«Работа для практикующих миротворцев»: в СПбГУ прошла конференция по медиации
В Санкт-Петербургском университете эксперты из России, Австрии, Казахстана, Испании, Италии, Китая, Турции и других стран обсудили, существуют ли пределы применения медиативных технологий, какое место медиации отведено в реформе контрольно-надзорной деятельности, какова специфика нотариального удостоверения медиативных соглашений и как подобрать эффективную методику для разрешения споров с большим количеством участников.
Участие во II Международной конференции «Медиация: современность, инновационность, технологичность» приняли представители власти, конфликтологи, юристы, социологи, профессиональные медиаторы, врачи, представители бизнеса, адвокаты, нотариусы. Открывая конференцию, первый проректор по учебной и методической работе СПбГУ Марина Лаврикова рассказала о подходах, применяемых в этой сфере в Университете: «Проблемами конфликтологии, медиации мы занимаемся давно. В 2017 году в Университете был создан Центр медиации, который объединил усилия профессионалов из разных областей, исследовательский и практический потенциал СПбГУ, позволил решать не только научные, но и прикладные вопросы в сфере альтернативного урегулирования споров».
Центр медиации СПбГУ создан для урегулирования споров и конфликтов. Коллектив центра — медиаторы и эксперты из числа профессорско-преподавательского состава СПбГУ, обладающие высокой квалификацией, богатым научным и практическим опытом в области мирного урегулирования споров различной степени сложности и любой отраслевой направленности: от межличностных до экологических и внешнеэкономических.
Модератор конференции, директор Центра медиации СПбГУ Евгения Васькова заметила, что в решении сложных споров важен синергетический подход. По словам эксперта, сегодня возглавляемый ею центр все чаще сталкивается с конфликтами, которые содержат публичный элемент.
Мы видим, как идет поиск баланса интересов бизнеса и власти, бизнеса и общества, нередко споры возникают при межотраслевом взаимодействии. Мы понимаем, что применение медиации в таких случаях эффективно и может давать высокий результат.
Модератор конференции, директор Центра медиации СПбГУ Евгения Васькова
До 2010 года в России не было законодательных предпосылок к полноценному применению медиативной процедуры. Сегодня медиация регулируется Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», а в 2019 году закон получил свое развитие — применение медиации стало возможным в административных спорах и спорах, вытекающих из иных публичных правоотношений, медиативному соглашению в случае нотариального удостоверения законом придана сила исполнительного документа. Участники подчеркнули: такие законодательные изменения заставляют органы власти задумываться о формировании нового опыта применения переговорных технологий. Например, сегодня применение переговорных технологий при осуществлении контрольно-надзорной деятельности осуществляется федеральными налоговой и антимонопольной службами.
Эксперты подчеркнули: медиация зарекомендовала себя во многих странах как эффективный способ внесудебного, судебного и постсудебного урегулирования споров, а значит, при грамотном применении она может быть удобным и быстрым механизмом разрешения споров и для граждан, и для юридических лиц. Кроме того, при достаточном распространении она может способствовать разгрузке судебной системы в масштабах всей страны, уверен президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Он рассказал, что после вступления в законную силу поправки, которая придала исполнительную силу нотариально удостоверенным медиативным соглашениям, нотариусы активно подключились к системе урегулирования споров с помощью медиации.
Конечно, участие нотариуса не отменяет ключевой роли медиатора, конфликтолога, миротворца. Нотариус, будучи профессиональным, независимым, квалифицированным юристом, работает в паре с медиатором, который знает нюансы социологии, психологии человека. Такая совместная работа может повысить эффективность медиации в целом.
Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик
В качестве примера успешного сотрудничества специалистов из двух областей Константин Корсик привел алиментные споры, вполне успешно решаемые в досудебном порядке.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Вадим Чубаров заметил, что медиация эффективна и в спорах с участием предпринимателей: «Часто медиация творит то, чего невозможно достичь с применением традиционных механизмов». По его словам, медиативные технологии могли бы помочь бизнесу справиться и с последствиями пандемии. Споры, связанные с приостановлением исполнения договоров, возникшие из-за форс-мажорных обстоятельств, могли бы быть решены в досудебном порядке.
Потенциальными сферами для развития медиации эксперты назвали также контрольно-надзорное производство, финансовые рынки и здравоохранение. В сфере медицины конфликты стали возникать с переходом на рыночные отношения, уверены эксперты. Ситуация усугубилась в последние годы из-за снижения доступности медицинской помощи, увеличения стоимости услуг, нехватки врачей-специалистов и увеличения числа судебных дел в отношении врачей. Ставшие фигурантами дел врачи уходят из профессии, порождая еще больший дефицит квалифицированных кадров. Кроме того, в России заметно не хватает среднего медицинского персонала. Меж тем, по словам врачей, 80 % успеха оперативного вмешательства — это послеоперационный уход. Все эти причины рождают напряженность, а значит, сложные конфликты: сложные и по накалу эмоций, и по количеству участников, и по самой сути, ведь на кону здоровье и жизнь человека. «Врач уязвим в экономическом отношении, для него важен финансовый результат медицинской организации. Вместе с тем пациент тоже уязвим, потому что он многого не знает о процессе лечения. Конфликты рождаются зачастую из-за неумения общаться, выстраивать диалог, из-за профессиональной усталости, выгорания», — заметил Игорь Акулин, профессор СПбГУ, председатель правления Ассоциации медицинского права Санкт-Петербурга. По его мнению, врачу бывает сложно решить конфликт самому и тогда важно впустить в конфликт клинического психолога, медиатора, конфликтолога, чтобы дать сторонам возможность разрешить ситуацию в кратчайшие сроки во внесудебном порядке.
Основным барьером к повсеместному распространению медиации эксперты называют отсутствие или недостаток у граждан и государственных и муниципальных служащих информации о процедуре. Конфликтологи, юристы, социологи уверены: медиацию необходимо популяризировать в нашей стране, заниматься непрерывным обучением специалистов, развитием профессиональных институтов и упростить доступ граждан к медиативной помощи. Поскольку медиация — универсальная процедура и технология, она может применяться и в конфликтах двух людей, и в семье, и в спорах с публичным элементом, и в спорах с большим количеством участников, представителями власти, бизнеса. Медиация — не формализованная правовая процедура, а значит, она может быть гибкой и высокоэффективной.