Материалы ректорского совещания

№ 312
от 21.08.2017

Повестка совещания

    Приемная кампания — 2017

    Обсуждались промежуточные итоги приемной кампании в СПбГУ к 21 августа 2017 года по всем уровням образования.

    В 2017 году к конкурсу было допущено более 20 тысяч абитуриентов. Вступительные испытания проводили 145 экзаменационных комиссий, в которых было задействовано более 1100 научно-педагогических работников Университета. Поступающие подавали документы в очном режиме, по почте, в электронно-цифровой форме с использованием Личного кабинета абитуриента. Для обеспечения работы приемных и экзаменационных комиссий использовалось более 100 помещений Университета. В работе по приему документов, обеспечению работы электронных ресурсов для организации приема было задействовано более 200 работников Университета (Подробнее читайте в интервью ректора: Ректорский прием, ответ 1, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 8).

    Образовательные программы бакалавриата и специалитета

    Завершился прием на образовательные программы бакалавриата и специалитета. Помимо того, что в этом году увеличился минимальный проходной балл, а также средний проходной балл поступающих, вырос и прием на платную основу. По сравнению с прошлогодним приемом количество зачисленных на договорную основу обучения увеличилось на 200 студентов или на 15 %.

    Образовательные программы магистратуры

    Завершены все процедуры приема на программы магистратуры, реализуемые в очной форме, как на бюджетную, так и на платную основу. Традиционно конкурс на обучение за счет средств федерального бюджета был достаточно высоким. Как уже отмечалось ранее (Материалы ректорского совещания от 14.08.2017), абитуриенты проявили повышенный интерес к программам физико-математического и естественнонаучного направлений:

    • Теория игр и исследование операций
    • Прикладная математика и информатика
    • Химия
    • Химия, физика и механика материалов
    • Физическая океанография и биопродуктивность океанов и морей (ФОБОС)
    Образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

    Завершился прием на образовательные программы аспирантуры. Напомним, что выпускники аспирантуры могут на выбор защищаться в СПбГУ или МГУ по собственным вузовским правилам или в любом ваковском совете. В 2016/17 учебном году из 264 выпускников аспирантуры около 20 проявили интерес к защитам по собственным правилам СПбГУ. Только в январе-июне успешно прошло 13 защит.

    Образовательные программы ординатуры

    Завершен прием на образовательные программы ординатуры. Важно отметить, что в этом году в Университете было увеличено число мест на договорной основе обучения по программам ординатуры (для сравнения: в 2016 году на все образовательные программы на договорную основу было принято 47 человек, а в 2017 — 80).

    Напомним, что в 2017 году в Санкт-Петербургском университете вступил в силу новый Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.05.2017 № 212н. Прием заявлений в Санкт-Петербургский университет осуществлялся в период с 3 по 28 июля. Зачисление на образовательные программы ординатуры не предполагает проведение вступительных экзаменов, прием осуществляется на основе результатов выпускных испытаний. В качестве результатов вступительного испытания учитывались результаты тестирования, проводимого в рамках процедуры аккредитации специалиста для осуществления медицинской деятельности.

    Прием иностранных граждан

    В СПбГУ продолжается прием иностранных граждан, поступление которых осуществляется в особом порядке. В настоящее время проходят вступительные экзамены. Для информации: на места, выделяемые СПбГУ для самостоятельного отбора иностранных граждан для обучения за счет средств бюджета РФ, поступило 3265 заявлений, что на 37 % больше, чем в 2016 году. Кроме того, 786 иностранцев представили необходимые документы для обучения на договорной основе, что на 29 % больше, чем в 2016 году.

    Система шифрования письменных вступительных испытаний

    Также речь зашла об используемой в СПбГУ системе шифрования письменных вступительных испытаний. Как известно, действующий Порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, не предусматривает обязательного шифрования письменных экзаменационных работ поступающих.

    В СПбГУ же обязательное шифрование всех письменных экзаменационных работ абитуриентов проводится уже почти десять лет. По результатам обсуждения вопроса на ректорском совещании принято решение предложить руководству Министерства образования и науки РФ внести дополнения в министерские правила приема: ввести обязательное шифрование экзаменационных работ при приеме на обучение во все вузы. Все желающие могут направить свои предложения по данному вопросу в адрес первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк.

    Оформить соруководителя или консультанта

    В Санкт-Петербургском университете утверждена процедура оформления соруководителя и консультанта научно-исследовательской работы аспирантов. Строгая регламентация данного процесса обусловлена тем, что в последнее время научно-исследовательские работы аспирантов СПбГУ и другие исследования, реализуемые на базе Университета, зачастую носят междисциплинарный характер.

