Материалы ректорского совещания
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную в адрес первого проректора по учебной и методической работе поступило 35 обращений от студентов и преподавателей (23 из них — по вопросам учебно-методического характера), семь обращений поступило на электронную почту проректора. Обращения на различные темы: о поступлении и переводе в СПбГУ (О возможности перевода из другого вуза на бюджетной основе), о Европейской системе оценивания успеваемости (О европейской системе зачетов), о назначении стипендий, о зачете по онлайн-курсам (Об указании результатов прохождения онлайн-курсов в дипломе), о пересдачах, запросы статусных справок, об отмене обучения с использованием ИКТ, об отчислении студента в случае совершения им административного правонарушения (О привлечении к дисциплинарной ответственности), о формате обучения в весеннем семестре. По самым актуальным вопросам даны подробные разъяснения.
Мать студентки-филолога просит восстановить очную форму обучения. Она считает, что переводческие группы малочисленные, и в начале семестра была отлажена практика комбинированного обучения, при этом строго соблюдались все профилактические меры (ношение масок, проветривание помещений и т. д.). Разъяснялось, что в соответствии с приказом от 28.08.2020 № 7516/1 «О реализации основных образовательных программ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции» занятия в Университете с 01.09.2020 осуществляются в смешанном формате, сочетающем традиционные аудиторные занятия, дистанционный формат занятий и гибридную форму. В соответствии с предложением первого заместителя декана филологического факультета в начале весеннего семестра 2020/21 учебного года проведение занятий планируется с применением ИКТ, а далее, при улучшении эпидемиологической ситуации — в смешанном формате, что позволит осваивать практические навыки перевода в аудитории. С учебным расписанием занятий и форматом их проведения (в аудиторном и с применением технологий электронного обучения) можно будет ознакомиться на официальном портале СПбГУ в разделе «Электронное расписание» после его утверждения. За дополнительной информацией по вопросам обучения можно обратиться к начальнику учебного отдела по соответствующему направлению.
Студентка-экономист второго курса спрашивает: во втором семестре будет дистанционная или очная форма обучения? Разъяснялось, что в соответствии с предложением первого заместителя декана экономического факультета в начале весеннего семестра 2020/21 учебного года проведение занятий планируется с применением ИКТ, а далее, при улучшении эпидемиологической ситуации — в смешанном формате, предполагающем в том числе и аудиторные занятия.
В период с 18 по 21 января в большинстве отчетов руководителей учебно-научных подразделений в большей части отражена информация об отсутствии проблем, промежуточная аттестация проводится в штатном режиме. Отчеты не представили руководители факультетов (экономического, математико-механического, биологического, медицинского, искусств, ФМиКН, ФСиН, ПМ-ПУ, ФМО, иностранных языков, психологии), Института педагогики, кафедры физической культуры и спорта. В Институте наук о Земле ведется перераспределение педпоручений среди преподавателей в связи со сменой кадрового состава. Некоторым преподавателям требуется для работы ноутбук (получена служебная записка о выдаче техники).
Директора и деканы представили отчеты о проведении встреч с представителями студенческого сообщества. Директор Института истории А. Х. Даудов обсудил вопрос организации образовательного процесса в весеннем семестре 2020/21 учебного года. В ходе обмена мнениями председатель студсовета поддержал предложение начать учебный семестр в дистанционной форме. Также в период неблагоприятной эпидемиологической обстановки некоторым научно-педагогическим работникам Института истории (категории 65+) была оказана волонтерская помощь со стороны обучающихся института в организации дистанционных занятий. В ходе обсуждения этого вопроса была достигнута договоренность организовать встречу волонтеров с директором Института истории СПбГУ в начале нового учебного года, а также ходатайствовать перед руководством об объявлении благодарности волонтерам, отразить это движение в студенческих СМИ Института истории СПбГУ.
На встрече декана факультета социологии обсуждались вопросы, связанные с проводимой промежуточной аттестацией. Н. Г. Скворцов дал ответ на заданный ранее вопрос о доведении до сведения обучающихся первого курса результатов сдачи зачетов по онлайн-дисциплинам «Философия» и «История России». На ректорском совещании 18 января первым проректором по учебной и методической работе М. Ю. Лавриковой было разъяснено, что причиной задержки оглашения результатов является выполнение «отложенного прокторинга», занимающего значительное время, но являющегося необходимой процедурой. Сразу после завершения этой работы результаты будут занесены в личные кабинеты обучающихся (Материалы ректорского совещания от 18.01.2021).
