Материалы ректорского совещания
Повестка совещания
День первокурсника
Праздник посвящения в студенты Санкт-Петербургского университета состоялся 31 августа на площади академика Сахарова. 293 учебный год в СПбГУ начался с полуденного выстрела пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. А вечером на Стрелке Васильевского острова универсанты запустили в акваторию Невы бумажные кораблики со своими заветными желаниями. В праздничных мероприятиях приняли участие вновь принятые студенты и их родители, магистранты, аспиранты, выпускники Университета, петербуржцы и просто зрители, гости города.
Стоит отметить, что первокурсников теперь поздравляют не только ректор и представители власти, но и работодатели, а также партнеры Университета, и это становится новой традицией Дня первокурсника. Все желающие могут направлять свои предложения по организации праздника (Подробнее читайте в интервью ректора: «Общество все больше не понимает друг друга», ответ 2, Ректорский прием, ответ 1, Сделать из хорошего — отличный, ответ 1).
Порядок зачета онлайн-курсов российских и зарубежных вузов
В целях формирования современной цифровой образовательной среды подготовлен проект приказа «Об утверждении Порядка зачета результатов освоения онлайн-курсов обучающимися СПбГУ». В нем предусмотрен единый порядок зачета онлайн-курсов СПбГУ и других вузов, описана процедура зачета (по письменному заявлению обучающегося с приложением сертификата), установлено, что результаты освоения вносятся в приложение к диплому СПбГУ.
Приказ подготовлен с учетом поступивших замечаний и предложений, в том числе директоров и деканов (Материалы ректорского совещания от 21.08.2017, п. 3), в частности были учтены предложения, касающиеся условий зачета онлайн-курсов, указания платформ, на которых размещены онлайн-курсы. По результатам обсуждения решено включать в рабочие программы учебных дисциплин рекомендацию использования онлайн-курсов по тематике дисциплины (Подробнее читайте в интервью ректора: Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 4, Ректор СПбГУ: российская наука за пять лет сделала значительный рывок вперед, ответ 4).
Обновить Положение об ученом совете института / факультета
Многие универсанты принимают активное участие в работе ученых советов институтов и факультетов. Составы этих коллегиальных органов постоянно обновляются. Эффективность работы этих органов во многом определяется как точным пониманием перечня их полномочий, так и порядком организации их работы. Например, некоторое время назад большое внимание было привлечено к открытости информации о деятельности ученых советов институтов и факультетов. В связи с формированием нового состава ученого совета факультета декан факультета социологии Н. Г. Скворцов предложил доработать и обновить Положение об ученом совете института / факультета. Соответствующие поручения были даны заместителю председателя Ученого совета СПбГУ И. А. Горлинскому.
Создание медиацентра СПбГУ
В 1997 году в Университете была создана телестудия, которая использовалась в учебных целях по образовательным программам соответствующего профиля. В течение предыдущего 2016/17 учебного года от руководителей советов образовательных программ, председателей учебно-методических комиссий Университета стали поступать предложения по использованию ресурсов университетской телестудии (оборудования, обеспечивающего весь процесс видеопроизводства) для подготовки студентов образовательных программ по другим направлениям.
По предложению ученого совета института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» теперь обсуждается вопрос о создании на базе учебной телестудии университетского медиацентра как междисциплинарной учебно-производственной площадки для студентов образовательных программ различных направлений (журналистика, связи с общественностью, международные отношения, политология, социология, филология, лингвистика, IT-технологии, экономика, искусства и гуманитарные науки, дизайн и др.), а также для использования его в исследовательских целях.
Для создания медиацентра будет проведена модернизация оборудования, используемого для производства видеоматериалов. Кроме того, в наполнении университетского телеканала теперь смогут принимать участие не только специалисты в области журналистики и массовых коммуникаций, но и филологи, лингвисты, политологи, специалисты по международным отношениям, экономисты.
Медиацентр станет основой для создания видеоконтента, отвечающего современным требованиям по оформлению и содержанию. Создаваемые в медиацентре материалы будут использоваться в образовательном процессе по различным программам. Планируется формирование экспертного совета при медиацентре, в который войдут ведущие журналисты, специалисты в области связей с общественностью, социологи, психологи, политологи. Директорам и деканам дано поручение: предложить кандидатуры специалистов в разных областях знаний, которые могли бы войти в экспертный совет.
Работа медиацентра СПбГУ будет организована на тех же принципах, что и работа других ресурсных центров Университета. Необходимо разработать и публично обсудить правила работы медиацентра. Для знакомства с ресурсами будущего медиацентра СПбГУ (10 линия, д. 35) запланированы экскурсии членов Студсовета СПбГУ, директоров и деканов.
Этим летом, например, обсуждался вопрос использования ресурсного центра социологических и интернет-исследований. И оказалось, что некоторые директора и деканы не знают, что можно его использовать для решения актуальных образовательных и научных задач, стоящих перед коллективами институтов и факультетов. Создана рабочая группа под руководством декана факультета международных отношений И. Н. Новиковой, которая работает над совершенствованием порядка использования ресурсного центра социологических и интернет-исследований. Универсанты могут направлять свои предложения в эту группу (Материалы ректорского совещания от 30.10.2017, п. 3).
Образование должно подготовить студента к жизни в обществе цифровых технологий
В связи с утверждением программы «Цифровая экономика Российской Федерации» обсуждались вопросы создания в СПбГУ междисциплинарных образовательных программ по соответствующей тематике, а также вопросы модернизации существующих образовательных программ компонентами, позволяющими подготовить студента к жизни в обществе цифровых технологий.
