Семинар по нейробиологии языка и речи собрал больше сотни участников
Что происходит в мозге, когда человек осваивает новые слова? Какова роль игры в обучении иностранному языку детей? Чем отличается мозг билингва от мозга монолингва? Эти и другие вопросы ученые из разных стран мира обсуждали в СПбГУ в ходе двухдневного семинара «Нейробиология языка и речи».
В этом году с лекциями на семинаре выступили ведущие ученые в области изучения языка и речи из Канады, Болгарии, Испании, Нидерландов и Великобритании. Внушительной оказалась и география участников — они приехали из разных городов России, а также из Испании и Финляндии. «Это очень важно, поскольку одна из целей семинара — создание интеллектуальной среды для распространения новых идей и данных, привлечение заинтересованных студентов, а также продвижение СПбГУ в мировом научном пространстве», — подчеркивает Ольга Щербакова, психолог, доцент СПбГУ и председатель программного комитета семинара. Рабочий язык мероприятия — английский. И это тоже неслучайно. «Параллельно мы решаем задачу создания рабочего пространства, где можно приобретать и отрабатывать навыки, которые важны для современной научной коммуникации. Например, представление результатов своих исследований в англоязычной традиции несколько отличается от российской. В рамках нашего семинара студенты и молодые ученые могут приобрести опыт презентации доклада на английском языке, не выезжая при этом за границу, ведь не у всех есть такие возможности. Не говоря уже о редкой удаче послушать сразу нескольких знаменитых исследователей с мировым именем», — поясняет Ольга Щербакова.
Подробнее о мегагранте читайте в статье «Механизм речи», опубликованной в журнале «Санкт-Петербургский университет», № 2 за 2017 год.
Семинар прошел во второй раз в рамках реализации крупного междисциплинарного исследования «Когнитивная нейробиология процессов научения и восприятия языка». Проект стал победителем конкурса мегагрантов Правительства РФ. Исследование проводится под руководством профессора Юрия Юрьевича Штырова, выпускника СПбГУ, нейрофизиолога, руководителя лабораторий магнито- и электроэнцефалографии в Орхусском университете (Дания).
Исследования в области нейробиологии языка и речи сегодня — мейнстрим в научной среде. Как люди овладевают речью? Казалось бы, вопрос простой. Однако пока он остается одним из фундаментальных базовых вопросов в психо- и нейролингвистике, готового ответа на который у ученых нет. «С одной стороны, овладение речью, как правило, происходит в детском возрасте абсолютно естественно. И это несмотря на то, что когнитивные возможности ребенка значительно уступают возможностям взрослого. Невзирая на это, дети овладевают языком очень быстро и в большинстве случаев успешно. При этом любой, кто когда-либо пытался выучить новый язык во взрослом возрасте, знает, насколько это сложно, хотя возможности памяти, внимания и саморегуляции к этому времени гораздо более высокие, к тому же уже имеется опыт овладения родной речью. Казалось бы, все это должно помогать. Однако, похоже, что это не совсем так, и ребенок учит язык иным способом, чем это делает взрослый человек», — рассказывает Ольга Щербакова.
Разобраться в этом вопросе ученые пытаются, конечно, не только для того, чтобы мы все стали полиглотами. Они также преследуют важную социальную и практическую цель — помочь людям с расстройствами речевого развития, а также тем, кто вследствие болезни или травмы частично или полностью утратил возможность говорить или понимать речь, читать и писать.
Проблемы с речью резко снижают качество жизни человека и довольно сильно затрудняют социальное взаимодействие, так как оно в большой степени основано на речи, чтении и письме. Утрата или невозможность полностью использовать эти навыки дорого обходятся обществу в целом. Люди с нарушениями речи нуждаются в специальных условиях для адаптации и социализации.
Доцент СПбГУ Ольга Щербакова
Чтобы помочь, нужно понять, как устроен и как работает механизм речи. Поэтому в рамках мегагранта ученые СПбГУ пытаются разобраться в том, какие процессы происходят на нейрональном уровне, когда человек выучивает новые слова. Исследователи работают сразу в нескольких направлениях, объединенных общим замыслом. «Интересно выяснить, как в принципе происходит овладение новыми словами у взрослых. Вопреки традиционным для современной психолингвистики представлениям о возрастных особенностях овладения речью, взрослые не только умеют усваивать новые словоформы, но и делают это очень быстро — едва ли не с первого предъявления. Эти процессы предположительно связаны с очень быстрыми пластическими изменениями в мозге, — рассказывает Ольга Щербакова. — Кроме того, мы хотим посмотреть, чем эти процессы отличаются от таких же у детей».
В связи с этим в рамках одного из направлений ученые занимаются сравнением того, как влияет тип обучения (эксплицитное, осознанное, или имплицитное, неосознаваемое) на эффективность усвоения новых слов. «Одна из наших задач — сравнить, какие мозговые механизмы при этом задействованы и различаются ли эти два способа освоения языка по своей эффективности», — уточняет исследователь. Внутри другого направления ученые занимаются сравнением поведенческих и нейрональных показателей того, как люди овладевают конкретными и абстрактными понятиями. Согласно имеющимся данным, это происходит по-разному.
Университетским ученым уже есть чем поделиться со своими коллегами. В ходе семинара на устных сессиях психологи СПбГУ представили и обсудили предварительные результаты, полученные в ходе реализации мегагранта.