ТК «Культура»: Специалисты СПбГУ представили в Москве результаты работы по проекту «Нередица»
Специалисты Санкт-Петербургского университета представили в Москве результаты многолетней работы по проекту «Нередица». Речь идет о восстановлении уникальных фресок церкви Преображения Господня на Нередице в Великом Новгороде. Реставрацию совместно с Новгородским музеем-заповедником ведут Русский музей и Петербургский институт живописи, архитектуры и скульптуры имени Репина. Подробности — в репортаже Ольги Ениной.
Вблизи Новгорода на Нерединском холме в 1198 году был построен храм. Инициатором строительства был князь Ярослав Владимирович. Всю поверхность стен храма украшали фресковые росписи. Их называли одним из наиболее значимых живописных ансамблей страны. Молились в храме многие века, но в 1941 году он был практически разрушен.
Сохранились чертежи, которые и позволили восстановить церковь Спаса Преображения в конце пятидесятых. Другое дело фрески. После Великой Отечественной войны реставраторы Новгородского музея и местные жители собрали элементы штукатурки с росписью из завалов, и сейчас в реставрационных мастерских 325 тысяч таких фрагментов.
Мнение эксперта
Это один из самых уникальных, редких и сложных ансамблей и с точки зрения стилистики, и с точки зрения иконографической программы. Эта церковь есть в любой книге на любом языке. Если мы говорим о древнерусском искусстве — это абсолютно знаковый памятник.
Руководитель проекта, директор Института искусств СПбГУ Татьяна Ласка
На данный момент с помощью документальных материалов восстановили примерно треть ансамбля.
«Это большая исследовательская работа, которая стала возможной благодаря сотрудничеству не только живописцев, историков, или искусствоведов, здесь и работа математиков, поскольку необходимо сложить эту мозаику из маленьких фрагментов», — объясняет пресс-секретарь Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Заварзин.
А еще и работа химиков, физиков, которые изучают фактуру сохранившихся красок. Реконструкция идет с 2008 года. Эта выставка — промежуточный этап — своего рода подведение итогов и возможность привлечь внимание к проблеме сохранения уникальных памятников древнерусского искусства.