Материалы ректорского совещания
Повестка дня
Позиции СПбГУ в рейтинге CWUR
16 октября опубликован рейтинг вузов CWUR, составляемый Центром мировых рейтингов университетов со штаб-квартирой в Саудовской Аравии на основе анализа достижений 27 тысяч вузов всех стран. Рейтинг претендует на глобальный охват академического мира и публикует список из 1000 ведущих вузов. Высокое качество образования в СПбГУ, оцененное по методике рейтинга, обеспечило нашему университету 43 позицию по этому показателю в мире.
Составители рейтинга оценивают как научную, так и образовательную эффективность вузов. Четыре из восьми показателей отражают наукометрические данные. Это показатели «Количество публикаций», «Уровень воздействия» (число публикаций в наиболее влиятельных научных журналах), «Уровень цитирования» и «Индекс Хирша» (количественная характеристика публикационной продуктивности университета). Еще один показатель («Число патентов») характеризует прикладные разработки.
Три главных показателя, на которые приходится 75 % от общего веса показателей рейтинга, связаны с качеством образования в оцениваемых вузах. Критерий «Качество научно-преподавательского состава» отражает долю преподавателей, получивших международные награды или победивших в международных конкурсах (у СПбГУ по этому показателю 240 позиция). Показатель «Уровень трудоустройства выпускников» формируется на основе данных о числе выпускников, возглавляющих известные компании. У СПбГУ здесь 241 позиция — при том, что в перечне компаний преобладают американские и европейские. При выборе вуза абитуриентам, серьезно задумывающимся о своей будущей карьере, следует обратить внимание на этот показатель. Критерий «Качество образования» формируется на основе международных научных достижений выпускников. По этому показателю СПбГУ с первых выпусков рейтинга входит в число лучших вузов мира: в 2017 году наш Университет занимает 43 место, что на семь позиций лучше, чем в 2016 году («Университету кризис не страшен», ответы 1 и 6, Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 7).
Какими принципами и правилами руководствуется директор Института истории при решении вопроса о премировании членов коллектива
Продолжается обсуждение принципов и правил, которые применяют руководители коллективов институтов и факультетов при определении стимулирующих выплат научно-педагогическим работникам (Материалы ректорского совещания от 18.09.2017). Директор Института истории А. Х. Даудов рассказал о том, как он выстраивает работу по определению объемов премирования членов коллектива института, и о достигнутых результатах при решении задач, стоящих перед коллективом.
В коллективе работает 170 научно-педагогических работников. В том числе 76 докторов наук (шесть — моложе 40 лет) и 91 кандидат наук (16 — моложе 35 лет), средний возраст членов коллектива — 53 года. В структуре стимулирующих выплат первые места по объемам в 2016 году занимали: публикационная активность (22 %), научная деятельность и организационная работа (по 11 %), прочие (47 %). Организационная работа теперь исключена из показателей работы коллектива (Материалы ректорского совещания от 10.07.2017). При этом весь объем финансирования остался в распоряжении директора института.
Характер публикационной активности членов коллектива института меняется. Растет доля научно-педагогических работников, публикующихся в журналах, индексированных в Scopus и WoS CC, и в свою очередь сокращается в изданиях, индексированных в РИНЦ. Доля профессоров, имеющих индексированные в Scopus публикации выросла с 19 % (2013) до 31 % (2016), а доля доцентов выросла с 7 % (в 2013) до 14 % (в 2016). Аналогичная картина наблюдается и с публикациями, индексированными в WoS CC: доля публикующихся научно-педагогических работников выросла с 5 % до 21 %, в то время как доля научно-педагогических работников, публикующихся в изданиях, индексированных в РИНЦ, сократилась с 72 % в 2014 до 55 % в 2016 году.
Привлечение внешнего финансирования растет очень медленно: количество заявок на гранты выросло в 2016 году до 78, доля научно-педагогических работников, подавших заявки, — до 32 %, объем привлеченных средств — до 21,8 млн рублей.