На ректорском совещании также обсуждались вопросы студентов факультета свободных искусств и наук к руководству факультета, высказанные в форме запроса от газеты «Деловой Петербург». Они спрашивали, почему у магистрантов не было обещанных поездок в Нью-Йорк по обмену, на биеннале в Венецию, на практику в Москву. И. о. декана факультета Д. Е. Расков объяснил, что прежде никаких вопросов магистранты (которые, кстати, старше 30 лет) не задавали руководству ни в Виртуальной приемной, ни на встречах декана со студсоветом, а воспользовались тем, что они сотрудничают с редакцией газеты. Д. Н. Расков посочувствовал студентам, сказал, что ему понятны их чувства, но непонятны претензии. Ведь естественно, что в условиях пандемии практики были организованы в Петербурге, без выезда в другие регионы и другие страны.
Если бы вопросы об организации практики студенты задали руководству факультета раньше, то с ними могли бы обсудить другие варианты организации практики. Если у студентов есть конкретные предложения, их следовало бы высказать руководству факультета, студсовету в крайнем случае. Если для этих магистрантов важны именно эти конкретные практики, они могут прервать обучение и продолжить его позже.
Об организации образовательного процесса в весеннем семестре
В соответствии с приказом от 28.08.2020 № 7516/1 «О реализации основных образовательных программ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции» занятия в Университете с 01.09.2020 осуществляются в смешанном формате, сочетающем традиционные аудиторные занятия, дистанционный формат занятий и гибридную форму. Завершение прошлого семестра и промежуточная аттестация проводились в удаленном формате с использованием ИКТ.
На ректорском совещании 11 января был запрос в адрес руководителей учебно-научных подразделений: представить предложения по формату реализации образовательных программ в весеннем семестре 2020/21 учебного года (Материалы ректорского совещания от 11.01.2021). Подавляющее большинство руководителей высказалось за сохранение формата обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. По крайней мере начало семестра (до 28 февраля) планируется с применением ИКТ. Руководители подразделений сообщили о готовности после 28 февраля перейти на смешанный формат обучения (лекции — онлайн, практические и лабораторные занятия — офлайн), а далее, в случае дальнейшего улучшения эпидемиологической обстановки, по возможности, на полный офлайн-формат обучения. Программы медицинской направленности с 11 февраля будут проводиться в смешанном онлайн / офлайн формате.
Весенний семестр 2020/21 учебного года начнется 11 февраля, в соответствии с Правилами обучения расписание занятий должно быть опубликовано на портале за три дня, то есть не позднее 8 февраля.
Внедрение в образовательный процесс дополнительных общеобразовательных программ предпринимательской направленности для школьников
С 2019 года началось внедрение в образовательный процесс по программам среднего общего образования (в Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева СПбГУ) форматов, направленных на развитие технопредпринимательских навыков у школьников. На совещании рассматривались вопросы развития этих форматов обучения.
Первым шагом в данном направлении было внедрение в программы среднего общего образования факультативов «Искусство деловой презентации», «Бизнес проектирование — стартап менеджмент» и «Технологии визуализации». Задачей этих факультативов было формирование у гимназистов делового, технологического мышления, а также развитие навыков представления результатов своей деятельности. Эти курсы должны сформировать компетенции, которые позволят (вне зависимости от сферы, в которой хочет проявить себя гимназист, будь то академическое исследование или прикладной проект) на одинаково высоком уровне увлечь своей презентацией жюри на конференции, потенциального заказчика или эксперта.
С начала этого учебного года линейка технопредпринимательских активностей расширилась. За счет средств гранта на развитие специализированного учебного научного центра была оснащена студия технопредпринимательства. Помимо мощной компьютерной техники для программирования и работы над визуальным дизайном проектов, студия оснащена оборудованием для работы с аддитивными технологиями, виртуальной и дополненной реальностью, беспилотными летательными аппаратами и др. Общая стоимость оборудования — около 15 млн рублей.
В октябре 2020 года в рамках внеурочной деятельности начал работу клуб-мастерская по созданию проектов в области биотехнологий, материаловедения, общей инженерии (авиамоделирования и робототехники), 3D-печати и быстрого прототипирования. За два месяца работы клуба удалось создать несколько проектных команд. В клубе на данный момент занимаются 30 учащихся. Занятия ведут в том числе наставники из числа студентов, магистрантов и аспирантов СПбГУ, обучающиеся по направлениям физика, биология, химия, прикладная математика и процессы управления. Ранее почти все наставники имели положительный опыт участия в различных конкурсах стартапов, в том числе в конкурсе Startup SPbU.
