Материалы ректорского совещания

№ 312
от 21.08.2017

Повестка совещания

    Приемная кампания — 2017

    Обсуждались промежуточные итоги приемной кампании в СПбГУ к 21 августа 2017 года по всем уровням образования.

    В 2017 году к конкурсу было допущено более 20 тысяч абитуриентов. Вступительные испытания проводили 145 экзаменационных комиссий, в которых было задействовано более 1100 научно-педагогических работников Университета. Поступающие подавали документы в очном режиме, по почте, в электронно-цифровой форме с использованием Личного кабинета абитуриента. Для обеспечения работы приемных и экзаменационных комиссий использовалось более 100 помещений Университета. В работе по приему документов, обеспечению работы электронных ресурсов для организации приема было задействовано более 200 работников Университета (Ректорский прием, ответ 1, «Важно, какими нас видят студенты», ответ 8).

    Образовательные программы бакалавриата и специалитета

    Завершился прием на образовательные программы бакалавриата и специалитета. Помимо того, что в этом году увеличился минимальный проходной балл, а также средний проходной балл поступающих, вырос и прием на платную основу. По сравнению с прошлогодним приемом количество зачисленных на договорную основу обучения увеличилось на 200 студентов или на 15 %.

    Образовательные программы магистратуры

    Завершены все процедуры приема на программы магистратуры, реализуемые в очной форме, как на бюджетную, так и на платную основу. Традиционно конкурс на обучение за счет средств федерального бюджета был достаточно высоким. Как уже отмечалось ранее (Материалы ректорского совещания от 14.08.2017), абитуриенты проявили повышенный интерес к программам физико-математического и естественнонаучного направлений:

    • Теория игр и исследование операций
    • Прикладная математика и информатика
    • Химия
    • Химия, физика и механика материалов
    • Физическая океанография и биопродуктивность океанов и морей (ФОБОС)
    Образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

    Завершился прием на образовательные программы аспирантуры. Напомним, что выпускники аспирантуры могут на выбор защищаться в СПбГУ или МГУ по собственным вузовским правилам или в любом ваковском совете. В 2016/17 учебном году из 264 выпускников аспирантуры около 20 проявили интерес к защитам по собственным правилам СПбГУ. Только в январе-июне успешно прошло 13 защит.

    Образовательные программы ординатуры

    Завершен прием на образовательные программы ординатуры. Важно отметить, что в этом году в Университете было увеличено число мест на договорной основе обучения по программам ординатуры (для сравнения: в 2016 году на все образовательные программы на договорную основу было принято 47 человек, а в 2017 — 80).

    Напомним, что в 2017 году в Санкт-Петербургском университете вступил в силу новый Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.05.2017 № 212н. Прием заявлений в Санкт-Петербургский университет осуществлялся в период с 3 по 28 июля. Зачисление на образовательные программы ординатуры не предполагает проведение вступительных экзаменов, прием осуществляется на основе результатов выпускных испытаний. В качестве результатов вступительного испытания учитывались результаты тестирования, проводимого в рамках процедуры аккредитации специалиста для осуществления медицинской деятельности.

    Прием иностранных граждан

    В СПбГУ продолжается прием иностранных граждан, поступление которых осуществляется в особом порядке. В настоящее время проходят вступительные экзамены. Для информации: на места, выделяемые СПбГУ для самостоятельного отбора иностранных граждан для обучения за счет средств бюджета РФ, поступило 3265 заявлений, что на 37 % больше, чем в 2016 году. Кроме того, 786 иностранцев представили необходимые документы для обучения на договорной основе, что на 29 % больше, чем в 2016 году.

    Система шифрования письменных вступительных испытаний

    Также речь зашла об используемой в СПбГУ системе шифрования письменных вступительных испытаний. Как известно, действующий Порядок приема на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, не предусматривает обязательного шифрования письменных экзаменационных работ поступающих.

    В СПбГУ же обязательное шифрование всех письменных экзаменационных работ абитуриентов проводится уже почти десять лет. По результатам обсуждения вопроса на ректорском совещании принято решение предложить руководству Министерства образования и науки РФ внести дополнения в министерские правила приема: ввести обязательное шифрование экзаменационных работ при приеме на обучение во все вузы. Все желающие могут направить свои предложения по данному вопросу в адрес первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе Е. Г. Бабелюк.

    Оформить соруководителя или консультанта

    В Санкт-Петербургском университете утверждена процедура оформления соруководителя и консультанта научно-исследовательской работы аспирантов. Строгая регламентация данного процесса обусловлена тем, что в последнее время научно-исследовательские работы аспирантов СПбГУ и другие исследования, реализуемые на базе Университета, зачастую носят междисциплинарный характер.

    Благодаря новому нормативному акту, аналога которому ранее в Университете не было, появляются понятные основания и процедура назначения соруководителя либо консультанта научно-исследовательской работы аспиранта. В частности, в приказе четко сформулированы определения «соруководитель» и «консультант». Так, соруководитель — это второй научный руководитель работы аспиранта по второй специальности, в рамках которой выполняется исследование, либо работник сторонней организации, на базе которой также выполняется научно-исследовательская работа.