В структуре стимулирующих выплат за учебную работу значительную часть занимают инновационные образовательные технологии (41 %), интернационализация образовательного процесса (33 %Правила жизни университетаПравила жизни университетаПравила жизни университетат за научную, экспертную и учебно-методическую работу, назвал лидеров коллектива по общему объему премирования и по отдельным категориям стимулирующих выплат. А. Х. Даудов подробно ответил на вопросы директоров и деканов (Правила жизни университета, ответы 4 и 5, Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 5).
Кадры для общества цифровых технологий
Обсуждались предложения директоров институтов и деканов факультетов и план действий по совершенствованию образовательной деятельности СПбГУ в связи с принятием программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (Материалы ректорского совещания от 04.09.2017).
Университет должен стать центром подготовки кадров для общества цифровых технологий, а выпускники всех образовательных программ Университета должны иметь соответствующие профессиональные и базовые компетенции для использования цифровых технологий. В связи с этим обсуждались вопросы создания в СПбГУ междисциплинарных образовательных программ по соответствующей тематике, а также вопросы модернизации существующих образовательных программ компонентами, позволяющими подготовить студента к жизни в обществе цифровых технологий.
Для реализации программы «Цифровая экономика РФ» в образовательных программах Университета создана рабочая группа из специалистов разных направлений подготовки, работающих в данной области. Рабочая группа планирует провести аудит основных и дополнительных образовательных программ СПбГУ на предмет наличия в них дисциплин по тематике Bigdata и Digital. Затем будут выработаны предложения по перечню дисциплин из каждой образовательной программы СПбГУ, в рамках которых могут применяться технологии Digital. В учебные планы всех образовательных программ СПбГУ, независимо от направления подготовки, предварительно в качестве дисциплины по выбору будет вводиться дисциплина / онлайн-курс, формирующий компетенции работы с большими объемами информации, а также другие базовые компетенции цифровой экономики. Принято решение о зачете такого онлайн-курса СПбГУ обучающимся любой образовательной программы Университета. В проект нового образовательного стандарта СПбГУ будут включены базовые компетенции цифровой экономики. Разрабатываются также новые дополнительные образовательные программы СПбГУ по тематике цифровой экономики для разных целевых аудиторий и под конкретного заказчика (например, в рамках приоритетных направлений для обучения госслужащих).
Вопросы внедрения образовательных программ по тематике цифровой экономики директорам и деканам поручено обсудить в коллективах институтов и факультетов, вынести на заседания советов образовательных программ. В том числе необходимо согласовать новые компетенции цифровой экономики и требования профстандартов.
Вступительные экзамены в аспирантуре
По новым правилам, утвержденным Университетом, текст диссертации должен быть представлен на двух языках (русском и английском). Поэтому необходимо повышение уровня подготовленности аспирантов СПбГУ к ведению научной деятельности на английском языке, в том числе написанию статей на профессиональном английском языке. В целях расширения практики защит диссертаций в диссертационных советах СПбГУ повышаются требования к владению английским языком для поступающих на программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. В 2018 году поступающие на программы аспирантуры «Экономика и управление» и «Юриспруденция» будут в обязательном порядке сдавать, кроме двух общепринятых (вступительные испытания по специальной дисциплине, соответствующей профилю образовательной программы, и по иностранному языку), третий экзамен — на владение английским языком в соответствующей профессиональной сфере деятельности. По итогам результатов приема 2018 года Приемная комиссия СПбГУ будет рассматривать вопрос о введении экзамена по английскому языку в соответствующей профессиональной сфере деятельности и по другим образовательным программам аспирантуры СПбГУ, начиная с 2019 года.
На совещании также обсуждался вопрос о повышении требований и к научным руководителям аспирантов: уровню их владения английским языком в соответствующей профессиональной сфере деятельности, уровню составления и редактирования текстов, а также вопрос о повышении квалификации в этой области («Общество все больше не понимает друг друга», ответ 2, Построить страну «одних уст», ответ 7, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 8).
Как проводились комплексный экзамен и языковое тестирование?