Задача внедрения технопредпринимательства — это не только создание команд из гимназистов и доведение их проектов до высокого конкурентного уровня, но и помощь обучающимся, выполняющим академические исследования по основной профильной деятельности. В этом смысле в рамках программ общего образования фактически функционирует небольшой школьный технопарк, который способен стать базой для реализации идей гимназистов.
Кроме того, решается также задача интеграции деятельности с кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Одной из задач сотрудничества в рамках НТИ является получение статуса одного из ресурсных центров кружкового движения НТИ в Санкт-Петербурге.
Отдельный интерес представляет запрос на создание проектных команд, в которых гимназисты могли бы работать над совместными проектами со студентами и своими наставниками. Это позволило бы увеличить сложность проектов, а также расширило бы спектр компетенций, которые гимназисты смогли бы приобрести в рамках обучения в школе. Кроме того, это позволит гимназистам выступать в составе команд на более статусных студенческих конкурсах (Презентация).
Лауреат премии РАН имени Ф. А. Цандера — профессор СПбГУ А. А. Тихонов
Подведены итоги конкурса Российской академии наук на соискание премии имени Ф. А. Цандера, присуждающейся за выдающиеся теоретические работы в области ракетно-космической науки. В 2020 году премия имени Ф. А. Цандера присуждена доктору физико-математических наук А. А. Тихонову, профессору кафедры теоретической и прикладной механики СПбГУ, за серию научных работ «Электродинамическое управление и стабилизация вращательного движения космического аппарата» (Профессор СПбГУ Алексей Тихонов стал лауреатом премии имени Ф. А. Цандера).
Теоретическая значимость результатов, содержащихся в представленной серии работ, заключается в разработке математических основ теории электродинамического управления вращательным движением космического аппарата (КА) относительно центра масс. Представленная серия научных работ отражает взаимосвязанный комплекс исследований, объединенных единой тематикой, актуальной на современном этапе развития космодинамики. Все исследования выполнены на высоком научном уровне, обладают теоретической и практической значимостью, обеспечивают приоритет России в области электродинамического управления вращательным движением КА относительно центра масс.
Премия присуждается с 1992 года. За это время лауреатами премии стали 18 ученых. Среди них — два представителя СПбГУ (ранее, в 2005 году лауреатом этой премии стала Е. Н. Поляхова, доцент кафедры небесной механики СПбГУ).
Кто не представил оригиналы приказов и распоряжений?
В декабре 2020 года на ректорском совещании уже обсуждался вопрос возвращения должностным лицам, имеющим право подписи, возможности учета и направления на регистрацию скан-копий приказов, распоряжений, исходящих писем с использованием СЭДД «Дело» (Материалы ректорского совещания от 21.12.2020).
Было принято решение о предоставлении такого права должностным лицам, которые выполняют требование о представлении работникам отдела документационного обеспечения оригиналов документов своевременно и в полном объеме. По состоянию на день совещания остается задолженность по представлению оригиналов ЛПА за 2020 год у четырех должностных лиц (1412 документов). Информация об этом направлена проректору по организации работы с персоналом для запроса объяснений и принятия решения о привлечении этих лиц к дисциплинарной ответственности.
Всем работникам, выполнившим требование о представлении оригиналов ЛПА в ОДО, будет предоставлена возможность учета и направления на регистрацию скан-копий приказов, распоряжений, исходящих писем с использованием системы электронного документооборота и делопроизводства «Дело».
О закрытии делопроизводства 2020 года
В связи с закрытием делопроизводства 2020 года издано распоряжение от 29.12.2020 № 4644, устанавливающее обязанность руководителей структурных подразделений СПбГУ в срок до 01.02.2021 организовать актуализацию дат исполнения либо снятие с контроля поручений с плановыми датами за 2020 год. Поручения, срок исполнения которых не будет перенесен в делопроизводство 2021 года, после 01.02.2021 будут сняты с контроля автоматически.
Порядок работы в СЭДД «Дело», в том числе с контрольными поручениями, установлен регламентом работы в СЭДД «Дело» в редакции приказа от 23.10.2019 № 10474/1. В случае возникновения затруднений следует обращаться к работникам организационного управления.
