ФАН-ТВ: Тайны Древнего Египта — российские ученые создали методику разоблачения подделок
Руководитель одной из научных лабораторий СПбГУ Александр Кныш в интервью ФАН-ТВ рассказал о новой технологии, разработанной совместно российскими математиками и арабистами, и ответил на вопрос, сможет ли она раскрыть тайну улыбки Джоконды и установить авторство рукописей Шекспира.
В настоящее время в одной из научных лабораторий СПбГУ ведется ряд уникальных проектов, которые позволяют по-новому взглянуть на многие проблемы арабистики и востоковедения. Кроме того, они представляют широкий общественный интерес, так как помогают срывать покровы тайн с различных исторических документов, точное происхождение которых до сих пор оставалось неизвестным. О перспективах новых открытий ФАН-ТВ рассказал руководитель Научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов СПбГУ Александр Кныш.
Рядом со мной находится руководитель Научной лаборатории по анализу и моделированию социальных процессов СПбГУ, а также профессор исламоведения Мичиганского университета Александр Кныш. Александр Дмитриевич, сегодня ФАН-ТВ побывало на Science-ланч в Санкт-Петербургском государственном университете, где вы рассказали о новейших методиках, разработанных российскими учеными, которые позволяют сбросить завесу тайны с нескольких древних рукописей. Расскажите об этих методиках подробнее.
Спасибо, что вы заинтересовались моей работой. Ученому всегда приятно, когда его работой интересуются. Речь идет о рукописях, авторство которых вызывало сомнение — в одном случае, а в другом — было не ясно, является ли рукопись трудом самого ученого, который ее создал, либо же переписчика. И наши математики, когда им была предложена эта задача, очень ею заинтересовались.
Один из моих аспирантов американцев нашел эту рукопись и отождествил ее на глазок как труд аль-Макризи — очень известного [египетского] ученого Мамлюкского периода, который умер в середине XV века. (Мамлюкский период в истории Египта длился с 1250 по 1517 г., считается одним из ключевых периодов в истории мусульманского Египта, — прим. ред.)
Более того, рукопись была значима, поскольку она описывала древности Египта, какими они выглядели в XV веке, — что мы, естественно, не можем даже себе представить, не имея этой рукописи. Как вы знаете, все монументы и египетские древности подвергались разрушениям: в первую очередь, под воздействием природных явлений, но также фанатики иногда отбивали нос у Сфинкса и так далее. Поэтому значимость рукописи — социальная, культурная и историческая — состояла в том, что она оставила какой-то срез описания Египта того времени, когда не было ни телекамер, ни фотоаппаратов.
Другое — автографы, то есть рукописи, написанные рукой самого автора, — они невероятно интересны по сравнению с рукописями, написанными простыми переписчиками, которые просто выполняли заказ. Так вот, когда автор пишет, он поправляет текст и добавляет что-то на полях. Потому что, к сожалению, тогда не было cut and paste — то есть, вырезать и вставлять. У него не было такой возможности. Тем не менее, его замечания на полях частично позволяют воссоздать контекст, в котором он писал, и выяснить, что он изменил в тексте, как поменялось его отношение к предмету... В этом состоит важность автографов. И определить то, что найденный в Мичиганском университете манускрипт принадлежит действительно руке автора — аль-Макризи — было очень большим достижением для арабистики, но его нужно было проверить гармонией цифр, что мы и попытались сделать, используя наработки наших коллег, математиков и арабистов, в СПбГУ.
Правильно ли я понимаю, что для разработки этих методик математики объединились с арабистами?
Да, именно для решения одной задачи. Меня восхитило то, как математики испытали буквально восторг от этой необычной задачи! И тогда я понял, что наше сотрудничество приносит удовлетворение не только арабистам, но и математикам, потому что они не сталкиваются с такого рода задачами, которые имеют социально-культурные последствия.
В итоге математикам удалось создать алгоритм, проанализировав почерк автора, сравнив почерк аль-Макризи с другими его произведениями, которые также имеются в автографах — то есть, написанные самим автором, где он пишет, что «я написал тогда-то...», то есть, это, совершенно очевидно, его рука. И эти аутентичные автографы были сопоставлены с рукописью, найденной в Мичигане. И тогда стало ясно, до 97% по одному алгоритму, что рукопись, действительно, была написана той же самой рукой, то есть рукой аль-Макризи. В этом, я считаю, и есть открытие.
