направлено ходатайство в Евразийскую экономическую комиссию. Ответ из Евразийской экономической комиссии получен 14.08.2021 и содержит информацию о том, что в связи с действием режима ограничений, направленного на предупреждение угрозы распространения коронавирусной инфекции, принять студентку на стажировку в комиссию в настоящее время не представляется возможным. Ответ доведен до сведения обучающейся. Также на почту декана поступило обращение от отчисленного за академическую неуспеваемость студента первого курса. Универсанту была предоставлена возможность получить зачет по результатам освоения онлайн-курса «История России», но сдать его за установленное количество раз студент так и не смог, по причине чего был отчислен в июне 2021 года. Обучающемуся готовится подробный ответ.
По отчетам большинства руководителей учебно-научных подразделений, информации об учебном процессе не имеется, у обучающихся каникулярное время. Большинством руководителей учебно-научных подразделений за прошедшую неделю встречи с представителями студенческих советов не проводились в связи с каникулярным временем и отсутствием вопросов для обсуждения.
Подготовка к новому учебному году
В СПбГУ продолжается работа по распределению педагогических поручений для составления расписания занятий по всем образовательным программам. (Материалы ректорского совещания от 16.08.2021). Количество заявок от директоров и деканов на оформление преподавателей по совместительству или на основании договора гражданско-правового характера и последующего оформления педагогических поручений возросло в три раза по сравнению с предыдущей неделей. Однако необходимо учитывать, что на их обработку требуется время, поэтому общий итог по строкам расписания на сегодняшний день составляет около 2 %. Это число кажется небольшим, но в действительности стоящее за ним количество преподавателей достаточно велико, поэтому кадровая служба будет обрабатывать полученные данные с максимальной скоростью.
Ускорение процесса распределения педагогической нагрузки наблюдается и в отношении тех трех подразделений, которые на прошлой неделе находились в «красной зоне» (колледжа физической культуры и спорта, экономики и технологии СПбГУ, факультета свободных искусств и наук и факультета математики и компьютерных наук), — в среднем прирост заполненных строк составил порядка 12 %.
В информационной системе «Дело» идет активное согласование всех РК, связанных с педагогическими поручениями.
О результатах анкетирования обучающихся — участников программ академической мобильности
В программах академической мобильности, реализуемых СПбГУ совместно с зарубежными вузами-партнерами в 2020/21 учебном году, приняли участие 703 человека. Из них 250 прошли включенное обучение в Санкт-Петербургском университете, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий.
По итогам анкетирования, проведенного среди иностранных обучающихся, проходивших включенное обучение в СПбГУ, большая часть осталась довольна обучением и административной поддержкой, которую оказывали им сотрудники Университета, координирующие прием как на общеуниверситетском уровне, так и по направлениям обучения. Особенно высоко иностранными студентами был оценен уровень преподавания русского языка как иностранного в СПбГУ.
Среди проблем, с которыми столкнулись иностранные участники программы включенного обучения в СПбГУ в 2020/21 учебном году, ожидаемо были отмечены невозможность приехать в Санкт-Петербург лично и связанные с этим проблемы в коммуникации (прежде всего технические и психологические), а также разница во времени с местом их проживания и, следственно, не всегда удобное время проведения занятий. При этом стоит отметить, что в сравнении с осенним семестром 2020/21 учебного года в отзывах студентов, обучавшихся в СПбГУ в весеннем семестре, не фигурируют технические сложности с подключением или поиском запрашиваемого курса обучения — все технические вопросы были отлажены, жалоб не поступало.
В целом, несмотря на невозможность для большинства обучающихся въехать в РФ ввиду действия ограничительных мер, что, несомненно, повлияло на общее мнение студентов, отзывы об обучении в СПбГУ остаются в большой мере позитивными.
Также в программах академической мобильности в зарубежных университетах-партнерах СПбГУ в 2020/21 приняли участие 453 обучающихся Университета, из них 92 человека обучались дистанционно, находясь в Российской Федерации. Результаты анкетирования, проведенного среди универсантов, демонстрируют, что в большинстве случаев (82 % респондентов) студенты положительно оценивают свой опыт включенного обучения за рубежом. В течение семестра всем обучающимся, направленным в зарубежные вузы, оказывалась постоянная информационная и прочая поддержка со стороны координаторов Университета. Кроме того, 11 опрошенных отдельно поблагодарили сотрудников СПбГУ за хорошую работу и помощь в подготовке к семестру обучения по обмену. По итогам семестра обучающимся СПбГУ производился перезачет результатов прохождения программ включенного обучения в вузах-партнерах, в том числе и при освоении программы в дистанционном формате. Некоторые студенты, однако, отметили сложности в приспособлении к онлайн-формату обучения в вузе-партнере. Три студента остались не удовлетворены обучением. Но абсолютное большинство (61 человек) находят свой опыт включенного обучения полезным.