Были проанализированы результаты проверки организации проведения комплексного экзамена и языкового тестирования в СПбГУ с 2013 по 2016 год. Сотрудниками КРУ проведена проверка 26 договоров по организации проведения комплексного экзамена и тестирования, в том числе четыре договора с зарубежными организациями, 13 договоров с организациями, находящимися в Санкт-Петербурге, и девять договоров с организациями, находящимися в других регионах России. Проверено 2328 договоров возмездного оказания услуг, заключенных с иностранными гражданами на проведение комплексного экзамена и тестирования. От имени СПбГУ договоры в 2013–2014 годах подписывались проректором по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям востоковедение, африканистика, искусства и филология С. И. Богдановым, а в 2015–2016 годах — директором Центра экспертиз Л. А. Цветковой.
В ходе проверки договоров, заключенных в 2013–2016 годах, установлено нарушение формы и порядка проведения государственного тестирования, установленных Приказами Министерства образования и науки РФ от 13.07.2010 № 207, от 18.06.2014 № 667, от 29.08.2014 № 1156, от 29.08.2014 № 1153:
- не всегда осуществлялась аудиозапись при проведении комплексного экзамена и тестирования, а при отсутствии аудиозаписи невозможно проверить обоснованность выдачи сертификатов
- по некоторым договорам отсутствовали заявления от иностранных граждан на проведение комплексного экзамена или тестирования
- не обеспечена организация хранения материалов комплексного экзамена и тестирования
- в некоторых случаях отсутствуют материалы тестирования, включая письменные работы, записи устных ответов иностранных граждан, ведомости и протоколы проведения тестирования, книгу регистрации и выдачи сертификатов
- права на проведение тестирования незаконно передавались в организацию, которая не уполномочена Министерством образования и науки РФ на проведение тестирования
Установлены нарушения локальных актов СПбГУ:
- заключались договоры с установлением стоимости ниже утвержденной Приказами первого проректора по экономике от 13.01.2015 № 12/1, от 25.09.2014 № 5097/1 и от 31.12.2015 № 10934/1
- в нарушение Приказа ректора от 07.10.2008 № 1376/1 «О регистрации договоров и соглашений» не была обеспечена регистрация договора в Юридическом управлении СПбГУ, в результате договор о сотрудничестве от 06.02.2013 и дополнительные соглашения к договору от 06.02.2013 с РГПУ имени А. И. Герцена были исключены из системы внутреннего университетского контроля
Установлены нарушения условий договоров с организациями по проведению комплексного экзамена и тестирования:
- не обеспечена организация хранения материалов комплексного экзамена и тестирования
- не обеспечено заключение договоров возмездного оказания услуг с иностранными гражданами, что делает невозможным осуществление финансового контроля
- отсутствуют видеозаписи при проведении комплексного экзамена и тестирования или имеются записи плохого качества, непригодные для проверки обоснованности выдачи сертификатов
- нарушены сроки передачи актов-отчетов
- нарушены сроки перечисления денежных средств
Нарушения, выявленные в результате проверки КРУ, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностных обязанностей проректором по обеспечению реализации образовательных программ и осуществления научной деятельности по направлениям востоковедение, африканистика, искусства и филология С. И. Богдановым, директором Центра экспертиз Л. А. Цветковой и директором Центра языкового тестирования А. А. Парфёновым. Принято решение о переподчинение Центра языкового тестирования первому проректору по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк (Дело на Богданова, Следов канадского колледжа в Университете не обнаружено).
Организация поселения в общежития
По факту незаконного проживания в аварийном помещении одной из обучающихся проведена проверка организации поселения в общежития СПбГУ. В ходе проверки выяснилось, что это произошло из-за несогласованности действий университетских служб: заселение студентки было произведено из-за отсутствия у начальника участка общежития № 18 информации о присвоении помещению статуса аварийного. По итогам проверки издан Приказ от 21.06.2017 № 17574/2 «О необходимости надлежащего исполнения трудовых обязанностей». Иных примеров заселения в аварийные помещения не установлено.
Были также проведены две расширенные проверки общежитий, которые выявили 1442 аварийных места (на 14 августа 2017 года). На этих местах проживают обучающиеся (306 мест) и наниматели, не являющиеся обучающимися (40 мест). Проверка показала: эти помещения были признаны аварийными уже после заселения проживающих. Для этого сравнивалась информация о датах заселения в аварийные помещения (полученная от В. А. Савинова) и датах перевода помещений в аварийные (полученная от Д. В. Михайлова).