Хотелось бы подробнее узнать о методике. Что она из себя представляет?
Она анализирует, разбивает любую линию, написанную рукой автора, на множество маленьких фотографий, скажем так, а потом анализирует движение руки, основываясь на очень тщательном просмотре, я бы даже сказал, мелочном просмотре каждой линии текста. И какие-то повторяемости, закономерности, когда они достигают критической массы, позволяют сделать вывод, что речь идет о настоящем произведении автора, либо же оно написано другой рукой человека, который, может быть, даже и старался подделать почерк, но, на самом деле, не вполне преуспел, поскольку эта методика его разоблачила.
В истории существует немало текстов, в происхождении которых сомневаются. Например, произведения Шекспира, «Слово о полку Игореве» и даже «Тихий Дон». Скажите, можно ли с помощью новой технологии проанализировать эти тексты и выяснить их авторство?
Вопрос этот очень интересный, но он имеет отношение уже к контент-анализу. Потому что рукописи Шекспира, которые у нас есть, — они, в принципе, не вызывают сомнения, за исключением нескольких его произведений: The Tempest, то есть «Буря», насколько я знаю, и еще несколько других произведений вызывают сомнения в авторстве. Не будучи специалистом-шекспироведом (а как вы знаете, это целая армия ученых), я не могу вам точно сказать, есть ли рукопись, написанная рукой самого Шекспира, — рукопись произведения «Буря» или других произведений, которые также вызывают сомнения у специалистов. Если они есть, и если руку Шекспира можно проверить с помощью этих алгоритмов, то тогда сомнения в авторстве отпадут: ясно, что Шекспир написал. Если же таких рукописей нет, то тогда нужно обращаться к более глубокому анализу, который называется по-английски data mining — извлечение большого количества информации из огромных массивов текста. Для этого надо будет сопоставить, скажем, «Ромео и Джульетту», чье авторство, вероятно, не вызывает особых сомнения, и стиль другого произведения, которое вызывает сомнения. Например, та же «Буря». И тогда, используя уже несколько другую методологию — не разбивку текста на какие-то пиксели, а используя именно анализ контента — содержания и оборотов речи и слов-паразитов, которые использует автор, и контекста, в которых они появляются, — тогда можно определить с достаточной степенью точности авторство, уже основываясь на анализе содержательной стороны текста, а не чисто формальной стороны.
Получается, новейшая технология, которая была разработана российскими учеными и представлена сегодня в СПбГУ, имеет широкую социальную направленность и значимость? И касается не только узкого круга ученых, но и всего человечества, всего исторического наследия нашей планеты?
Да, и когда стоят подобные задачи, необычные для математиков, — во-первых, они вдохновляют покинуть свою чисто абстрактную область и приблизиться, так сказать, к темам, которые волнуют общество. С другой стороны, для филологов, для специалистов по восточным культурам и по другим культурам это — возможность проверить свои чисто эмпирические наблюдения, проверить их гармонией цифр и, может быть, развеять неверные представления о трудах того или иного автора. То есть, выявить в этом корпусе сочинений того или иного автора вещи, которые не были им написаны, но которые традиционно ему приписываются. И этот детективный сюжет становится возможным благодаря использованию математических моделей, анализа контента, содержания текста, стиля автора и так далее.
Есть еще другие очень интересные возможности. Например, мои израильские коллеги выяснили, что стиль одной из женщин-авторов — она писала романы такого житейского содержания, и потом произошла катастрофа в ее личной жизни — муж погиб, и тогда у нее изменился стиль, и все стали считать, что это другой автор. И вот, мои израильские коллеги поставили задачу, чтобы уточнить с помощью своих алгоритмов, сохранился ли все-таки ее стиль на глубинном уровне, либо же он совершенно претерпел изменения. Насколько я понимаю, моим коллегам удалось прийти к выводу, используя этот глубинный контекстный, контентный анализ, что все-таки определенная специфика стиля сохранена, несмотря на то, что внешне для читателя эти труды, написанные до и после катастрофы, кажутся совершенно иными текстами, написанные другими авторами.
