Художники СПбГУ представили Россию на фестивале ART ASIA 2018 в Сеуле
Работы универсантов экспонировались на секции «Арт-универсиада» для талантливых студентов Китая, России, Индии, Таиланда, Японии и Кореи.
Участие в крупнейшем в Азии арт-салоне приняли магистранты Илья Банников и Ардак Муканова, студенты Анита Тураджанова и Анастасия Шмакова, а также руководитель образовательной программы «Живопись» Ирина Цымбал. Примечательно, что они стали единственными участниками из России. Поездка стала возможной благодаря поддержке дирекции форума «Диалог Россия — Республика Корея», российский координационный комитет которого возглавляет ректор СПбГУ Николай Кропачев.
«На фестивале мы встретились с господином Квон Дэхуном, профессором Колледжа изобразительных искусств Сеульского национального университета, который приезжал в СПбГУ на открытие памятника Пак Кенни. Тогда, в июне, он познакомился с работами наших студентов и преподавателей и, как оказалось, выразил заинтересованность в том, чтобы нас пригласили на фестиваль, — рассказала Ирина Цымбал. — Очень надеюсь, что сотрудничество с корейскими коллегами нам удастся продолжить».
В рамках экспозиции СПбГУ представил два направления живописи: графические дизайнеры Илья и Ардак привезли абстрактные работы, а живописцы Анита и Анастасия — предметные полотна: натюрморты и пейзажные композиции, посвященные Петербургу. Все работы вызвали большой интерес среди иностранных коллег и ценителей искусства: стенд СПбГУ часто попадал в объективы фотокамер. «Во всяком случае, мы точно были ни на кого не похожи», — отметили авторы.
О традициях русского академического искусства Ирина Цымбал рассказала на образовательной сессии «Арт-универсиады». «В отличие от национальных школ, в Восточной Азии реалистическое искусство не имеет таких глубоких корней, как в России. Поэтому творчество отечественных художников там традиционно популярно. Студенты (особенно из Китая) активно приезжают к нам на обучение, а наши художники и преподаватели регулярно получают приглашения провести мастер-классы в азиатских вузах», — рассказала руководитель образовательной программы «Живопись».
Абстрактное искусство, которое относится к европейской традиции, также привлекает жителей Востока именно своей необычностью, считает Илья Банников. «В отличие от европейцев, в арсенале которых есть школа психоанализа, азиатские художники в своей практике не могут в полной мере взаимодействовать с бессознательным. Их искусство опирается на традиционные темы, а экспериментировать они начали сравнительно недавно», — отметил Илья.
По мнению Ирины Цымбал, студентам ART ASIA принесла главным образом практический опыт, ценный для любого художника. Участие в международных проектах предполагает большой объем подготовительной работы, поэтому универсанты самостоятельно оформляли разрешения на вывоз картин, перевозили их, монтировали и демонтировали экспозицию. Самое большое полотно, к примеру, было высотой в два метра, а ведь его нужно было еще натянуть на подрамник. «Был у нас и курьезный случай: в выставочной галерее не оказалось шуруповерта, который был срочно нам нужен для монтажа картин. Пришлось бегать искать его по другим стендам, и здесь нас очень выручили коллеги из Таиланда», — рассказала Ирина Цымбал.
Поездка в Сеул дала универсантам возможность открыть для себя искусство Кореи. Живописцы посетили дворцовые и храмовые комплексы, где познакомились с национальным художественным наследием, дизайнеры предпочли галереи современного и актуального искусства, а также музей искусства компании Samsung.