Наука и технологии России: Эксперт рассказала об уникальности картины — эмблемы крупнейшей в России искусствоведческой конференции
11 октября в Санкт-Петербургском университете впервые была представлена широкой публике картина петербургского художника Глеба Богомолова «Эгина», которая стала эмблемой международной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства». Старший преподаватель СПбГУ Екатерина Станюкович-Денисова рассказала о том, чем уникально это полотно и какие смыслы могут считать на нем зрителем.
«Эгина» — это масштабное полотно (195 на 145 сантиметров), написанное Глебом Богомоловым в 2004 году и представляющее последний, самый блистательный период творчества мастера. Оргкомитет конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства» утвердил эту картину в качестве эмблемы всего за пару недель до того, как художник ушел из жизни в марте 2016 года.
Конференция «Актуальные проблемы теории и истории искусства» ежегодно проводится Санкт-Петербургским государственным университетом и Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова при поддержке ведущих музеев России. Хозяевами мероприятия становятся поочередно Петербург и Москва. В октябре 2016 года ее принимает Северная столица, а партнером выступает Государственный Эрмитаж.
В рамках пресс-конференции, прошедшей в Санкт-Петербургском университете в день открытия конференции, старший преподаватель СПбГУ, сопредседатель секций «Русское искусство XVIII века» и «Русское искусство XX–XXI веков» Екатерина Станюкович-Денисова объяснила, что живопись художника стоит рассматривать как артефакт — носитель культурного кода, обращенного в прошлое и в будущее.
«"Артефакт" было излюбленным словом Богомолова, которым он определял качество своих филигранных живописных произведений, органично включающих текст, фрагменты ткани и листового золота», — рассказала искусствовед. Живописная поверхность представляет собой полотно, сотканное из состаренной или отреставрированной материи.
Картина входит в цикл «Эгина», задуманный художником после посещения греческого острова. С одной стороны, полотно 2004 года максимально приближено к реальности: здесь представлена залитая светом колонна храма Афины Афайи на фоне пронзительного голубого неба. С другой стороны, благодаря многослойности произведения его цветовое и композиционное решение меняется в зависимости от освещения. В косом свете, при разной интенсивности, под разными углами проявляются незаметные прежде элементы: кровавые потеки от невидимого тернового венца, подпись художника, идущая по краю колонны, и пиктограммы у ее основания.
Во время мероприятия картина, стоящая на рабочем мольберте, была прикрыта трехслойной завесой, как бы сохранившей отпечаток присутствия художника и напоминающей о рождении артефакта, его бытовании в исследовательской лаборатории и дворцовом интерьере. Презентация картины сопровождалась ярким перформансом, раскрывающим жизнь артефакта в музейном пространстве.
На конференции обсуждается широкий круг вопросов теории и истории изобразительного искусства и архитектуры, сохранения и интерпретации российского и мирового культурного наследия, взаимодействия искусствоведческой науки с практикой музейного дела. Главные отличительные особенности конференции — широкий хронологический диапазон изучаемых проблем и междисциплинарный подход к их исследованию.
Участники пресс-мероприятия отметили, что эмблема конференции является важным символом для всех ее участников, ведь именно артефакт как предмет искусства объединяет вокруг себя представителей разных профессий. «Искусство — это то, что никогда никого не оставляет равнодушным. С раннего детства и до глубокой старости человек всегда восхищается шедеврами — так заложено в его природе», — отметил директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов.
Заведующая отделом Античного мира Государственного Эрмитажа Анна Трофимова подчеркнула значимость конференции для всех, чья работа так или иначе связана с искусством: «Часто мы — реставраторы, хранители, историки искусства, археологи — не можем договориться о терминологии, иногда мы не понимаем друг друга, но именно такие площадки дают нам возможность почувствовать себя участниками одного большого замечательного действия».
Советник декана исторического факультета МГУ им. Ломоносова Екатерина Кочеткова добавила, что до сих пор иногда возникает вопрос о том, является ли искусствоведение наукой. По мнению эксперта, сам состав этой конференции — 15 секций и более 300 участников из 22 стран — убедительно доказывает, что это наука, у которой есть предмет, разные подходы и которая, безусловно, нуждается в развитии и поддержке.