Университет должен стать центром подготовки кадров для общества цифровых технологий, а выпускники всех образовательных программ Университета должны иметь соответствующие профессиональные и общие компетенции для использования цифровых технологий. В СПбГУ примерно 30 образовательных программ уже напрямую связаны с цифровой экономикой, например, «Управление бизнесом в цифровой экономике», «Информационная бизнес-аналитика» и «Бизнес-информатика», «Технологии баз данных» и «Автоматизация научных исследований», «Прикладная математика и информатика в задачах цифрового управления» и «Прикладная математика и информатика в задачах медицинской диагностики», «Программирование и информационные технологии» и др.
На 2018 год запланированы к реализации, например, такие программы как «Цифровая экономика» по направлению «Экономика», «Биоинформатика» по направлению «Биология» (протокол совещания декана экономического факультета с заведующими кафедрами от 06.09.2017, протокол совещания декана факультета социологии с заведующими кафедрами от 05.09.2017).
Есть и дополнительные образовательные программы СПбГУ по тематике big data:
- SPSS: Современный статистический анализ данных на компьютере
- Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
- Количественные методы сбора и анализа данных в социологии и прикладных социальных исследованиях (на базе статистических пакетов SPSS и Statistica)
Для формирования необходимых компетенций в Университете будут создаваться новые междисциплинарные программы. Для этого можно использовать онлайн-курсы СПбГУ и других вузов по работе с большими данными. Директорам и деканам дано поручение: направить предложения о модернизации существующих образовательных программ и включении в них компонентов, связанных с цифровой экономикой. А также рассмотреть возможность проведения дополнительных вступительных испытаний по информатике или математике при приеме в СПбГУ (Материалы ректорского совещания от 16.10.2017, п. 3; подробнее читайте в интервью ректора: Сделать из хорошего — отличный, ответ 1, «Важно, какими нас видят студенты», ответы 4–6, 8).
Кто выступит на заседаниях Ученого совета?
В последние годы стали традицией выступления ученых Университета с научными докладами на заседаниях Ученого совета СПбГУ. Они знакомят членов Ученого совета и всех желающих с актуальными направлениями современной науки, развиваемыми ведущими учеными Университета. С целью расширения спектра таких докладов директорам институтов и деканам факультетов поручено представить свои предложения по тематике научных докладов и кандидатурам докладчиков на новый учебный год.
К 140-летию высшего женского образования в России
В связи с предложением исполняющей обязанности декана факультета свободных наук и искусств Т. В. Черниговской о праздновании в СПбГУ 140-летия Высших женских (Бестужевских) курсов директорам и деканам поручено направить предложения с перечнем мероприятий, связанных с этой датой.
Кадровые назначения
Доктор филологических наук С. А. Гончаров назначен первым заместителем проректора по научной работе СПбГУ. Ранее он работал первым проректором РГПУ имени А. И. Герцена.
Результаты приема в СПбГУ
Проведен анализ результатов приема в СПбГУ 2017 года на программы бакалавриата и магистратуры (Презентация о результатах приема).
При достаточно высоком значении минимального балла ЕГЭ для приема документов (65 баллов) количество желающих участвовать в конкурсе на программы бакалавриата и специалитета выросло. В этом году подано 29 265 заявлений на бюджетную основу обучения (в 2016 году — 27 761), зачислено 1967 человек в соответствии с КЦП (в 2016 году — 2043).
В Университет пришли наиболее подготовленные. Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места в этом году — 90,75 (в 2016 году — 90), на договорные места — 80,71 (в 2016 году — 79). По некоторым программам средний балл зачисленных был гораздо выше: например, на программу «Юриспруденция (с углубленным изучением китайского языка и права КНР)» — 98, «Международная журналистика» — 96,8, «Математика» — 96. В том числе и на новые программы, открытые в этом году: «Экономика (с углубленным изучением экономики Китая и китайского языка)» — 93,53, «Инженерно-ориентированная физика» — 93,33.
Конкурс на программы магистратуры стабилен. По очной форме подано 15 667 заявлений на бюджетную основу обучения, 3030 — на договорную основу обучения. На бюджетную основу зачислено 1961 человек, на договорную — 318. По результатам анализа изменения конкурса на программы магистратуры по первому приоритету по сравнению с результатами 2016 года было решено: если конкурс на программу меньше двух человек на место (по первому приоритету), то Университет прекратит дальнейшую реализацию программы.
Особое внимание Университет уделяет развитию программ, предлагаемых работодателями. Генеральный директор Санкт-Петербургского регионального центра ИТАР-ТАСС А. В. Потехин — инициатор создания образовательной программы магистратуры «Медиадискурс в международных коммуникациях: языковые, культурные и профессиональные компетенции» возглавит совет этой образовательной программы, который будет, в том числе, разрабатывать требования к преподавателям и студентам.
Для организации приема в будущем необходимо проанализировать, какие образовательные программы требуют модернизации. К 25 сентября необходимо разработать итоговый план приема в СПбГУ в следующем году. При этом будут учитываться и востребованность каждой программы среди абитуриентов, и средние баллы поступивших, и оценки работодателей (Подробнее читайте в интервью ректора: Ректор СПбГУ Кропачев: «В России всего 5% населения понимает смысл нормативных актов», ответ 10, Построить страну «одних уст», ответ 7, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 8).