Материалы ректорского совещания
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 22 обращения от студентов и преподавателей (в том числе восемь вопросов учебно-методического характера), 11 обращений поступило на электронную почту проректора. Темы запросов различные: о поступлении, об участии в конкурсах на соискание премии, о порядке оплаты обучения, об обучении на дополнительных образовательных программах, о процедуре перевода и восстановления, о получении документов из личного дела обучающегося, о пересдаче экзамена, о запросе статусных справок, об оформлении ОМС иностранным студентам, о пересечении границы РФ иностранными студентами, о необходимости самоизоляции прибывших на обучение иностранных студентов, о формате проведения ГИА. В ответ на поставленные вопросы оперативно направляются письменные разъяснения и принимаются необходимые решения.
По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения. Например, на прошедшей неделе было обращение иностранного студента магистратуры из Республики Казахстан о возможности проведения промежуточной аттестации с использованием дистанционных технологий. В ответ на вопрос студента ему были направлены разъяснения, что постановлением Правительства РФ от 02.03.2021 № 301 «Об утверждении Положения об особенностях проведения промежуточной аттестации в 2021/22 учебном году…» вводятся условия использования системы идентификации личности (сервиса прокторинга) при проведении аттестационных испытаний (зачетов и экзаменов) в удаленном формате, начиная со следующего учебного года.
По информации от большинства руководителей учебно-научных подразделений, учебный процесс проходит в обычном режиме, согласно расписанию, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий. Возникающие проблемы решаются в установленном порядке. Например, вновь поступили предложения от ряда учебных групп студентов-историков с просьбой сохранить удаленный формат обучения. На основании решений директора института по большинству обращений дан положительный ответ.
Преподаватели-юристы отмечали технические проблемы при проведении занятий с использованием ИКТ. К сожалению, информация об этих проблемах доходит с большим опозданием: сначала преподаватель информирует заведующего кафедрой, потом заведующие кафедрами информируют декана факультета, далее декан направляет еженедельный отчет первому проректору по учебной и методической работе. И только тогда проректор направляет информацию начальнику управления — службы информационных технологий С. Ю. Севрюкову, который и разбирается с причинами возникших проблем. Между тем причины проблем могут быть разными. Например, при проверке одного своевременно поступившего заявления (напрямую в службу технической поддержки) стало понятно, что имелась проблема с компьютером в аудитории. Преподавателю оказана необходимая помощь и дальнейшее занятие прошло без сбоев.
В очередной раз было обращено внимание на необходимость своевременных обращений в техподдержку УСИТ и подачи заявок в другие службы СПбГУ в случае выявления преподавателями тех или иных проблем, что требуется для оперативного их анализа и устранения. Заявки на техническую поддержку необходимо направлять:
- через систему регистрации заявок и инцидентов OTRS — sd.spbu.ru (приоритетный способ обращения)
- по телефону +7 (812) 363–60–30 (если у пользователя отсутствует доступ к сети Интернет)
Напоминалось, что для целей оперативного взаимодействия в заявке необходимо указывать контактные данные пользователя (Ф. И. О., учетную запись st...., контактный телефон, адрес здания, где размещено рабочее место пользователя). Инструкции и дополнительные материалы размещены на портале СПбГУ (контактная информация).
Директора и деканы представили отчеты о проведении встреч с представителями студенческого сообщества. По информации от части руководителей учебно-научных подразделений, встречи со студсоветами за прошедшую неделю не проводились. На встречах с представителями студсоветов институтов истории и философии, факультетов юридического, биологического, филологического, международных отношений, социологии обсуждались вопросы организации образовательного процесса в апреле и другие вопросы.
На встрече первого заместителя декана факультета искусств И. Г. Уралова с представителями студсовета обсуждались вопросы: о работе комиссий по рассмотрению заявлений обучающихся на повышенную стипендию, об обращении обучающихся ООП «Вокальное искусство» о срыве занятий 16.03.2021 (по адресу: Биржевая линия, д. 6). По результатам проверки по этому факту стало понятно, что занятия по образовательной программе «Вокальное искусство» и репетиции хора СПбГУ проводились примерно в одно и то же время в смежных помещениях в ауд. 206 и 207 по адресу: Биржевая линия, д. 6а. Между указанными помещениями полностью отсутствует звукоизоляция, что делает параллельные занятия невозможными. Для разрешения этой ситуации решено перенести учебные занятия программы «Вокальное искусство» из помещения 206а в Актовый зал здания Двенадцати коллегий, где для этого есть подходящие условия.
