«Астрономический заповедник»: как преподаватели СПбГУ готовят чемпионов международных олимпиад
«Насколько далеко в прошлое могли заглянуть древние греки, любуясь звездами?» — именно решение таких необычных задач помогает юным астрономам завоевывать золотые медали на самых престижных международных состязаниях.
В этом уверен Борис Эскин, старший преподаватель кафедры небесной механики СПбГУ и руководитель учебно-тренировочных сборов по астрономии команды России. Несколько недель назад в Пекине завершилась Международная олимпиада школьников по астрономии и астрофизике (IOAA), откуда россияне привезли десять медалей — пять золотых, четыре серебряные и одну бронзовую. О том, в чем секрет такого успеха, а также почему коллектив петербургских астрономов называют «заповедником», рассказал Борис Эскин.
Борис Борисович, скажите, почему астрономия вернулась в школы только недавно, а российские школьники уже давно занимают призовые места на международных олимпиадах по этому предмету?
То, что астрономия вернулась в школы, в частности, связано с астрономическими олимпиадами — в нашей стране богатейшие традиции проведения таких состязаний. Например, Московская астрономическая олимпиада проходит с 1947 года, Всероссийская олимпиада по астрономии — с 1994, Международная астрономическая олимпиада (IAO), которая зародилась в России, — с 1996. А в 2007 году появилась Международная олимпиада по астрономии и астрофизике (IOAA) — именно на нее российская сборная официально ездит каждый год. Она самая популярная в мире — здесь собираются команды более чем из 40 стран.
Кроме того, уже четверть века мы проводим Санкт-Петербургскую астрономическую олимпиаду: сначала она была частью Всероссийской олимпиады по астрономии, а потом стала самостоятельным соревнованием. Сегодня в ней принимают участие около четырех тысяч человек из 50 регионов России, а также из зарубежных стран: Канады, Белоруссии, Болгарии, Сербии, Хорватии, Словении, Казахстана, Украины и других государств. Она проходит в феврале или в марте, а задания для нее придумывают не только преподаватели, но и первокурсники — победители прошлых лет.
Вы перечислили так много астрономических состязаний, а чем среди них выделяется Санкт-Петербургская олимпиада?
На нашей олимпиаде нельзя пользоваться калькулятором: счет ведется на бумаге или в уме. Мы смотрим не только на то, как человек проводит вычисления, но и на то, как он понимает задачу. К примеру, посчитать синус с помощью калькулятора очень легко — надо просто нажать кнопку. А ты попробуй придумать метод вычисления, как в свое время это делали великие ученые. Иногда у ребят получаются разные ответы, потому что они сами вводят дополнительные условия в свои задачи, но главное — это понимание. Мы пытаемся найти баланс между творчеством и формализацией.
Что это за задачи, в которых ребенок сам может ввести дополнительные условия?
Например, такая: «Рассчитайте скорость вращения Луны вокруг Земли». И все, больше нет никаких условий. Ребенок, который занимается астрономией, знает расстояние от Земли до Луны. К тому же мы все знаем, что Луна делает оборот вокруг Земли примерно за месяц, а если быть точным — за 27,3 дня. Эти данные помогают ему выяснить период и радиус орбиты, значит — известна длина орбиты, в итоге можно посчитать скорость.
Образовательная программа СПбГУ «Астрономия»
Другой интересный пример: «Как далеко в прошлое могли заглянуть древние греки, любуясь звездами?» И тоже ничего больше. Тут ребенок соображает, что свет от звезд идет до Земли какое-то время. Получается, ему нужно найти на небе самый далекий объект, который виден невооруженным глазом, ведь у древних греков не было специальных наблюдательных приборов. Это Туманность Андромеды — расстояние до нее около 2,5 миллиона световых лет.
Кроме теоретического тура мы проводим практический, где, например, даются фотография звездного неба и линейка. Задача — определить продолжительность выдержки на фотоаппарате во время съемки. Причем нужно не просто предложить ответ, а описать свой метод решения.
Как вы готовите ребят к участию в таких олимпиадах?
У нас есть очень мощные кружки по астрономии на базе 533-го лицея, Президентского физико-математического лицея № 239, лицея «Физико-техническая школа», а также Санкт-Петербургского губернаторского физико-математического лицея № 30. Здесь преподают те же люди, которые организуют олимпиаду, но их цель не «натаскать» детей на решение олимпиадных задач, а найти и подготовить тех, кому по-настоящему интересна астрономия, кто придет изучать ее в Университет.
Сегодня в СПбГУ пять курсов изучают астрономию, и их костяк составляют победители различных состязаний: Илья Чугунов — «серебро» международной олимпиады, Виталий Зозуля — «бронза» международной олимпиады, Михаил Пирогов — «бронза» международной олимпиады, Иван Маркозов и многие другие ребята. К примеру, одна из победительниц этих состязаний — Мария Волобуева — давно окончила Университет и сейчас преподает в лицеях № 533 и № 239.
Где сегодня в России учатся самые сильные школьники-астрономы?
Основное соперничество на Всероссийской олимпиаде по астрономии разворачивается между четырьмя регионами: Москвой, Московской областью, Санкт-Петербургом и Мордовией. Причем спрос на участие в таких состязаниях очень высокий, и, к сожалению, далеко не все ребята попадают на соревнования федерального уровня. Специально для них мы каждый год летом проводим Астрономическую школу — одновременно со сборами в преддверии Всероссийской олимпиады.
Мы не просто учим детей астрономии — там формируется определенная субкультура, которая всегда будет объединять ребят, даже если они решат дальше заниматься физикой, программированием, математикой или чем-то другим. Вообще, астрономы — это очень высокообразованная публика, особенно в Петербурге. Один мой коллега в Москве во время конференции сказал: «У вас в Университете заповедник астрономический». У нас такие отношения, что люди со стороны называют их гармоничными, в хорошем смысле слова «заповедными», ведь астрономов гораздо меньше, чем, к примеру, математиков или физиков, поэтому мы должны оставаться единым коллективом.
Почему школьники участвуют в олимпиадах по астрономии? В чем их главная мотивация? Может, чтобы с помощью победы поступить без экзаменов в желанный вуз?
В олимпиадах дети участвуют потому, что им интересно. Для астрономических состязаний это абсолютно точно. Если в 9 классе ребенок получил диплом Всероссийской олимпиады, то он уже заработал право поступить в вуз по специальности олимпиады без экзаменов, значит — он может расслабиться, ведь диплом действителен несколько лет. Вот только так делают единицы — остальные пашут дальше, выходят на международные олимпиады — а это уже большой спорт, требующий особой, в том числе психологической, подготовки.
В течение трех лет — с 2008 по 2010 год — Благотворительный фонд Владимира Потанина даже присылал своих психологов для поддержки ребят во время сборов. Что интересно, три разных специалиста, пообщавшись с ребятами, сказали, что в нашей команде сложился такой уникальный микроклимат взаимопомощи и поддержки, которого нет ни у одной из других сборных. Ведь наша главная задача — не медали получить, а сделать так, чтобы детям было интересно.