    Зачесть онлайн-курсы

    Санкт-Петербургский университет не только активно создает новые авторские онлайн-курсы (Материалы ректорского совещания от 14.08.2017), но и разрабатывает нормативный акт, который будет регламентировать процедуру признания пройденных студентами СПбГУ онлайн-курсов ведущих вузов мира. Участникам совещания представлен проект приказа «О порядке зачета результатов освоения онлайн-курсов». Подготовленный проект носит рамочный характер и учитывает тот опыт, который уже имеет Университет в области признания результатов обучения студентов СПбГУ, выезжающих на включенное обучение в зарубежные вузы. Основой этого признания является перечень тех образовательных учреждений, которые входят в число 300 лучших университетов мира, либо являются вузами — партнерами СПбГУ. Напомним, что Санкт-Петербургский университет в рамках Соглашения о стратегическом партнерстве с МГУ уже признает онлайн-курсы, пройденные студентами на интернет-площадках партнера. А также — создание лучшими университетами мира и вузами — партнерами СПбГУ авторских онлайн-курсов и их дальнейшее размещение на интернет-платформах, которые уже признаны и вызывают доверие у академического сообщества (таких как Coursera и Edx) (Подробнее читайте в интервью ректора: Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 8, «QR-код поможет вернуть доверие общества к качеству диссертаций», ответ 3).

    Порядок зачета предполагает, что студент должен обратиться с заявлением о результатах освоения онлайн-курса и представить соответствующий документ.

    Директорам и деканам дано поручение: ознакомиться с настоящим проектом приказа и внести свои предложения по представленному проекту.

    О стимулирующих выплатах научно-педагогическим работникам Университета

    Утверждена новая редакция приказа от 20.03.2014 № 1410/1 «Об установлении аналитических признаков / кодов для учета премий научно-педагогических работников СПбГУ».

    Напомним, что еще в 2010 году выплата премий НПР Университета осуществлялась исключительно по приказу декана без какого-либо аналитического учета достижений универсантов, что делало невозможным оценку справедливости подобных выплат. В 2014 году упорядочение системы финансового учета привело к изменению практики назначения стимулирующих выплат. Впервые были введены аналитические признаки стимулирующих выплат НПР.

    В настоящее время одной из важнейших задач является завершение процесса разграничения организационных функций сотрудников Университета и академических функций научно-педагогических работников. С учетом обсуждения тех принципов, которыми руководствуются директора и деканы при решении вопроса о премировании членов коллективов (материалы ректорских совещаний от 25.07.2017, 24.04.2017, 13.03.2017 27.02.2017), а также тех предложений, которые поступили от активных научно-педагогических работников, были внесены изменения в приказ № 1410/1.

    В новой редакции приказа был убран третий раздел «Организационная работа». Введен новый — «Экспертная деятельность». Также отсутствует седьмой раздел «Прочие» с единственным кодом «нерелевантно». Большинство остальных разделов без изменения названий было переформатировано, отредактированы уже существующие признаки и введены новые коды.

    Так, в разделе «Учебная работа» вместо трех ранее существовавших будут использоваться 18 новых кодов. Среди новых признаков можно выделить следующие:

    • создание междисциплинарных образовательных программ и участие в них
    • ведение занятий на иностранном языке
    • проведение занятий в Академической гимназии
    • участие в работе по проведению различных олимпиад, как школьных, так и студенческих

    Существенные изменения претерпел раздел «Публикационная активность». Количество признаков было увеличено до шести. В результате обновленный раздел стал более приспособленным для оценки достижений научно-педагогических работников гуманитарных направлений.

    Раздел «Учебно-методическая работа» также расширен — добавлен признак оценки факта разработки учебных планов новых образовательных программ, рабочих программ новых учебных дисциплин, дополнительных образовательных программ, а также образовательных программ с использованием дистанционных методов обучения.

    Значительная часть раздела «Научная деятельность» перешла в новый раздел «Экспертная деятельность».

    Важная деталь — при определении размера премии директор (декан) должен зафиксировать конкретный размер премии внутри определенного раздела по каждому коду (виду работ, достижений), а не по разделу в целом (Материалы ректорского совещания от 04.09.2017, п. 2; Правила жизни университета, ответы 4–5, Николай КРОПАЧЕВ: «СПбГУ сегодня — один из международных центров образования и науки», ответ 5).

    СПбГУ расширяет деятельность в медицинской сфере

    Санкт-Петербургский университет впервые получил лицензию на оказание медицинских услуг в расширенном объеме, она предполагает оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Данное событие ознаменовало вступление Университета в завершающую стадию присоединения Санкт-Петербургского медицинского центра имени Пирогова, который с 1 января 2018 года станет структурным подразделением СПбГУ.