На встрече первого заместителя декана физического факультета А. В. Титова с представителями студенческого совета обсуждались вопросы подготовки к проведению госаккредитации, а также вопросы об открытии точек питания для обучающихся. По результатам проведенного обсуждения с начальником Управления по организации питания СПбГУ вопроса о необходимости открытия столовой для студентов и преподавателей в здании по адресу: Ульяновская ул., д. 3, с учетом проведения аудиторных занятий и присутствия студентов, преподавателей и сотрудников. Начальник Управления по организации питания СПбГУ С. В. Шингиреева приняла решение открывать точку питания с 23.03.21 в режиме работы с понедельника по пятницу.
О формате организации образовательного процесса с 1 апреля
Директора институтов и деканы факультетов представили предложения по формату обучения с 1 апреля. Большинство руководителей учебно-научных подразделений (24 из 30) придерживается мнения о необходимости сохранения смешанного формата очного обучения, предполагающего аудиторные занятия и занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий. Руководители институтов философии, педагогики и ВШЖиМК, факультетов психологии, иностранных языков и экономического приняли решение о реализации дисциплин полностью с применением ИКТ.
Сводная информация о поступивших предложениях в таблице:
№ п/п |
Учебно-научное подразделение |
Реализуемый на сегодняшний день формат обучения |
Формат обучения с 01.04.2021 |
Решение первого проректора по УМР |
---|---|---|---|---|
|
Институт химии |
с применением ИКТ |
смешанный |
смешанный |
|
Институт философии |
с применением ИКТ |
с применением ИКТ |
с применением ИКТ |
|
Институт ВШЖиМК |
с применением ИКТ |
с применением ИКТ |
с применением ИКТ |
|
Институт антимонопольного регулирования |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
Институт педагогики |
с применением ИКТ |
с применением ИКТ |
с применением ИКТ |
|
Институт когнитивных исследований |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
юридический факультет |
с применением ИКТ |
смешанный |
смешанный |
|
факультет искусств |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
Институт истории |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
институт «Высшая школа менеджмента» |
с применением ИКТ |
смешанный |
смешанный |
|
факультет математики и компьютерных наук |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
физический факультет |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
факультет свободных искусств и наук |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
факультет политологии |
с применением ИКТ |
смешанный |
смешанный |
|
экономический факультет |
с применением ИКТ |
с применением ИКТ |
с применением ИКТ |
|
факультет международных отношений |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
факультет прикладной математики — процессов управления |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
восточный факультет |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
математико-механический факультет |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
факультет иностранных языков |
с применением ИКТ |
с применением ИКТ |
с применением ИКТ |
|
факультет социологии |
с применением ИКТ |
смешанный |
смешанный |
|
биологический факультет |
с применением ИКТ |
смешанный |
смешанный |
|
Институт наук о Земле |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
факультет психологии |
с применением ИКТ |
с применением ИКТ |
с применением ИКТ |
|
факультет стоматологии и медицинских технологий |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
медицинский факультет |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
филологический факультет |
с применением ИКТ |
до 15.04.21 — с применением ИКТ; с 15.04.2021 — в смешанном формате |
до 15.04.21 — с применением ИКТ; с 15.04.2021 — в смешанном формате |
|
бакалавриат «физкультура» кафедра ФкиС |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
Колледж ФкиСЭТ |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
|
Медицинский колледж |
смешанный |
смешанный |
смешанный |
Детали формата обучения с 1 апреля определены и отражаются в электронном расписании. Важно отметить, что в дальнейшем формат обучения также может изменяться. Обо всех изменениях информация передается заблаговременно и отражается в электронном расписании.
Перечень плановых показателей внутренней оценки образовательных программ
В целях организации контроля и мониторинга качества образовательной деятельности в СПбГУ и во исполнение дорожной карты по внедрению мероприятий внутренней независимой оценки качества образования в сентябре 2020 года был утвержден перечень плановых показателей внутренней оценки образовательных программ (приказ от 11.03.2021 № 1708/1 «Об утверждении перечня плановых показателей внутренней оценки образовательных программ и методики их расчета»). Перечень плановых показателей сформирован после широкого обсуждения с участием научно-педагогических работников СПбГУ, сотрудников административных служб, членов УМК, советов образовательных программ, советов обучающихся, внешних заинтересованных лиц.
Критерии и показатели качества, представленные в итоговом перечне, отвечали требованиям, сформированным в ходе обсуждений:
- корреляция с показателями общероссийской отчетности и мониторинга вузов, а также с показателями, установленными Минобрнауки и определяющими КЦП, распределение грантов, объемы финансирования и т. п.
- отражение особо приоритетных целей национальной образовательной политики и текущей образовательной политики СПбГУ (показатели национальных проектов в сфере образования, Программы развития СПбГУ и т. п.)
