«Своевременно и перспективно»: как онлайн-курсы СПбГУ помогают удаленно учиться студентам других вузов
С переходом российских высших учебных заведений на дистанционное обучение из-за эпидемии для многих вузов страны остро встал вопрос организации учебных процессов. СПбГУ одним из первых предложил помощь и бесплатно открыл доступ ко всем своим онлайн-курсам для студентов других вузов, с возможностью перезачета дисциплин.
Так, всего за пару недель с 16 марта 2020 года на курсы СПбГУ было зачислено более 13 тысяч студентов по заявкам от 66 российских вузов, а в индивидуальном порядке обратились учащиеся еще из 23 российских вузов. Вместе с этим общее количество слушателей платформы «Открытое образование» в весеннюю сессию выросло до 1,2 миллиона, из которых более 330 тысяч человек — слушатели онлайн-курсов СПбГУ. Директор Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) кандидат исторических наук, доцент Данил Вячеславович Рыбин рассказал, почему принял решение направить студентов ВГУЮ на онлайн-курсы СПбГУ, как студенты отзываются о курсах и насколько перспективно дальнейшее сотрудничество вузов в таком формате.
Как вы пришли к решению направить студентов на онлайн-курсы СПбГУ?
В марте 2020 года, когда практически все вузы России в экстренном порядке решали проблему организации обучения студентов с применением дистанционных образовательных услуг без потери качества высшего образования, многие образовательные платформы, ранее предлагавшие свои онлайн-курсы за определенную плату, предоставили бесплатный доступ к своим образовательным ресурсам. Не остались в стороне и крупнейшие вузы России. Именно в этот период предложение Санкт-Петербургского государственного университета о возможности зачисления студентов Санкт-Петербургского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) на онлайн-курсы СПбГУ было очень своевременным.
Чем был обусловлен выбор дисциплин?
Особо уязвимыми в этой ситуации оказались студенты первого курса, учитывая, что у них еще не сформировались навыки самостоятельной работы. В этой связи особый интерес вызывали именно онлайн-курсы, соответствующие дисциплинам первого года обучения по программам высшего образования юридического профиля. Из всего многообразия дисциплин были выбраны две: «Безопасность жизнедеятельности» и «История России».
Есть ли уже отзывы от студентов о прохождении курсов, какой у них опыт, как они оценивают работу в таком формате?
Для определения уровня удовлетворенности студентов предложенными курсами мы провели опрос среди них и получили следующие результаты: оценивая объем полученной информации в ходе изучения курсов, 70 % опрошенных студентов оценили его как высокий и очень высокий, 28,9 % считают объем полученной информации сравнимым с тем, что студенты получают в процессе обучения в очной форме, 75 % опрошенных хотели бы еще пройти онлайн-курсы СПбГУ, а более 80 % порекомендовали бы их другим студентам.
Каковы, на ваш взгляд, преимущества онлайн-образования и дистанционного обучения? Какой положительный опыт можно обозначить именно в условиях эпидемии?
Практически во всех странах дистанционное обучение развивается невероятными темпами, и это объясняется прежде всего заинтересованностью современного человека в повышении уровня знаний, в расширении кругозора, а также в получении дополнительного образования без перестроения своего привычного образа жизни, без длительных командировок в отрыве от своей работы, семьи. И при этом полученные в таком формате знания позволяют быстро перестроить свою деятельность в условиях изменчивого экономического рынка.
Бесспорным преимуществом дистанционного обучения, по сравнению с получением знаний в традиционном формате, можно назвать возможность получить образование вне зависимости от геолокации обучающегося, а также образовательной площадки, при этом можно найти курсы с узкой предметной областью и высокой скоростью обучения. Дистанционные образовательные технологии позволяют совмещать обучение с основной деятельностью. В формировании и наполнении онлайн-курсов участвуют высококвалифицированные преподаватели, обучение у которых не всегда доступно. В целом дистанционное образование позволяет реализовывать потребность в самообразовании и получении новых профессиональных навыков.
Есть ли недостатки и как они решаются?
Конечно, дистанционная система обучения не является совершенной и имеет ряд недостатков. Дело в том, что этот формат лишен главного элемента обучения — «живого» контакта, прямого взаимодействия «преподаватель-студент». Подобное взаимодействие и является основным мотивирующим фактором как для студентов, так и для преподавателей. Более приземленной, но не менее важной проблемой является отсутствие технической возможности у большой части населения нашей страны получать образование именно в таком формате, особенно это касается тех, кто проживает в удаленных уголках. С другой стороны, такой формат является приемлемым и эффективным, на мой взгляд, при организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому представляется правильным сбалансированное, разумное применение дистанционных образовательных технологий в высшем образовании.
Как вы оцениваете перспективы взаимодействия между вузами в таком формате?
Перспективы взаимодействия представляются реальными и долгосрочными, хотя и требуют более глубокого осмысления. Бесплатный период использования онлайн-курсов закончится, и потребуются новые аргументы для привлечения слушателей на онлайн-курсы.