Заседание коллегии почетных профессоров СПбГУ
20 января состоялось заседание коллегии почетных профессоров СПбГУ. Коллегия рассмотрела кандидатуры на присвоение звания «Почетный профессор СПбГУ», представленные учеными советами институтов и факультетов. На заседании коллегии выступил ректор СПбГУ Н. М. Кропачев. Он рассказал о том, что делается в Университете для обеспечения жизни и здоровья сотрудников и студентов, и ответил на вопросы членов коллегии (Деньги и время не тратятся, а расходуются).
О бюсте А.-З. Валиди
В 2007 году по просьбе Правительства Республики Башкортостан, поддержанной руководством восточного факультета СПбГУ (декан Е. И. Зеленев), руководство СПбГУ дало согласие и обещание установить бюст ученого-тюрколога Ахмету-Заки Валиди с памятной доской во дворах СПбГУ. В 2007 году по заказу Правительства Республики Башкортостан бюст был изготовлен за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Республики Башкортостан), государственный контракт № 91 от 28.06.2007. Исполнителем контракта на создание памятника выступило региональное отделение Всероссийской творческой организации «Союз художников России» Республики Башкортостан. Приказом от 22 мая 2007 года № 12/1 регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Республики Башкортостан изготовление бюста и памятной доски поручено В. А. Дворнику.
В 2008 году бюст А.-З. Валиди был установлен во внутреннем дворике комплекса зданий СПбГУ (Университетская наб., д. 7—9—11). Установка бюста также производилась за счет средств регионального бюджета субъекта федерации (распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 18 мая 2007 год № 527-р). В Башкортостане уже тогда имя А.-З. Валиди носила, например, улица, на которой располагается Государственное собрание — Курултай Республики Башкортостан, а также государственный университет, академия государственной службы, имя А.-З. Валиди было присвоено государственному учреждению «Национальная библиотека» (г. Уфа).
В 2016 году к руководству СПбГУ и руководству Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области поступило письмо от председателя ОО «Центр общественного контроля» А. Л. Филоненко, в котором ставился вопрос о законности установки бюста Ахмета-Заки Валиди (Бюст Ахмед-Заки).
После неоднократных обращений общественности к руководству СПбГУ и непосредственно в правоохранительные органы Университет в сентябре 2019 года обратился в прокуратуру Санкт-Петербурга — за разъяснениями и с просьбой проверить законность действий Университета. В 2020 году был направлен повторный запрос в прокуратуру Санкт-Петербурга. 17 декабря 2020 года из прокуратуры Санкт-Петербурга поступил ответ о том, что проверочные мероприятия по ранее направленному Университетом обращению еще не завершены, а длительность проверки «обусловлена необходимостью истребования значительного объема информации из архивных учреждений, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, осуществления переводов иностранных информационных источников, а также получения объяснений представителей научного сообщества» (Материалы ректорского совещания от 28.12.2020).
14 января 2021 года в Университете прошла проверка прокуратуры Василеостровского района, а 18 января этого года в Университет из прокуратуры Василеостровского района поступил документ об окончании проверки. Согласно этому документу Университет должен принять незамедлительные меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь, а также организовать рассмотрение представления с участием представителя прокуратуры и о принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный законом срок (О результатах проверки).
На запросы СМИ о том, собирается ли Университет обжаловать или будет выполнять поручение прокуратуры района, 19 января 2021 года в Виртуальной приемной был опубликован ответ заместителя ректора по правовым вопросам Ю. В. Пенова. В ответе сказано, что «Санкт-Петербургский университет не намерен обжаловать поручение районной прокуратуры. Оно будет исполнено в соответствии с требованием законодательства» (Запросы о бюсте Ахмет-Заки Валиди).
Дополнение от 06.09.2023:
Время подтвердило верность позиции руководства СПбГУ. Третий кассационный суд общей юрисдикции отказал в удовлетворении иска о защите чести, достоинства и деловой репутации Ахмета-Заки Валиди.
Об организации вакцинации против COVID-19
Декан факультета психологии А. В. Шаболтас задала вопрос о сроках организации вакцинации против COVID-19 для сотрудников и обучающихся СПбГУ. Ранее уже сообщалось, что Университет провел переговоры и получил предварительное согласие руководства поликлиники № 4 Василеостровского района и Николаевской больницы на проведение вакцинации при условии, что целевым образом будет выделено необходимое количество доз вакцины «Спутник V» для универсантов. СПбГУ направил соответствующий запрос в администрацию Санкт-Петербурга.