- учет показателей внутренних и мировых образовательных рейтингов
- ориентация на установленные для стран — участниц Болонского соглашения стандарты и критерии качества (ESG), а также критерии, применяемые при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности в РФ
Следующим шагом на пути формирования внутренней системы контроля и мониторинга качества образования явилась разработка методик расчета плановых показателей внутренней оценки образовательных программ СПбГУ для установления ежегодных плановых величин (индикаторов) их достижения (приказ первого проректора по учебной и методической работе № 1708/1 от 11.03.2021 «Об утверждении методики расчета плановых показателей и индикаторов внутренней оценки образовательных программ»).
Работа по подготовке приказа проводилась при активном участии председателей и членов учебно-методических комиссий. В результате обобщения представленных в ходе обсуждения на заседаниях УМК предложений и рекомендаций были выявлены некоторые общие тенденции, которые учтены при формировании итогового варианта методик расчета показателей и их плановых индикаторов.
С целью учета специфики и разнообразия направлений подготовки по образовательным программам плановые индикаторы и методики их расчета разделены на две группы.
К первой группе относятся индикаторы и, соответственно, методики их расчета, которые отражают требования нормативных актов и локальных актов СПбГУ и являются, с этой точки зрения, установленными в «жесткой» привязке к показателям соответствующих нормативных источников (например, показателям Программы развития СПбГУ, показателям министерских мониторингов вузов в части НИР, результатам приема, внедрения НОКО, показателям ежегодной отчетности вузов и т. д.) — в таблице показателей даны соответствующие ссылки на источник индикатора и методику его расчета.
Ко второй группе индикаторов относятся индикаторы и методики их расчета, установление которых основано на экспертизе УМК по соответствующим УГСН, поскольку связаны с показателями, которые не могут не учитывать специфики конкретных направлений и специальности. Величина этих индикаторов определяется на основе экспертного мнения УМК с учетом опыта реализации программы и ее особенностей. Речь идет, например, о таких показателях, как «Доля дисциплин основных образовательных программ, при реализации которых используются виртуальная и дополненная реальность, симуляторы, тренажеры, виртуальные лаборатории, адаптивные обучающие комплексы», «Доля обучающихся по образовательной программе, имеющих в портфолио личных достижений образовательные, профессиональные и научные достижения, соответствующие направлению / специальности образовательной программы (участие в международных научных конференциях, в работах по научным грантам и в других формах научной активности в рамках профессиональной направленности программы)», «Доля преподавателей по образовательной программе, проводящих занятия с использованием ИКТ и дистанционных образовательных технологий, в том числе онлайн-курсов» и других.
Анализ поступивших от УМК предложений показал также, что часть рекомендаций относится к дополнению или уточнению формулировок самих показателей, без изменения их сути и количества. В частности, предлагалось дополнить показатель 3.1.2 «Доля преподавателей по образовательной программе, имеющих в портфолио личных достижений сведения о выдающихся достижениях в области педагогической и профессиональной деятельности (правительственные награды, премии, звания, мегагранты, победы в национальных, в том числе внутриуниверситетских, и международных конкурсах и др.)» — добавить «руководитель гранта РНФ»; в показатель 5.3.1 «Доля ВКР по образовательной программе в течение трех последних лет, выполненных по заявкам работодателей» добавить «а также по тематике грантов». Для учета такого рода предложений о корректировке утвержденных показателей внутренней оценки образовательных программ понадобилось внесение изменения в приказ. Целесообразным было признано решение объединить в одном приказе (в качестве приложений к приказу) и методики расчета плановых индикаторов внутренней оценки образовательных программ, и скорректированный перечень показателей внутренней оценки образовательных программ СПбГУ.
Дальнейшее развитие системы контроля и мониторинга качества образования предполагает организацию мониторинга соответствия фактических показателей внутренней оценки образовательных программ плановым индикаторам. Соответствующие предложения готовятся во исполнение поручений по приказу в настоящее время. Уже сегодня в Университете имеется основа и предпосылка для осуществления мониторинговых мероприятий — создан Центр мониторинга качества образования. Одним из направлений его деятельности будет являться проведение опросов и анкетирований, предусмотренных в рамках обеспечения качества образования, а также организация сбора, анализа и хранения мониторинговой информации, в том числе и о выполнении плановых показателей (индикаторов) внутренней оценки образовательных программ. Однако в процесс мониторинга и контроля исполнения показателей, помимо сотрудников центра, будут вовлечены многие службы Университета, которые будут предоставлять информацию, необходимую для расчета плановых и фактических показателей, относящихся к сфере их компетенций и деятельности (управление по организации приема, управление научных исследований, управление образовательных программ, учебное управление и др.).
Организация работы с онлайн-курсами
Работа по производству онлайн-курсов осуществлялась в штатном режиме, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию и режим самоизоляции, введенный весной 2020 года. В производственном плане 2020 года было заявлено 69 тематик для создания онлайн-курсов, в рамках которых по итогам года будет запущено 87 новых онлайн-курсов на различных языках (при целевых плановых показателях текущей деятельности: 30–35 онлайн-курсов в год). Проведен анализ работы с онлайн-курсами в 2020 году.