Среди основных трудностей, с которыми пришлось столкнуться в принимающих организациях, студенты выделяют систему выбора и записи на курсы, которая очень сильно отличается от российской, а также сложности в получении визы в период пандемии.
Одной из основных проблем, с которыми столкнулись студенты СПбГУ, являлась неопределенность в решении вопроса о возможности уехать в страну принимающего вуза в августе 2020 года (в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции в СПбГУ был издан приказ от 13.03.2020 № 1916/1 «Об охране здоровья обучающихся и приостановлении направления в зарубежные страны», согласно которому было временно приостановлено издание локальных актов о направлении обучающихся СПбГУ в зарубежные страны). Эту проблему отметили 16 % респондентов.
В целом объемы исходящей академической мобильности в 2020/21 учебном году сократились почти в два раза по сравнению с 2019/20 учебным годом, что напрямую связано с пандемией коронавирусной инфекции. Большая часть вузов-партнеров отменяла или переносила прием студентов на последующие периоды, а в прохождении включенного обучения в онлайн-формате студенты пока еще заинтересованы в меньшей степени.
О китайском кабинете в СПбГУ
Проект по созданию китайского кабинета в Университете был инициирован в 2019 году в связи с визитом в СПбГУ председателя Китайской Народной Республики, почетного доктора нашего Университета товарища Си Цзиньпина (Председателю КНР Си Цзиньпину вручили диплом почетного доктора СПбГУ) и успешно реализован совместно со штаб-квартирой Институтов Конфуция. В штаб-квартире Институтов Конфуция существует отдельная категория грантов для финансирования подобных проектов, а СПбГУ является одним из ключевых международных партнеров штаб-квартиры. Однако для получения данного типа гранта требуется предоставление очень подробного финансового обоснования и технической документации, а также дизайн-проекта, отражающего китайскую специфику. Все необходимые документы были разработаны сотрудниками СПбГУ и получили высокую оценку китайских партнеров.
Китайский кабинет в СПбГУ должен стать своеобразной визитной карточкой, ярким примером дружественного гуманитарно-культурного сотрудничества России и Китая, наглядным олицетворением того огромного вклада, который вносит наш Университет в развитие и укрепление российско-китайских академических и культурных связей.
В настоящее время работы по обустройству кабинета успешно завершены в исторических помещениях Университета по адресу: Университетская набережная, 11 (дворец императора Петра II). На базе китайского кабинета будет проводиться обучение, тестирование, совместная работа научных групп в области китаеведения, китайского языка, культуры и истории Китая, переговоры с китайскими партнерами в онлайн- и офлайн-форматах. Кабинет станет площадкой для научных обменов, презентации значимых событий в деятельности СПбГУ в сфере китаеведения и других мероприятий.
О ходе приема в СПбГУ
В Санкт-Петербургском университете завершился прием на обучение по основным образовательным программам бакалавриата и специалитета. Приказы о зачислении на основные конкурсные места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета были изданы 17.08.2021. В целом на бюджетные места зачислено 2156 граждан, таким образом, прием на места в рамках контрольных цифр приема, установленных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31.07.2020 № 848 (далее — приказ № 848), осуществлен на 100 % мест.
21.08.2021 изданы приказы о зачислении в СПбГУ на обучение по программам бакалавриата и специалитета на места по договорам об оказании платных образовательных услуг, зачислены 1800 поступающих (со списками зачисленных можно ознакомиться на сайте Приемной комиссии СПбГУ).
В рамках приема на договорную основу (как на программы бакалавриата и специалитета, так и на программы других уровней образования) СПбГУ проведена работа, направленная на повышение доступности высшего образования посредством использования образовательного кредита с государственной поддержкой. Информация о такой возможности была представлена представителями СПбГУ и ПАО «Сбербанк России» в рамках общеуниверситетского Дня открытых дверей, состоявшегося в онлайн-формате (Абитуриентам СПбГУ рассказали об изменениях в правилах приема в 2021 году). Сведения об образовательном кредите также были размещены на сайте СПбГУ в Личном кабинете поступающего и разосланы на электронные почты поступающих в Санкт-Петербургский университет. Для поступающих в СПбГУ была обеспечена работа персонального менеджера и «горячей линии» ПАО «Сбербанк России». В результате проведенной работы по информации, полученной от ПАО «Сбербанк России», за июнь и июль 2021 года поступающими в СПбГУ заключено 338 кредитных договоров (информация по договорам, заключенным в августе, будет предоставлена в начале сентября).
