Пионеры супрематизма. Проект Вербовка 100

В «Музее В. В. Набокова» СПбГУ открывается выставка «Пионеры супрематизма. Проект Вербовка 100».
Вербовка (ударение на первый слог) — село неподалеку от Киева, в котором в начале ХХ века Натальей Михайловной Давыдовой, энтузиастом народного искусства и художником-авангардистом, была основана артель вышивальщиц. Подобные мастерские народных художников, вдохновляясь, в частности, идеями школы «Искусств и ремесел» (У. Моррис, Дж. Рёскин), открыли в предыдущие годы Е. Г. Мамонтова в Абрамцеве под Москвой и М. К. Тенишева в Талашкине под Смоленском. В отличие от них, Давыдова, сама художник, привлекла к работе выдающихся мастеров: Нину Генке и Александру Экстер.
В конце 1915 года в Москве с огромным успехом состоялась «Выставка Современного Декоративного Искусства Южной России». Уже в этой выставке, как автор эскизов для вышивок, наряду с Александрой Экстер, Ксенией Богуславской, Георгием Якуловым и Иваном Пуни, принимал участие и Казимир Малевич. Современные исследователи выявили любопытнейший приоритет этого проекта: как известно, легендарный «Черный квадрат» Малевича был представлен публике только 1 января 1916 года (на «Последней футуристической выставке картин "0,10"» в доме Адамини), тогда как в Москве работы Малевича и его коллег были экспонированы 6 ноября 1915 года и, таким образом, именно это и был дебют супрематизма. Вместе с тем это было, по-видимому, самое масштабное по количеству экспонатов выступление супрематистов. Наконец, примечательный парадокс заключался в том, что это был масштабный выход авангарда к вещности: беспредметное искусство обретало предмет. В историческом 1917 году прошла вторая выставка.
Сто лет спустя художники Анна Толстикова и Юлия Анищенко инициировали воссоздание предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных мастерицами Вербовки по эскизам классиков русского авангарда. Более того, к проекту были подключены как профессиональные художники, так и любители вышивки из нескольких стран.
Выставка проходит в петербургском Музее В. В. Набокова. В детстве и юности, на протяжении шести с лишним лет, Набоков был учеником знаменитой петербургской частной школы — Тенишевского училища, основанного той самой княгиней Тенишевой, которая была одновременно в числе пионеров создания в России народно-художественных мастерских (Талашкино). В Тенишевском училище 12 февраля 1916 года (через месяц с небольшим после выставления «Черного квадрата» и через 3 месяца после выставки артефактов и эскизов из Вербовки) Казимир Малевич, совместно с другим участником супрематистских проектов, Иваном Пуни, выступил с публичной лекцией «Кубизм — футуризм — супрематизм». Неизвестно, присутствовал ли на лекции юный Набоков; можно предполагать, что он не слишком интересовался авангардным искусством. Однако в зрелом творчестве Набоков не раз отзывался на открытия и художественную практику авангарда. Реакция в основном была саркастической или негативной, но наряду с этим прочитывается и ревнивое внимание Набокова к авангардистским опытам «взлома» словесного и художественного мастерства. Господство беспредметного цвета в живописи, утверждавшееся супрематизмом, подобно господству беспредметного звучания в футуристической поэзии: выдающийся мастер звуковой инструментовки прозы, Набоков внимательно следил за экспериментами в этой области. Фигуры Ардальона в «Отчаянии» или художника Романова в «Даре» говорят скорее о том, что в живописи Набокова интересовала не беспредметность, а парадоксальное обострение предметной, миметической конвенции.
Но сто или сто с небольшим лет назад в русской культуре все было переплетено настолько тесно, что нити узоров — любимое понятие эстетики и метафизики Набокова — легко сводят воедино самые разные участки вышивки: Вербовку и Петербург, цвет и звук, народные ремесла и аристократический особняк, Малевича и Набокова.