СПбГУ стал победителем конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации. В рамках гранта было создано четыре онлайн-курса по агробиотехнологиям, на которых обучались более 14000 человек.
СПбГУ на ведущих образовательных платформах (по состоянию на 18 февраля 2021 года):
- «Открытое образование — 1 место (148 онлайн-курсов)
- Coursera — 1 место в Европе, 3 место в мире (137 онлайн-курсов, 10 специализаций)
- XuetangX — первый и единственный из российских вузов (10 онлайн-курсов)
На национальной платформе «Открытое образование» запущено в открытом доступе 148 курсов (из 693 на платформе), количество записей превысило 1,7 млн человек (1 место по количеству курсов и охвату аудитории).
На Coursera.org реализуется 137 онлайн-курсов и 10 специализаций СПбГУ, суммарное количество пользователей превышает 650 тысяч человек. СПбГУ по количеству онлайн-курсов, размещенных на платформе Coursera, занимает первое место среди вузов Европы и входит в топ-3 среди вузов мира — партнеров Coursera.
Статистика по количеству онлайн-курсов СПбГУ на Coursera (по состоянию на 18 февраля 2021 года):
№ |
вуз |
кол-во курсов |
1 |
Google Cloud (США) |
215 |
2 |
Иллинойсский университет в Урбане-Шампейне (США) |
149 |
3 |
СПбГУ |
137 |
Университет Джонса Хопкинса (США) |
137 |
На платформе Stepik реализуется пять онлайн-курсов СПбГУ, охват аудитории превышает 35 тысяч человек. СПбГУ первым из российских вузов запустил свои курсы на китайской платформе XuetangX, в настоящее время там реализуется десять курсов. На конец 2020 года общее количество слушателей составляло 23 тысячи человек. В декабре 2020 года СПбГУ стал единственным российским вузом — соучредителем Всемирного союза МООК.
В конце 2020 года портал Class Central, крупнейший агрегатор МООК, который постоянно анализирует главные тренды массовых открытых онлайн-курсов и статистические данные, опубликовал топ-100 самых популярных онлайн-курсов мира в 2020 году на крупнейших платформах (Coursera, edX, FutureLearn), и в этот список попали сразу два курса СПбГУ «Нейролингвистика» (руководитель авторского коллектива Т. В. Черниговская, 29 место), и «Японский язык для начинающих» (руководитель авторского коллектива И. С. Ибрахим, 31 место).
Также в рейтинг «Самые популярные онлайн-курсы по странам за 2020 год», опубликованный международной платформой Coursera, в топ-10 курсов российской аудитории вошел курс СПбГУ «Нейролингвистика» и стал самым популярным онлайн-курсом (1 место).
В ходе реализации самые популярные онлайн-курсы СПбГУ, запущенные в 2020 году, показывали еженедельный прирост до 2000 слушателей. Также популярными (по динамике прироста новых пользователей) у внешней аудитории оказались курсы по экономической тематике, сквозным технологиям и бизнес-проектам, поскольку позволяют восполнить пробелы в компетенциях, необходимых в условиях цифровой экономики.
Рост аудитории онлайн-курсов СПбГУ на международных образовательных платформах в целом способствует повышению узнаваемости бренда, в том числе среди абитуриентов и потенциальных работодателей, что благотворно сказывается на укреплении позиций Университета в международном рейтинге QS (подробная аналитическая записка представлена в Приложении 1).
Работу преподавателей, участвовавших в создании онлайн-курсов, высоко отметили в Университете. Авторский коллектив курса «Финансовая грамотность» под руководством С. А. Белозерова был удостоен премии «За учебно-методическую работу в 2020 году». Этот курс представлен в виде специализации по финансовой грамотности на международной платформе Coursera.
Вместе с ростом внешней аудитории слушателей отмечается положительная динамика роста обучающихся региональных вузов, использующих онлайн-курсы СПбГУ в образовательном процессе. Начиная с середины марта 2020 года, на онлайн-курсах СПбГУ прошли обучение более 13 тысяч студентов из 89 вузов.
В осеннем семестре выросло и количество студентов региональных вузов, обучающихся по сетевым договорам. Для сравнения: в 2018 году количество обучающихся студентов по сетевым договорам составляло около 1200, в 2019 году — чуть более 2000, а в 2020 году эта цифра уже достигла 5000.
