Взаимосвязь работы мозга и речи: в СПбГУ состоялся научный семинар по нейробиологии языка
В Санкт-Петербургском университете состоялся научный семинар «Нейробиология языка и речи», в котором приняли участие российские и зарубежные ученые. Специалисты представили результаты современных нейрокогнитивных и поведенческих исследований речевых функций.
Научный семинар, организованный в рамках гранта Правительства РФ, был посвящен психологическим и психофизиологическим процессам, которые лежат в основе овладения речью и успешного использования языковых систем.
Свои исследования в области психологии и психофизиологии представили ведущие эксперты этой области:
- Альберт Коста (профессор Университета Помпеу Фабра, Испания)
- Гарет Гаскелл (профессор Йоркского университета, Соединенное Королевство)
- Матти Лайне (профессор Университета Турку, Финляндия)
- Елена Григоренко (профессор Университета Хьюстона, США)
- Юрий Штыров (профессор Орхусского университета, Дания)
Последние двое ученых — также приглашенные профессора СПбГУ, руководящие здесь лабораториями, недавно созданными в рамках правительственной программы по привлечению ведущих мировых ученых.
Лаборатория поведенческой нейродинамики СПбГУ создана в 2017 году при поддержке Правительства РФ в рамках программы мегагрантов. Здесь проводят исследования в области когнитивных нейронаук, уделяя особое внимание процессам научения и восприятия языка и речи.
Сегодня большинство механизмов, лежащих в основе восприятия мозгом различной информации, исследованы недостаточно. Однако ученые делают уверенные шаги в изучении факторов, которые влияют на развитие, восприятие, запоминание речевых стимулов и усвоение языковых систем. Так, руководитель лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ Юрий Штыров представил доклад о нейронных механизмах запоминания и усвоения новых слов.
Ученые провели эксперимент: предъявили испытуемым сотни различных слов, похожих акустически, но разных по своему содержанию, при этом одни слова были реальными, а другие — так называемыми псведословами. В результате выяснилось, что амплитуда электрической активности мозга на настоящие слова существенно выше, чем на неизвестные человеку буквенные сочетания.
«Мы можем предположить, что зафиксированная активность отражает активацию репрезентаций слов, которые существуют в мозге человека, их так называемых следов памяти, то есть нейронных сетей, кодирующих то или иное слово. Используя эти различия в уровне активации, мы, в свою очередь, можем отслеживать процесс формирования новых следов памяти и картировать его возникновение и течение», — пояснил Юрий Штыров.
Лаборатория междисциплинарных исследований развития человека также создана в рамках программы мегагрантов. Проект предусматривает комплексное изучение нейробиологических механизмов раннего познавательного и социально-эмоционального развития детей в депривационных условиях, а также в замещающих и в биологических семьях.
Еще одна исследовательская группа ученых СПбГУ — из лаборатории междисциплинарных исследований развития человека под руководством Елены Григоренко — представила результаты изучения нейробиологических механизмов развития речи у детей-сирот. Ученые установили, что у детей, выросших в домах ребенка, иначе происходит процесс обработки лингвистической информации. Кроме того, выяснилось, что негативные эффекты сиротства или же остатки травматичного опыта можно проследить и в сфере познавательного развития уже взрослого человека.
Несколько докладов, посвященных билингвизму и другим особенностям мозговой активности, представили зарубежные ученые. Профессор Альберт Коста рассказал о когнитивных особенностях билингвов — людей, одинаково хорошо владеющими двумя языками. В центре внимания ученого находятся вопросы: как двуязычные люди разграничивают языки во время речепорождения, а также распространяется ли эта способность на другие области поведения. Доклад Матти Лайне тоже был посвящен билингвизму, а также нейрокогнитивным особенностям работы памяти, исполнительных и языковых функций, а профессор Гарет Гаскелл рассказал об исследовании влияния сна на реорганизацию памяти, в том числе памяти на речевые стимулы.