- 17.08.2021 завершился прием в Санкт-Петербургский государственный университет на обучение по основным образовательным программам магистратуры, реализуемым в очной форме. На места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета зачислено 1990 граждан, таким образом, прием на места в рамках контрольных цифр приема, установленных приказом № 848, осуществлен на 100 % мест. На места по договорам об оказании платных образовательных услуг зачислено 380 поступающих. Списки зачисленных представлены здесь. Прием на обучение по программам магистратуры, реализуемым в очно-заочной форме, на места по договорам об оказании платных образовательных услуг будет вестись до 23.09.2021.
- 21.08.2021 завершился прием на обучение по основным образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. На места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета зачислено 432 гражданина, таким образом, прием на места в рамках контрольных цифр приема, установленных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 31.07.2020 № 849 (далее — приказ № 849), осуществлен на 100 % мест. Приказы о зачислении размещены на сайте Приемной комиссии СПбГУ. На места по договорам об оказании платных образовательных услуг будет зачислено 53 поступающих.
- 20.08.2021 завершился прием на обучение по основным образовательным программам ординатуры. На места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета зачислено 94 гражданина, таким образом, прием на места в рамках контрольных цифр приема, установленных приказом № 849, осуществлен на 100 % мест. На места по договорам об оказании платных образовательных услуг зачислено 292 поступающих. Приказы о зачислении опубликованы.
- 21.08.2021 завершился прием на обучение по основным образовательным программам среднего профессионального образования. На места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета зачислено 95 граждан, таким образом, прием на места в рамках контрольных цифр приема, установленных приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 371, осуществлен на 100 % мест. На места по договорам об оказании платных образовательных услуг зачислено 246 поступающих. Ознакомиться с приказами о зачислении можно на сайте Приемной комиссии СПбГУ.
Динамика приема в целом является стабильной и находится на уровне 2020 года, какие-либо резкие изменения как в объемных (количественных) показателях приема, так и в качестве приема отсутствуют (так, например, средний балл Единого государственного экзамена зачисленных на бюджетную основу обучения в рамках общего конкурса составил 93,09 балла (в 2020 году — 93,61 балла).
В рамках приема на обучение иностранных граждан в настоящее время совместно с Минобрнауки России завершается работа по оформлению иностранным гражданам, успешно прошедшим отборочные мероприятия и рекомендованным к обучению, необходимых для зачисления документов: формирование направлений на обучение, визовых указаний и приказов о зачислении иностранных граждан, по которым уже получены направления со стороны Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (места за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета).
20.08.2021 в аппарате Правительства Российской Федерации прошло очередное расширенное совещание с участием представителей федеральных органов государственной власти, имеющих подведомственные образовательные организации высшего образования, а также ректоров вузов, подведомственных Правительству Российской Федерации, по вопросу промышленной эксплуатации федеральной информационной системы — суперсервиса «Поступление в вуз онлайн».
В ходе совещания были обсуждены вопросы своевременности обработки отдельными образовательными организациями заявлений поступающих, поданных посредством суперсервиса, причины отказа в приеме заявлений, направления совершенствования работы суперсервиса.
Об организации поселения в общежития СПбГУ
В СПбГУ продолжается работа по подготовке к новому учебному году. На сегодняшний день в университетских общежитиях насчитывается 4498 возможных мест для поселения к 25.08.2021. Каждое из них подготовлено и оборудовано в соответствии с утвержденными в СПбГУ стандартами оснащения. К 31.08.2021 планируется освобождение еще 128 мест в связи с выселением выпускников аспирантуры, обучающихся по дополнительным образовательным программам, членов семей обучающихся и других. После проведения ремонтных работ силами работников СПбГУ введено в эксплуатацию 227 мест, в том числе 189 в петергофском комплексе и 38 на Васильевском острове.
Для удобства поселяющихся в общежития распределение по комнатам проведено заблаговременно, сгенерированы договоры найма и другие необходимые документы. Это существенно сократит время на оформление непосредственно при поселении и уменьшит очереди. Для усиления пропускной способности на центральном контрольно-пропускном пункте оборудовано четыре дополнительных рабочих места для сотрудников управления режима и охраны. Также организовано привлечение волонтеров к кампании по поселению.
В Виртуальную приемную СПбГУ поступило много вопросов по поводу переселения внутри общежитий и между жилыми корпусами. Принято решение о том, что переселение между общежитиями начнется после окончания кампании по поселению, которая продлится до 15 сентября. Переселение между Петергофом и городскими общежитиями станет возможным с 1 октября. Соответствующие изменения в приказ, ограничивающий переселение, будут внесены. Все будет реализовано с учетом конкретной эпидемиологической обстановки на тот период времени.
Об организации вакцинации против COVID-19
В связи со скорым началом учебного года в Университет поступают вопросы от иногородних студентов и их родителей о том, как будет организована вакцинация в СПбГУ.