Количество онлайн-курсов, включенных в собственный образовательный процесс, также постоянно растет. Весной 2020 года на онлайн-курсах СПбГУ, включенных в качестве обязательных дисциплин и размещенных на национальной платформе «Открытое образование», обучалось всего около 3700 человек, а в осеннем семестре эта цифра составила уже почти 22000 человек, то есть объем работы по зачислению, сопровождению контингента, организации специальных сессий онлайн-курсов для собственных обучающихся, работ по сопровождению и проведению аттестационных испытаний вырос фактически в шесть раз и без потери качества был обеспечен сотрудниками ЦРЭОР СПбГУ при взаимодействии с Учебным управлением СПбГУ.
В рамках разработки онлайн-платформы СПбГУ сотрудниками ЦРЭОР СПбГУ при поддержке и во взаимодействии с Центром языкового тестирования СПбГУ создана платформа по тестированию слушателей, сдающих экзамены по ТРКИ в дистанционном формате с применением технологий идентификации личности (прокторинга).
Совместно с УПОП велась разработка технического решения по проведению олимпиад в дистанционном формате с возможностью идентификации личности («Олимпиада СПбГУ для школьников», олимпиада «Я — профессионал» и «Интернет-олимпиада по физике»). Найденные решения будут использованы при реализации различных онлайн-сервисов в дальнейшем.
В настоящий момент идет подготовка производственного плана 2021 года, формирующегося с учетом:
- задач в части образовательной деятельности и потребностей в обеспечении учебного процесса
- взаимодействия с международной платформой Coursera
- результатов отбора конкурса на создание онлайн-курсов в 2021 году (приказ № 1169/1 от 17.02.2021)
- развития ДОП в онлайн-формате с целью увеличения контингента для улучшения показателя числа обученных, включенного в критерий, влияющий на выделение контрольных цифр приема
В 2021 году вектор развития онлайн-обучения в СПбГУ будет нацелен на расширение пула образовательных продуктов, реализуемых в онлайн-формате, в том числе и посредством собственной онлайн-платформы, а также на оптимизацию и повышение эффективности реализации уже созданных ранее продуктов.
Подача заявок на получение стипендий
Обсуждался вопрос в Виртуальной приемной о том, почему студенты второго курса магистратуры (то есть выпускного) не могут подавать заявления на стипендии. Разъяснялось, что в соответствии с действующим законодательством и локальными актами Университета студенты второго курса магистратуры имеют право подать заявление и необходимый комплект документов для участия в конкурсном отборе кандидатов на соответствующие государственные и именные стипендии (стипендии Правительства Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования РФ, Правительства Санкт-Петербурга).
Вместе с тем необходимо учитывать, что назначение и выплата по всем видам государственных и именных стипендий, по которым отбор проводится в весеннем семестре, в соответствии с установленными правилами осуществляется с 1 сентября года, в котором проводится отбор (текущего года) (в частности, пункт 3 Положения о стипендиях президента Российской Федерации, утвержденного Распоряжением Президента РФ от 06.09.1993 № 613-рп, пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.1995 № 309 «Об учреждении стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования», абзац первый пункта 1.5 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.08.2012 № 921 «О именных стипендиях Правительства Санкт-Петербурга студентам образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования»).
К тому времени (к 1 сентября 2021 года) стипендиат уже не будет иметь статуса студента Университета, поэтому стипендия ему не может быть назначена и выплачена.
Стратегия цифровой трансформации Университета: подготовка программы мероприятий
В СПбГУ будет создана рабочая группа по подготовке программы цифровой трансформации Университета. Разъяснялось, что цифровая трансформация СПбГУ — это комплексное преобразование экосистемы Университета, связанное с успешным переходом к новым моделям, принципам человеко-ориентированной цифровой коммуникации, основанной на эффективном обмене данными, производственных процессах и корпоративной культуре, которые базируются на принципиально новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий.