Проживающим в аварийных помещениях направляются уведомления о необходимости переселения. Часть из них уже выселилась (девять человек), часть — в процессе переселения (28 человек), некоторые проживающие на территории Василеостровского района, ввиду нехватки жилых мест в пределах данной административной зоны, не желают переселяться в общежития Петергофа.
После анализа результатов проверки на совещании было сообщено о принятых мерах по исключению возможности заселения в аварийные помещения. В период с 25.08.17 по 01.09.2017 поселение осуществлялось только по заранее сформированным отделом поселения ордерам (кроме общежития № 19), все остальные возможности заселения были заблокированы. Для проверки процедуры 4 сентября начальник участка Т. И. Веселова провела тестовую попытку «заселения» в общежитие № 18 на аварийное место 309 — эта операция не удалась. По состоянию на 07.09.2017, места, признанные аварийными, выводятся из жилого фонда (в программе «1С Поселение») и не используются для поселения.
По итогам проверки предложено:
- актуализировать локальный акт, регламентирующий порядок заселения
- предоставить доступ к ИС «Студент» (подсистеме «Обучающиеся») по соответствующему запросу без права редактирования сотрудникам подразделений, задействованных в процессе поселения и использующих программу «1С Поселение»
- усилить ответственность работников УСИТ в отношении наделения работников правами доступа к просмотру (чтению) и внесения изменений (доступа к функции редактирования сведений)
- в целях предотвращения подобных ситуаций в перспективе Д. В. Михайлову и О. Н. Сергеевой организовать контроль сопровождения схемы перевода помещения в статус аварийного и порядка переселения проживающих в отношении сотрудников, задействованных в процессе поселения (Ректорский прием, ответ 2, Сделать из хорошего — отличный, ответы 1 и 13)
Сколько стоит победа в суде?
Проведен анализ 160 судебных дел, гражданских и административных, в которых участвует Университет в этом году (а в прошлом году было около 80). В том числе:
- по делам об административных правонарушениях оспоренная Университетом сумма (сумма «экономии») составляет 465 тысяч рублей
- пять арбитражных дел по искам ТУ Росимущества или Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга о признании права собственности РФ или Санкт-Петербурга на здания с неоформленными надлежащим образом перепланировками (так называемые самовольные постройки), права на пять зданий Университета теперь могут быть оформлены
- дела о взыскании денежных средств: решения, судебные приказы, вынесенные в пользу СПбГУ, на сумму 15 933 299,84 рублей
- дела, по выселению из общежитий проживающих, которые не являются обучающимися СПбГУ: рассмотрены в судебном порядке и удовлетворены в полном объеме 23 дела (всего освобождено 78 мест и двухкомнатная квартира)
- дела, вытекающие из трудовых споров: сумма требований к СПбГУ, по которой вынесены решения в пользу Университета (сумма «экономии»), — 1 850 921,14 рублей
- дела, возникающие из образовательных правоотношений: сумма требований к СПбГУ, по которой вынесены решения в пользу Университета (сумма «экономии»), — 100 400,40 рублей
- дела о признании права на товарный знак: удовлетворены требования СПбГУ на сумму 2 125 162 рубля
В 2017 году сотрудники Юридического управления СПбГУ, ведущие эти дела, уже участвовали больше чем в 320 судебных заседаниях, и каждое из них с учетом времени ожидания длится не меньше трех часов. К участию в судебных заседаниях привлекаются и другие сотрудники Университета, в том числе председатель комиссии по этике Г. Г. Богомазов, специалисты управления кадров, учебного управления. Если оценивать стоимость трудозатрат на ведение дела в суде общей юрисдикции, то получается, что иногда дешевле сразу согласиться с исковыми требованиями, заявленными к Университету, чем тратить недели и месяцы рабочего времени универсантов в судебных заседаниях (сумма затрат гораздо выше, чем сумма исковых требований). Но соглашаться с претензиями невозможно — соблюдение правил жизни Университета гораздо важнее.