Связь нейронауки и государственной политики обсудили в Университете
В Санкт-Петербургском университете состоялся междисциплинарный круглый стол, посвященный вопросам нейробиологии речи, участниками которого стали ведущие биологи, медики, психологи и лингвисты. В рамках встречи с докладом выступил ректор Университета Фавалоро, президент Фонда исследований в когнитивной нейронауке (INECO) Факундо Манес.
Особым гостем круглого стола стал второй секретарь Посольства Аргентины в России, глава отдела по науке, технологиям и инновациям Гастон Фиелли. Открывая мероприятие, он объяснил, что основной причиной стало желание рассказать об Аргентине и той новой роли, которую наука играет в ее жизни. «Даже в моей родной стране, если попросить обычных жителей назвать имена знаменитых ученых-соотечественников, вспомнить их смогут немногие, а между тем у нас есть пять нобелевских лауреатов. Но мы говорим не только о прошлом, поскольку сейчас наука в Аргентине активно развивается, — мы принимаем несколько проектов ядерных исследований, а также являемся лидером всей Латинской Америки в сфере IT-технологий, — рассказал Гастон Фиелли. ― Зачастую люди не представляют, чем занимаются ученые, когда работают в лабораториях. И это несколько странно, поскольку сегодня наука меняет нашу жизнь больше, чем когда бы то ни было: она трансформирует сами способы организации общества и нашей коммуникации. При этом большинство граждан все еще далеки от понимания сущности работы и задач исследователей».
Трое аргентинских ученых являются лауреатами Нобелевской премии по физиологии или медицине — Бернардо Альберто Усай (1947), Луис Федерико Лелуар (1970) и Сезар Мильштейн (1984).
Одним из наиболее известных популяризаторов научных знаний в странах Латинской Америки является ректор Университета Фавалоро — выдающийся ученый-нейробиолог Факундо Манес. В своих лекциях для студентов и всех, кто интересуется наукой, он рассказывает, как работает мозг и каким образом когнитивные науки могут помочь в повседневной жизни. В Санкт-Петербургском университете он выступил с докладом на тему: «Нейронаука, государственная политика и деменция».
Первой темой, поднятой на круглом столе, стала деменция — особая форма снижения умственных способностей, вызванная изменениями в височных долях головного мозга. Чаще всего ей оказываются подвержены пожилые люди, и именно с этим связана серьезная проблема ― окружающие нередко воспринимают деменцию не как заболевание, которое нужно стараться предупредить, а как естественную часть процесса старения. Изменения в поведении больных замечают только близкие, поскольку со стороны те могут казаться вполне обычными коммуникабельными людьми, за исключением одной особенности: они испытывают затруднения при необходимости сделать выбор, а также в ситуациях риска.
У человека есть две системы принятия решений — рассудочная и автоматическая, которая функционирует практически 90 % всего времени, в том числе и в экстренных ситуациях, когда действовать надо быстро. Изучение нейрокибернетики этих процессов сегодня особенно актуально не только в связи с борьбой с заболеваниями. Каждый из нас ведет себя исходя из своих представлений о мире, а не того, каков этот мир в действительности. В эту ловушку попадают даже те, кто должен мыслить рационально, — например, политики, которые начинают считать себя и своих избирателей рассудительными, безупречными людьми и не учитывают нюанса, связанного с автоматизмом мышления. Именно поэтому, чтобы иметь возможность принимать научно обоснованные решения, научными знаниями в демократическом обществе должны обладать и политические деятели, и электорат.
В ходе экспертной дискуссии заведующий кафедрой патологии СПбГУ Леонид Чурилов заметил, что несовершенство человека, ошибочность принимаемых им решений — основа его гуманизма и ученым следует проявлять осторожность, давая рекомендации политикам. «Мы вооружаем их наукой, а они могут преследовать свои цели более искусно, чтобы избавиться от несовершенства, которое не позволяет им тотально все контролировать, — заметил Леонид Павлович.― Существует демократический механизм, который должен помочь избирателю выбрать лучшего кандидата, наука здесь ни при чем. Но если у власти оказывается умный диктатор, каким, например, был Хуан Доминго Перон, хорошо ли мы сделаем для общества, обучая его дополнительным способам контролировать человеческое поведение? История — сумма ошибочных действий индивидов, ее опасно насиловать, уверовав в свою непогрешимость».
Руководитель лаборатории когнитивных исследований СПбГУ, заведующая кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, профессор Санкт-Петербургского университета Татьяна Черниговская подчеркнула важность кросс-культурных исследований. Она отметила, что, проводя когнитивные и эмоциональные тесты, исследователи все еще руководствуются культурными представлениями своей страны, несмотря на то, что культуры разных стран имеют различные системы координат, поэтому одни и те же вещи могут оцениваться в них по-разному. Факундо Манес высоко оценил исследования и достижения лаборатории когнитивных исследований СПбГУ и предложил включить российских экспертов в исследования фонда INECO.
Профессор СПбГУ (кафедра психологии здоровья и отклоняющегося поведения) Всеволод Розанов обратил внимание на то, какую пользу могут принести нейронауки системе общественного здоровья. На протяжении последних лет ученые Санкт-Петербургского университета реализуют с коллегами из Каролинского института (Швеция) проект по подготовке молодых преподавателей, которые могли бы готовить учебные курсы для пожилых людей в системе непрерывного образования (life-long education). Глобальная задача — вовлечь пожилых граждан, в силу возраста испытывающих нехватку интеллектуальной нагрузки, в процесс образования. Будущим преподавателям объясняют принципы работы нейробиологического механизма, представления о том, что такое психическое здоровье, и рассказывают, как работать с обучающимися старшего возраста. Результаты и опыт этого исследования могут быть использованы в самых разных областях: так, в российских банках уже есть менеджеры, обучающие сотрудников, как общаться с пожилыми клиентами с учетом их нейрокогнитивных особенностей. Эту задачу реализует общественная организация, сотрудники которой прошли обучение в рамках данного проекта. По словам Всеволода Розанова, этот пример хорошо показывает, как важно задействовать нейронауки в государственной политике.