В основе цифровой трансформации Университета лежит:
— в части управления и организации бизнес-процессов Университета
- переход к единой цифровой среде Университета с высокой адаптивностью к текущим изменениям, где реализована система сквозных операционных процессов и взаимодействия участников, основанного на использовании общепринятых внутри организации форматов обмена данными, стандартизированных сервисов, интегрированных информационных систем / платформ, в том числе обеспечивающих агрегацию, актуализацию и верификацию данных организации
- реализация эффективных современных решений и безопасных механизмов агрегации и хранения данных, повышение качества сбора и аналитики данных
- формирование системы управления, основанной на использовании цифровых экспертных систем поддержки принятия решения, в том числе на аналитических (предиктивных) моделях
- переход к применению цифровых технологий в ключевых операционных процессах Университета, обеспечивающих повышение эффективности принимаемых решений и результат
- переход к кросс-возможностям управления и принятия решения в режиме реального времени и дистанционного управления операционными процессами
— в части новых принципов системного развития человеческого капитала
- увеличение роли и ответственности каждого уникального участника цифровой экосистемы Университета, определение типовых модельных ролей, унификация идентификаторов пользователей различных систем, формирование цифрового следа
- переход к принципам прямого участия ключевых подразделений, работников, обучающихся и бизнес-окружения Университета в процессе цифровой трансформации
- переход к моделям «цифровой двойник» и «цифровой профиль» в отношении процессов / технологических и производственных цепочек Университета и участников процессов (работников, исследователей, обучающихся)
- совершенствование цифровых навыков работников и обучающихся Университета, формирование компетенций решения производственных задач с использованием информационно-коммуникационных технологий, развитие корпоративной культуры работы с данными
Цифровая трансформация Университета предусматривает:
- обеспечение максимального эффекта от внедрения цифровых технологий в экономические системы Университета всех уровней; повышение экономической эффективности и результативности Университета, снижение финансовых издержек, временных затрат на реализацию базовых операционных задач и процессов, а также во всех сферах уставной деятельности Университета, за счет перехода к цифровым решениям
- исключение дублирования функций при переходе на новые корпоративные информационные системы; преобразование управленческой системы с помощью цифровых технологий, внедрение и совершенствование процессов разработки и принятия решений, развитие стратегического планирования и прогнозирования, в том числе планирования ресурсов (финансовых, нефинансовых, иных); обеспечение автоматизации бизнес-процессов, связанных с типовыми административными функциями
- создание персонализированной и человеко-ориентированной цифровой инфраструктуры, реализацию кадрового потенциала Университета, формирование цифровой среды и цифровых компетенций работников, повышение производительности и качества работы каждого работника
- улучшение качества агрегируемых данных Университета, создание эффективных механизмов управления данными, переход к управлению научными, образовательными и иными процессами уставной деятельности Университета на основе качественных данных
- максимальное раскрытие потенциала, повышение уровня представленности, цифровой репрезентативности, востребованности результатов исследований и научных разработок Университета, и оценку степени и эффективности их внедрения в технологические цепочки предприятий реального сектора экономики
- создание актуальных цифровых механизмов управления интеллектуальной собственностью Университета
- укрепление информационной безопасности Университета с помощью инструментов цифровой трансформации
Основные направления цифровой трансформации Университета:
- модернизация действующих и развитие новых современных моделей организации цифровой образовательной среды, исследовательского и технико-инновационного направлений Университета на основе внедрения актуальных цифровых инструментов и новых регламентов (принципов) взаимодействия и работы с данными (внедрение платформенных решений и сервисов, формирование культуры работы с данными, обеспечение ускоренной агрегации и обработки данных в режиме реального времени)
- формирование нового подхода к управлению данными Университета, реализация принципов работы с данными, предусматривающих процессы, обеспечивающие оперативное получение, обработку и анализ данных, эффективность использования данных, соблюдение требований законодательства и норм, установленных ЛНА Университета
- формирование системы управления Университетом и принятие решений на основе данных, включающее сочетание автоматизированных систем принятия решений и систем поддержки принятия управленческих решений на основе аналитики верифицированных данных
- создание условий, развитие возможностей и цифровых решений для сетевого взаимодействия, реализации проектов, обмена данными с внешними партнерами Университета (органы государственной власти, российские и иностранные научные и образовательные организации, предприятия, компании)
Ключевые элементы цифровой трансформации Университета:
- Soft skills (человеко-ориентированная модель)
- Big Data (большие данные и эффективная аналитика)
- Flexibility (адаптивность и гибкость создаваемой цифровой среды)
- Challenges (готовность к большим вызовам)
- Hard (современная эффективная технологическая база и информационные системы)
Программным документом в рамках цифровой трансформации Университета является «Стратегия цифровой трансформации Санкт-Петербургского государственного университета», включающая разделы:
- преамбула (нормативно-правовые основания, действующие локальные нормативные акты, анализ действующих в Университете информационных систем / баз данных и принятых регламентов работы с данными)
- цели, задачи, ключевые показатели эффективности (постановка горизонтов в краткосрочном (1–2 года) и долгосрочном (5 лет) периодах; конкретизация модели / принципов; ожидаемый модельный образ процессов и систем; ожидаемые технологические решения и их увязка)
- программы / дорожная карта цифровой трансформации Университета (план мероприятий (календарь-график), технологических, операционных, коммуникационных и иных преобразований)
- управление цифровой трансформацией Университета (конкретизация процессов, стейкхолдеров, подразделений, ресурсов и пр., обеспечивающих реализацию программ / дорожной карты)
- финансирование мероприятий цифровой трансформации
В рамках цифровой трансформации Университета будет создана рабочая группа по цифровой трансформации СПбГУ. Директорам и деканам поручено представить в адрес проректора по научной работе предложения по наполнению карты / плана мероприятий программы цифровой трансформации СПбГУ по трем направлениям: цифровая трансформация образовательной среды СПбГУ; цифровая трансформация научно-исследовательской среды СПбГУ; развитие цифровой грамотности и компетенций работников и обучающихся СПбГУ. А также поручено представить предложения по кандидатурам в состав экспертного совета при рабочей группе по цифровой трансформации СПбГУ.