Ранее для решения этого вопроса по адресу ул. Кораблестроителей, 20, была организована работа выездного пункта вакцинации, чтобы обучающиеся имели возможность сделать прививку рядом с местом проживания. Из 503 проживающих на тот момент в общежитии 120 студентов записались на проведение вакцинации. Из 120 записавшихся студентов 113 прошли вакцинацию двумя компонентами вакцины «Спутник V». Больше никто из универсантов не изъявил желания записаться на прививку и на повторное приглашение не откликнулся. Возможность пройти вакцинацию студентам СПбГУ, проживающим в петергофском комплексе, предоставляла поликлиника при Николаевской больнице. В ходе ректорского совещания было принято решение обратиться к ее руководству с просьбой организовать работу выездного пункта для обучающихся в Петергофе. Иногородним студентам СПбГУ рекомендуется заранее сделать прививку в своем регионе.
В Санкт-Петербурге проходит сбор информации на уровне города о потенциальном числе иностранных студентов, которые пожелают пройти вакцинацию в Российской Федерации. СПбГУ регулярно направляет эти сведения по мере запроса и готов действовать в соответствии с рекомендациями, которые будут приняты городом.
Размещение в СПбГУ табличек с информацией о лауреатах премии Российского профессорского собрания
В целях сохранения и дальнейшего развития научного потенциала российской науки и высшего образования, стимулирования научно-технического развития и поощрения выдающихся научных и педагогических работников общероссийской общественной организацией «Российское профессорское собрание» учреждены общенациональные премии: «Профессор года», «Декан года» и «Ректор года».
В 2020 году от СПбГУ лауреатами премии стали шесть сотрудников (Названы лауреаты общенациональной премии Российского профессорского собрания, В СПбГУ наградили лучших профессоров и деканов года). В номинации «Декан года» победили декан факультета психологии Алла Вадимовна Шаболтас и декан факультета прикладной математики — процессов управления Леон Аганесович Петросян.
Звание профессора года получили заведующий кафедрой прикладной кибернетики математико-механического факультета Николай Владимирович Кузнецов, заведующий кафедрой коммерческого права юридического факультета Владимир Федорович Попондопуло и заведующий кафедрой политического управления факультета политологии Леонид Владимирович Сморгунов.
Кроме того, декан факультета международных отношений Ирина Николаевна Новикова одновременно стала лауреатом премий «Декан года» и «Профессор года».
Ректором СПбГУ было принято решение отметить заслуги выдающихся ученых и преподавателей соответствующим поощрением и размещением информации о лауреатах общенациональной премии в зданиях Университета. В связи с этим были разработаны и согласованы с руководителями подразделений и административными службами варианты стендов и табличек на них.
Шесть стендов и семь табличек с фамилиями лауреатов были изготовлены и размещены в зданиях, где проводят образовательную деятельность соответствующие подразделения:
- Набережная Макарова, д. 6
- Смольный пр., д. 1 (7-й и 8-й подъезды)
- 22-я линия В. О., д. 7а
- Петергоф, Университетский проспект, д. 35
- Петергоф, Университетский проспект, д. 28
О кадровых изменениях
В Университете введена должность проректора по учебно-методической работе. Исполняющим обязанности проректора назначена Э. А. Зелетдинова, ранее работавшая начальником Главного управления по учебной и методической работе.
Э. А. Зелетдинова окончила философский факультет, аспирантуру и докторантуру Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Кандидат философских наук (1992), доктор политических наук (2003), профессор (2005), почетный работник сферы образования Российской Федерации (2019). С ноября 2019 года — начальник Главного управления по учебной и методической работе СПбГУ.
Эльвира Анваровна прошла все ступени работы в университете — в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Астраханский государственный технический университет»: доцент, заведующая кафедрой, профессор, директор центра образовательной политики (лицензирование, аккредитация, СМК, контроль качества образования), директор Гуманитарного института, проректор по международным отношениям, проректор по учебной работе. Автор научно-методических трудов по качеству образования и методическим проблемам формирования компетенций. Участник и ответственный руководитель пяти государственных аккредитаций вуза.
С 2010 года — федеральный эксперт качества профессионального образования, член национальной Гильдии экспертов. В 2021 года подтверждено звание международного эксперта.
Эльвира Анваровна — специалист в области политической социологии, элитологии, руководитель региональной научной школы по политической социологии. Подготовила 10 кандидатов наук. Автор более 200 научных трудов, пяти монографий, более 70 статей в рецензируемых научных изданиях, в том числе входящих в базы Scopus и Web of Science (три статьи за последние три года). Руководитель 13 научных грантов РГНФ, РФФИ, Программы развития ООН.
Проректор по учебно-методической работе будет непосредственно подчиняться ректору СПбГУ.