    Благодаря новому нормативному акту, аналога которому ранее в Университете не было, появляются понятные основания и процедура назначения соруководителя либо консультанта научно-исследовательской работы аспиранта. В частности, в приказе четко сформулированы определения «соруководитель» и «консультант». Так, соруководитель — это второй научный руководитель работы аспиранта по второй специальности, в рамках которой выполняется исследование, либо работник сторонней организации, на базе которой также выполняется научно-исследовательская работа.

    Зачесть онлайн-курсы

    Санкт-Петербургский университет не только активно создает новые авторские онлайн-курсы (Материалы ректорского совещания от 14.08.2017), но и разрабатывает нормативный акт, который будет регламентировать процедуру признания пройденных студентами СПбГУ онлайн-курсов ведущих вузов мира. Участникам совещания представлен проект приказа «О порядке зачета результатов освоения онлайн-курсов». Подготовленный проект носит рамочный характер и учитывает тот опыт, который уже имеет Университет в области признания результатов обучения студентов СПбГУ, выезжающих на включенное обучение в зарубежные вузы. Основой этого признания является перечень тех образовательных учреждений, которые входят в число 300 лучших университетов мира, либо являются вузами — партнерами СПбГУ. Напомним, что Санкт-Петербургский университет в рамках Соглашения о стратегическом партнерстве с МГУ уже признает онлайн-курсы, пройденные студентами на интернет-площадках партнера. А также — создание лучшими университетами мира и вузами — партнерами СПбГУ авторских онлайн-курсов и их дальнейшее размещение на интернет-платформах, которые уже признаны и вызывают доверие у академического сообщества (таких как Coursera и Edx) (Подробнее читайте в интервью ректора: Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответ 8, «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответ 3).

    Порядок зачета предполагает, что студент должен обратиться с заявлением о результатах освоения онлайн-курса и представить соответствующий документ.

    Директорам и деканам дано поручение: ознакомиться с настоящим проектом приказа и внести свои предложения по представленному проекту.

    О стимулирующих выплатах научно-педагогическим работникам Университета

    Утверждена новая редакция приказа от 20.03.2014 № 1410/1 «Об установлении аналитических признаков / кодов для учета премий научно-педагогических работников СПбГУ».

    Напомним, что еще в 2010 году выплата премий НПР Университета осуществлялась исключительно по приказу декана без какого-либо аналитического учета достижений универсантов, что делало невозможным оценку справедливости подобных выплат. В 2014 году упорядочение системы финансового учета привело к изменению практики назначения стимулирующих выплат. Впервые были введены аналитические признаки стимулирующих выплат НПР.

    В настоящее время одной из важнейших задач является завершение процесса разграничения организационных функций сотрудников Университета и академических функций научно-педагогических работников. С учетом обсуждения тех принципов, которыми руководствуются директора и деканы при решении вопроса о премировании членов коллективов (материалы ректорских совещаний от 25.07.2017, 24.04.2017, 13.03.2017 27.02.2017), а также тех предложений, которые поступили от активных научно-педагогических работников, были внесены изменения в приказ № 1410/1.

    В новой редакции приказа был убран третий раздел «Организационная работа». Введен новый — «Экспертная деятельность». Также отсутствует седьмой раздел «Прочие» с единственным кодом «нерелевантно». Большинство остальных разделов без изменения названий было переформатировано, отредактированы уже существующие признаки и введены новые коды.

    Так, в разделе «Учебная работа» вместо трех ранее существовавших будут использоваться 18 новых кодов. Среди новых признаков можно выделить следующие:

    • создание междисциплинарных образовательных программ и участие в них
    • ведение занятий на иностранном языке
    • проведение занятий в Академической гимназии
    • участие в работе по проведению различных олимпиад, как школьных, так и студенческих

    Существенные изменения претерпел раздел «Публикационная активность». Количество признаков было увеличено до шести. В результате обновленный раздел стал более приспособленным для оценки достижений научно-педагогических работников гуманитарных направлений.

    Раздел «Учебно-методическая работа» также расширен — добавлен признак оценки факта разработки учебных планов новых образовательных программ, рабочих программ новых учебных дисциплин, дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ с использованием дистанционных методов обучения.

    Значительная часть раздела «Научная деятельность» перешла в новый раздел «Экспертная деятельность».

    Важная деталь — при определении размера премии директор (декан) должен зафиксировать конкретный размер премии внутри определенного раздела по каждому коду (виду работ, достижений), а не по разделу в целом (Подробнее читайте в интервью ректора: Правила жизни университета, ответы 4-5, Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня – один из международных центров образования и науки», ответ 5).

    СПбГУ расширяет деятельность в медицинской сфере

    Санкт-Петербургский университет впервые получил лицензию на оказание медицинских услуг в расширенном объеме, она предполагает оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Данное событие ознаменовало вступление Университета в завершающую стадию присоединения Санкт-Петербургского медицинского центра имени Пирогова, который с 1 января 2018 года станет структурным подразделением СПбГУ.