Очередные новые полномочия Ученого совета Университета
В соответствии с действующим порядком замещения должностей научных работников СПбГУ, конкурс на замещение должностей научных работников СПбГУ объявляется приказом ректора или уполномоченного им должностного лица СПбГУ не позднее, чем за 20 календарных дней до даты окончания приема документов. В приказе об объявлении конкурса указываются должности, научная специальность, состав конкурсной комиссии, которая проводит рассмотрение, дата окончания приема заявлений от претендентов, дата проведения заседания конкурсной комиссии, а также адрес сайта СПбГУ, где размещается подробная информация о конкурсе.
В течение одного рабочего дня после объявления конкурса на замещение должности научного работника СПбГУ информация о нем размещается на сайте СПбГУ и на сайте вакансий по адресу: http://ученые-исследователи.рф в объеме, установленном регламентом указанного сайта.
Конкурсная комиссия принимает решение о победителе конкурса не позднее, чем через 15 календарных дней после окончания приема документов. Информация о результатах конкурсного отбора в течение трех рабочих дней размещается на сайте СПбГУ и на сайте вакансий.
В проекте приказа предлагается внести изменения в действующий порядок замещения должностей научных работников СПбГУ, предусматривающие возможность переноса принятия окончательного решения о победителях конкурса на УС СПбГУ до рассмотрения конкурсной комиссией:
- по мотивируемому заявлению участника конкурса (претендента)
- по решению ректора (уполномоченного ректором лица) в случае выявления проректором по организации работы с персоналом конфликта интересов
- по решению ректора (уполномоченного ректором лица), принятому по собственной инициативе
В этих случаях срок рассмотрения заявок будет продлеваться до 30 рабочих дней, а информация об этом будет размещаться на сайте СПбГУ и на сайте вакансий.
Об аудиторных занятиях преподавателей старше 65 лет
Обсуждался вопрос в Виртуальной приемной преподавателя-физика о допуске к очному проведению учебных занятий лиц старше 65 лет. Разъяснялось, что в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, реализация образовательных программ в Университете осуществляется в том числе с учетом методических рекомендаций Роспотребнадзора (МР 3.1/2.1.0205-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования», МР 3.1/2.4.0178/1‑20 «Рекомендации по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19») и обращения губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Беглова от 5 ноября 2020 года, в котором ректорам высших учебных заведений Санкт-Петербурга рекомендовали организовать образовательный процесс в дистанционном формате.
С ноября 2020 года учебный процесс в Университете организован с использованием информационно-коммуникационных технологий (в дистанционном формате). Этот формат проведения занятий отражен в электронном расписании и распространяется на всех преподавателей Университета, а не только на преподавателей старше 65 лет.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.03.2021 № 141 «О внесении изменений в Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121» срок перевода на дистанционный режим работы работников старше 65 лет, работников, имеющих хронические заболевания, а также срок, обязывающий граждан в возрасте старше 65 лет, граждан, имеющих хронические заболевания, не покидать места проживания (пребывания), продлен по 30.04.2021.
Также отмечалось, что с 1 марта в Университете организован поэтапный переход к организации учебного процесса в смешанном формате, сочетающем традиционные аудиторные занятия, удаленный формат занятий с применением информационно-коммуникационных технологий (Материалы ректорского совещания от 20.02.2021).
Вопросы, поступившие в рабочую группу, сформированную в связи с реорганизацией СПбГУ
Как известно, в СПбГУ создана рабочая группа из научно-педагогических работников СПбГУ для коммуникации с обучающимися, работниками, третьими лицами в связи с реорганизацией СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 15 марта 2021). Руководитель группы профессор И. Г. Уралов сообщил, что за последнюю неделю вопросы практически перестали поступать, а те, что изредка приходят, в основном повторяют вопросы, на которые уже даны ответы в Виртуальной приемной (В каких аудиториях будут заниматься студенты программы «Свободные искусства и науки» после реорганизации СПбГУ (выделение ФСИиН)?, Об оплате семинаров из эндаумент-фонда после реорганизации СПбГУ (выделение ФСИиН)).
Новых вопросов мало (например: Стоит ли мне готовиться к сдаче математики при поступлении в новый университет в связи с реорганизацией СПбГУ (выделение ФСИиН)?). В связи с появлением информации о возможном названии нового университета в ВП поступают вопросы о так называемом Смольном институте университета: Создавался ли когда-нибудь в Университете «Смольный институт»?). Как всегда, шум / хайп увеличивает интерес к вопросу. Шум вокруг реорганизации СПбГУ вызвал большой интерес к вопросу об истории создания программы «Свободные искусства и науки» в СПбГУ. Ответы на эти вопросы давно даны и имели более 12 тысяч просмотров (Что за структура факультет свободных искусств и наук СПбГУ?). Все вопросы в ВП о реорганизации СПбГУ здесь.
