Почему нельзя верить на слово древним египтянам?
В СПбГУ прошли Петербургские египтологические чтения, которые в этом году были посвящены 120-летию со дня рождения известного египтолога и искусствоведа Милицы Эдвиновны Матье (1899–1966).
Открыл заседание заведующий сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа, выпускник ЛГУ доктор исторических наук Андрей Большаков, начав с доклада «120 лет М. Э. Матье». Андрей Олегович рассказал о сложной судьбе и противоречивой личности выдающегося востоковеда XX века. Из-за проблем со здоровьем Милица Эдвиновна не участвовала в археологических экспедициях, что, впрочем, не помешало ей стать всемирно известным востоковедом: знания она черпала из коллекций Эрмитажа и московских музеев.
Милица Эдвиновна Матье — советский востоковед, историк религии и искусств, доктор исторических наук. Окончив Бестужевские курсы в 1922 году, сразу начала преподавать. После войны стала доцентом, а затем и профессором кафедры истории Древнего Востока ЛГУ. С 1921 по 1965 год работала в Эрмитаже.
Профессор Большаков также представил доклад на тему «Имахуу и аху на одной дороге: насколько мы можем доверять древним египтянам?». В начале своего выступления он обозначил ключевую проблему: что можно считать достоверным фактом, который поведает исследователям о жизни общества Древнего Египта? «Факт — вещь упрямая, и особенно в египтологии. То, что мы, египтологи, называем фактами, узнаем от самих же египтян. Чтобы фактом признать то, с чем мы работаем, мы должны полностью ему довериться», — прокомментировал Андрей Олегович.
В качестве иллюстрации своих идей ученый представил несколько древнеегипетских памятников, содержащих тексты погребальных формул. Все примеры содержали нетипичное сочетание понятий «ах» и «имаху» (во множественном числе «аху» и «имахуу»), которые, согласно переводам, «вместе идут по доброй дороге неба», то есть в погребальной процессии. Если первое понятие, «ах», означает душу усопшего после погребальных ритуалов, то «имаху» является неоднозначным концептом, в разных контекстах означающим и живого человека, и готовящегося к смерти, и мертвеца до ритуала захоронения. Оба понятия относятся к одному и тому же лицу, то есть человек в разные моменты своего жизненного пути в представлении древних египтян — это разные сущности, которые могут находиться в одном пространстве. «Египтяне настолько по-другому проводили границу между двумя мирами, что нам сегодня это крайне сложно представить, а значит, и поверить в это», — поделился докладчик.
Современный человек склонен рассматривать древнеегипетскую культуру в стремлении все систематизировать, логически обосновать явления и факты, классифицировать их. При этом очевидно, что образ мышления и ментальность египтянина того времени кардинально отличалась от сегодняшней — настолько, что зачастую нельзя выявить связи между различными фактами. Именно поэтому сегодня практически невозможно буквально трактовать древнеегипетские тексты, уверен профессор Большаков.
Также в рамках утреннего заседания доцент Горно-Алтайского государственного университета Федор Куликов представил доклад, посвященный изображению вельможи-чтеца и титулу «херихеб» в гробницах Старого царства. Выступающий продемонстрировал связь между иконографией вельможи, иероглифическим написанием «херихеб» — высшего титула в Древнем Египте, принадлежавшего жрецам, которые читали религиозные тексты во время богослужений, изображением сцен быта и богослужений, а также расположением композиций в гробницах.
Петербургские египтологические чтения — 2019 проходили с 26 по 28 июня. Ежегодная конференция собирает на одной площадке египтологов, археологов, историков, которые делятся с коллегами результатами своих исследований, рассказывают об экспедициях и подводят итоги работы за год.
Востоковед, сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Немировский представил доклад «Конец владычества азиатских завоевателей/гиксосов в Египте в коптско-мусульманском раннесредневековом легендариуме». В нем он подробно описал то, как в рассказах коптов VIII века н. э. (этнической группа на территории Египта, представители которой исповедуют христианство) отражен период смены правителя-амаликитянина (племя завоевателей-кочевников) египтянином.