Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного
45.04.02 На русском языке
Реализуется по модели «два диплома»
Уровень обучения Магистратура
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 2 года
Направление Языкознание и литературоведение
С дополнительной квалификацией «Педагог дополнительного образования»
Образовательная программа магистратуры «Русский язык и русская культура в аспекте русского языка как иностранного» готовит специалистов в области преподавания русского языка как иностранного.
Обучающиеся углубленно изучают:
- Культурологические основы преподавания русского языка как иностранного: ценностные доминанты национального языкового сознания, национальную специфику речевого поведения русских; русское искусство и страноведение
- Дискурсивные приёмы анализа и интерпретации текста на русском язык, особенности письменной и устной форм речи в разных сферах общения
- Методику преподавания русского языка как иностранного
- Методы исследования семантических и прагматических особенностей нарушений в устной и письменной речи иностранцев на русском языке
- Лингвистические основы преподавания РКИ
- Русский язык — письменный экзамен (для граждан РФ и соотечественников)
- Современные проблемы теории обучения иностранным языкам
- Основы лингводидактического тестирования по РКИ
- Лингвокультурология
- Лингвистический анализ и интерпретация текста
- Современные лингвистические концепции в теории и практике РКИ
- Методология научного исследования в практической деятельности РКИ
- Национальная картина мира: формирование и история развития
- Русское искусство в аспекте русского языка как иностранного
Элективы:
- Методика преподавания русского языка как иностранного
- Лингвометодические основы разработки онлайн-урока
- Художественный текст: принципы анализа
- Экскурсионные технологии в практике преподавания РКИ
- Компьютерные технологии в лингвистических исследованиях
- Интернет-лингвистика: функционирование русского языка в виртуальной среде
- Цифровая культура: технологии и безопасность (ЭО)
- Разнообразные траектории прохождения педагогической практики: peer-to-peer (совместно с зарубежными университетами), создание электронных образовательных продуктов (в издательстве Златоуст), экскурсионные технологии
- Большой выбор элективных дисциплин, обеспечивающий индивидуализацию обучения
- Работа под научным руководством авторов известных учебников по русскому языку как иностранному, лингвокультурологии, методике преподавания РКИ, специалистов по тестированию в области РКИ
- Возможность совершенствовать свои педагогические умения и навыки, а также навыки командной работы в студенческом Международном методическом клубе
- Выпускник владеет навыками использования делового русского языка, публичной устной и письменной речи
- Выпускник владеет английским языком на уровне, сопоставимом с В2 CEFR
- Иностранный обучающийся владеет русским языком на уровне, сопоставимом с ТРКИ-3
- К. А. Рогова — доктор филологических наук, профессор, почетный профессор СПбГУ, член правления РОПРЯЛ, главный редактор журнала «Мир русского слова»
- Е. И. Зиновьева — доктор филологических наук, профессор, участник Международного фразеологического семинара под руководством профессора В. М. Мокиенко при Межкафедральном словарном кабинете имени профессора Б. А. Ларина филологического факультета СПбГУ, входит в авторский коллектив Словаря обиходного русского языка Московской Руси
XVI-XVII веков - Н. А Любимова — доктор филологических наук, профессор. Автор около 200 научных работ, в том числе монографий, учебников и учебных пособий
- Л. В. Московкин — доктор педагогических наук, профессор. Автор более 200 учебных и научных трудов, среди которых «Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному» и «Хрестоматия по методике преподавания русского языка как иностранного»
- Т. И. Попова — доктор филологических наук, профессор. Специалист в области анализа речевого поведения в различных сферах общения. Под ее руководством создан онлайн-курс «Русский как иностранный» на платформе Coursera. Имеет более 150 опубликованных научных и научно-методических работ
- Н. Л. Федотова — доктор педагогических наук, профессор. Имеет более 70 опубликованных научных и научно-методических работ
- Цукубский университет (Япония)
- Университет Хельсинки (Финляндия)
- Барселонский университет(Испания)
- Карлов университет (Чехия)
-
Краковский педагогический университет (Польша)
-
Ферганский государственный университет (Узбекистан)
- Функционально-семантические особенности языковой системы
- Лингвокультурология
- Текст: анализ и интерпретаци
Места прохождения практик
- практика в СПбГУ с активным уроком (траектория 1)
- практика в СПбГУ с защитой конспекта урока (траектория 2)
- практика в издательстве «Златоуст» с разработкой и апробацией интерактивного обучающего видеоконтента (траектория 3)
- практика в СПбГУ в форме peer-to-peer (траектория 4)
- практика в СПбГУ с проведением урока-экскурсии (траектория 5)
Перечень ключевых профессий
Выпускники могут работать преподавателями русского языка как иностранного, научными сотрудниками библиотек, научными сотрудниками в Институте лингвистических исследований, на радио и телевидении, в бизнес-центрах, связанных с приемом и обеспечением деятельности иностранных граждан (научной, деловой, туристической, культурно-просветительской) в средних и высших учебных заведениях. При наличии сертификата об обучении на дополнительной образовательной программе «Лингводидактическое тестирование» — тестором по русскому языку как иностранному
Организации, в которых работают выпускники
- Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
- Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
- Михайловская артиллерийская академия
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Петербургский государственный университет путей сообщения
- Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский горный университет»
- Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Державинский институт»
- другие учебные заведения