На ректорском совещании обсуждались текущие задачи, связанные с реорганизацией СПбГУ. Подробно обсуждался вопрос о ходе подготовки в федеральных органах власти проекта дорожной карты по реорганизации Университета для утверждения Правительством РФ. Участники совещания услышали и имели возможность обсудить позицию руководителей магистерских образовательных программ, остающихся в Университете, позицию представителей Университета по проектам этих дорожных карт, по организации обсуждения проектов дорожной карты и ходу обсуждения в федеральных органах власти.
Во-первых, вопрос о приеме в новый вуз. Учитывая просьбу декана ФСИиН и позицию Ученого совета Университета: прием в новый университет должен проводить сам новый университет, и университеты не должны заниматься обучением по аналогичным образовательным программам, все участники совещания поддержали предложение первого проректора профессора Е. Г. Черновой о готовности СПбГУ оказать организационную и техническую помощь новому университету в проведении рекламной компании, технологически обеспечить прием документов от абитуриентов нового университета при условии, что зачисление на первый курс будут проводить уже сами сотрудники УСИН. Это предложение не противоречит законодательству и реальной практике: уже не первую неделю в СМИ идет реклама поступления в новый университет (Кудрин: вуз на базе факультета СПбГУ поможет другим университетам внедрять Liberal Arts, Алексей Кудрин: Это будет небольшой, но особенный университет, Студентам обещают либеральный университет с общежитиями в центре Петербурга и лучшей столовой), и эти действия, конечно же, не противоречат действующему законодательству. Равно как и СПбГУ может на странице ФСИН проинформировать абитуриентов о приеме уже в новый университет и оказании сотрудниками СПбГУ технической помощи в организации такого приема в новый вуз. Тем более, что на странице ФСИН размещена информация о реорганизации СПбГУ и создании нового университета (Реорганизация СПбГУ). Эту позицию не поддерживает руководство ФСИН. Оно считает необходимым проводить зачисление в СПбГУ, а потом предлагать студентам перевестись в новый университет. Абитуриентам же предлагают заполнять информированное согласие о подаче документов в СПбГУ и готовности в последующем (с 01.09.2021) перевестись в новый университет.
Во-вторых, о сроках принятия студентами решения о выборе вуза. Участники совещания поддержали позицию Е. Г. Черновой, которая проинформировала, что при обсуждении проектов дорожной карты она занимает по этому вопросу такую позицию: дать возможность студентам, осваивающим образовательную программу «Свободные искусства и науки» и соответствующих магистерских программ закончить весенний семестр и сдать промежуточную аттестацию и ГИА (выпускникам). И только после этого они смогут принять решение: продолжать обучение в СПбГУ или переходить в новый вуз. К тому времени и преподаватели, участвующие в реализации образовательных программ по направлению «Свободные искусства и науки», смогут принять решение о месте своей дальнейшей работы.
В-третьих, вопрос о подготовке финансово-экономического обоснования создания нового вуза. Участники совещания поддержали позицию, что вовсе не СПбГУ (такое положение заложено в обсуждаемом проекте дорожной карты), а инициаторы создания, учредитель нового вуза должны представлять финансово-экономическое обоснование создания и функционирования нового вуза.
В-четвертых, вопросы о передаче каких-либо общежитий СПбГУ, этажей или блоков общежитий новому университету. Участники совещания высказались категорически против такого решения.
В-пятых, вопрос о заключении договора о сотрудничестве с новым вузом на период доучивания ранее зачисленных студентов. Участники совещания считают возможным заключение такого договора, но только при условии строгого соблюдения интересов СПбГУ.
В-шестых, о выдаче выпускникам нового университета диплома СПбГУ. Участники совещания считают, что студентам четвертого курса бакалавриата и студентам второго курса магистратуры (выпускникам 2021 года) при успешном прохождении ГИА будет выдаваться диплом СПбГУ. В отношении студентов иных курсов обучения, которые захотят перевестись в новый университет, вопрос должен решаться строго в соответствии с действующими правилами университетской жизни.
Об организации вакцинации иностранных граждан
В Виртуальную приемную поступил вопрос об организации вакцинации иностранных обучающихся. Разъяснялось, что возможность пройти вакцинацию в РФ предоставляется пока только гражданам РФ, иностранным гражданам, длительно проживающим на территории РФ. Иностранные обучающиеся не отнесены к этим категориям. При изменении ситуации все иностранные обучающиеся СПбГУ будут незамедлительно проинформированы.