Может быть, новейшая методика позволит установить авторство не только литературных произведений, но и произведений искусства? И о «Джоконде» мы узнаем гораздо больше?
Я думаю, да, но это речь идет об анализе полотна и потом о вероятности построения математических моделей на основе чисто физических параметров — письма, мазков, характера мазков... Эта задача, я думаю, тоже по силам, но я непосредственно этим не занимался и не могу вам компетентно сказать, как именно будет проводиться анализ фресок или полотен того или иного художника. Но, конечно, это привлекательно, особенно для владельцев салонов, где продают дорогостоящую живопись, — Sotheby’s и так далее.
Скажите, может быть, в ближайшее время вы планируете на мировом уровне проведение масштабной конференции, посвященной вашему открытию?
Знаете, мы, ученые, все-таки чувствуем себя более комфортно в стенах университета, и нам выходить со своими выводами на широкую публику и подставлять себя разным критикам — мы не всегда чувствуем себя комфортно. Я думаю, что нам нужно окончательно убедиться в правильности наших выводов, прежде чем озвучивать их перед большими аудиториями. Но, тем не менее, мы готовы рассказать о том, что мы делаем, и что в некоторых случаях нам приходится иметь дело с негативными результатами.
Например, мы хотели выяснить авторство одного сочинения, в котором предсказывается появление Османской империи за примерно два столетия до ее появления. Автор этой работы умер в 1240 году, то есть, до того, как вообще об османах появилась какая-либо информация. (Только в следующем веке она появилась, примерно в 1350 году.) Но, к сожалению, выяснилось при ближайшем рассмотрении, что этот человек, которому приписывали эти предсказания, его звали Ибн Араби, на самом деле не написал их. А его ученик написал работу от его имени. Поэтому нам пришло отказаться от задачи выяснения авторства этого сочинения, поскольку ученик смешивал высказывания учителя, который предсказывал появление Османской империи, со своими собственными комментариями. Мы так и не нашли оригинального текста, на который ссылается ученик. И возможно, что он сам все это создал, а приписал своему учителю. Видите, какие стоят задачи иногда.
Понятно, что бывают как взлеты, так и падения. Но в настоящее время можно сказать, что россияне впереди планеты всей в данной области и в применении данного метода?
Я бы хотел это сказать, но я не уверен. Потому что иногда мы делаем, и нам кажется, что все это оригинально, но другие тоже что-то делают, и мы просто не знаем об их работе. Я думаю, что работа с Макризи — это оригинальный совершенно российский проект, но, как вы видите, он начался за океаном — в Америке. Мы просто проверили выводы, сделанные на глазок, с помощью этих технологий. Контент-анализ, как я уже указал, — это тоже плод международного сотрудничества с нашими коллегами-математиками, которые работают за рубежом. Но некоторые идеи появились именно здесь — в Санкт-Петербурге, в нашем университете, среди математиков. И некоторые идеи того, что следует анализировать, — они действительно оригинальны. Ну, например, аль-Макризи... Аль-Газали — другой властитель умов суннитского ислама...
И последний вопрос. Скажите, вы как ученый согласны с фразой, что «все тайное становится явным»?
Я бы сказал словами Гамлета: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Я думаю, что Вселенная полна тайн, и даже человеческая интеллектуальная продукция полна тайн: мы все равно не знаем авторства, как я указал в одном случае, — кто предсказал появление Османской империи, и действительно ли этот человек обладал провидением, либо это подделка. И это только частный момент, а таких моментов в истории духовной, интеллектуальной, культурной жизни человечества — огромное количество. Возьмите такую огромную цивилизацию, как китайская. И российская культура, где тоже существует много подделок, и где тоже есть свои проблемы. В том числе, и знаменитое «Слово о полку Игореве»: кто был его автором, и в каком столетии оно было написано, — и другие загадки нас волнуют. Так что — нет, никогда, я думаю, в своей жизни и даже в жизни своих внуков и правнуков все вопросы не будут решены, но их решение делает человеческую жизнь более интересной и более, как у нас говорят актеры, волнительной.
Большое спасибо, Александр Дмитриевич, за приятную беседу.
Спасибо вам за то, что интересуетесь моей интеллектуальной продукцией. И моих коллег.