Перезагрузка: Ремонт «под присмотром»
В разделе «Перезагрузка» можно прочитать материалы, которые показывают, в каком состоянии находятся здания Университета, сколько усилий требуется для того, чтобы их отремонтировать, привести в порядок. Общее в них одно: только совместными усилиями преподавателей, ученых, работников хозяйственных служб и администраторов в Университете удается достичь успеха.
В этой статье рассказывается об успешном ремонте нескольких помещений в одном из сотен университетских зданий. О том, как благодаря общим усилиям сотрудников хозяйственных служб Университета и преподавателей коллектив кафедры экономической и социальной географии смог в начале сентября переехать в новые помещения.
История началась около года назад, когда коллектив кафедры экономической и социальной географии СПбГУ было решено перевести со второго этажа на третий в здании по адресу 10 линия, д. 33–35. Прежние помещения давно требовали ремонта и были хоть привычные, но неудобные: четыре маленькие комнатушки, из них три «жилые», в которых ютились десять сотрудников, и длинный узкий коридор «с поворотами и углами». А здесь, на третьем этаже, как раз над их прежними помещениями, на такой же площади находился старый компьютерный класс и склад устаревшей техники.
Как рассказывает доцент Станислав Лачининский, коллеги-географы начали с того, что сами с рулеткой обошли и обмерили новые площади, стены, окна. Долго обсуждали и чертили на компьютере план помещений, в которых им предстояло разместиться. И предложили руководству института такой вариант размещения: большая общая комната — одна на всех сотрудников, кабинет заведующего кафедрой и зал для совещаний и семинаров. Предложили «передвинуть» пару старых некапитальных стенок на новые места. За счет этого вместо коридора должен был получиться холл, в котором можно было установить столы и оборудовать open space для занятий студентов и аспирантов. В этом случае и общая комната тоже должна была стать просторнее.
К ноябрю преподаватели подготовили свои предложения по перепланировке и ремонту помещения. Директор Института наук о Земле К. В. Чистяков в целом поддержал их предложения. На основании его заявки сотрудниками эксплуатационно-технического отдела Управления главного инженера СПбГУ было разработано техническое задание на ремонт этого помещения. Техническое задание было согласовано с директором института и заведующим кафедрой. Сотрудниками сметно-контрольного отдела была подготовлена сметная документация на проведение ремонта. Сотрудники Управления обеспечения осуществления закупок организовали тендер, чтобы в июне контрагент мог начать ремонтные работы. «В аукционе побеждает тот, кто предложит меньшую цену. Стоимость работ определяется сметой, а ООО «Неолит» предложило цену на 0,5 млн рублей ниже сметной стоимости — оно и стало победителем, — рассказывает начальник Главного управления по эксплуатации материально-технической базы В. А. Козырев. — А потом оказалось, что подрядчик решил сэкономить на материалах, предлагая более дешевые краски, шпаклевку, МДФ-панели (не 16, а 10 мм). Мы, естественно, воспротивились этому, началась тяжба... А время шло».
По плану ремонт на третьем этаже должен был закончиться к 5 августа. Преподаватели признались: на это мало кто рассчитывал, иллюзий никто не питал (по опыту зная, как строители и ремонтники выполняют планы...). Как известно, в Университете уже давно действует правило: в комиссию по приемке работ, выполненных в интересах СПбГУ, может записаться любой желающий. В комиссию по приемке работ были включены старший преподаватель кафедры экономической и социальной географии Антон Краснов и ассистент Александр Шендрик. И уже с конца июня они впряглись в работу. Им помогали и другие молодые коллеги из коллектива кафедры. По очереди они в свой отпуск приезжали сюда и, как могли, помогали работникам Управления главного инженера СПбГУ контролировать ход ремонтных работ.
Антон Краснов рассказал, что, когда строили новые стены из гипсокартона, рабочие перепутали место и стали не там их возводить. Показали им план, чтобы убедить строить в нужном месте... Если б недосмотрели, большая общая комната была бы меньше. А вот другая стенка, которая отгораживает место отдыха от рабочего помещения, вышла короче, чем планировали (видимо, недоглядели...). Нужно было проверять, чтобы двери висели строго вертикально и хорошо закрывались (некоторые пришлось перевешивать — и не раз), чтобы замки запирались, чтобы выключатели и розетки работали, чтобы батареи не текли, а краска не шелушилась... Географы говорят, что они слаженно работали вместе с комендантом здания В. И. Белоусовой, которая тоже контролировала и «гоняла» рабочих. Она же подобрала столы и стулья для меблировки комнаты для совещаний, а также многие другие важные «мелочи».
В здании по адресу 10-я линия, д. 33–35 сразу планировался ремонт двух помещений, на втором и третьем этажах. Директор Института наук о Земле К. В. Чистяков определил приоритеты: вначале отремонтировать помещения для размещения коллектива кафедры экономической и социальной географии, чтобы с нового учебного года преподаватели вовремя могли начать учебный процесс. И только после этого ремонтировать помещения на втором этаже (где раньше «жили» экономические и социальные географы) для администрации института. Там ремонт закончен совсем недавно...
В самые горячие дни, в августе, ход ремонтных работ на третьем этаже контролировали не только директор Института наук о Земле и начальник Главного управления по эксплуатации материально-технической базы В. А. Козырев. Вопрос был на контроле у ректора, каждую неделю проводились селекторные совещания, и Н. М. Кропачев обсуждал с К. В. Чистяковым и первым проректором по экономике Е. Г. Черновой, что уже сделано, насколько продвинулись за неделю, какие работы еще предстоит выполнить (хотя каждый из них находился в это время в отпуске и за тысячи километров от Университета и друг от друга).
В августе мы буквально каждый день протоколировали, сколько рабочих на объекте, что сделано. Такие меры принимались, чтобы повлиять на подрядчика и ускорить процесс ремонта. Бывали дни, когда работали один-два человека вместо требуемых шести-семи. Но подрядчик не мог сослаться на «объективные» трудности, возникшие якобы «по не зависящим от него обстоятельствам»...
Начальник отдела эксплуатации В. А. Пузиков
Александр Шендрик дополнил: «Некоторые работы (например, подвеску потолков) рабочим приходилось переделывать несколько раз: в некоторых местах потолки прогибались, даже обрушились однажды... Как выяснилось, рабочие "сэкономили" и поставили вдвое меньше подвесов, чем требуется по технологии». Один из углов потолка в большой комнате прораб лично укреплял уже в октябре.
«Мы заставили подрядчика выполнить взятые обязательства, и даже перевыполнить, — сообщил В. А. Козырев. — По первоначальному плану работ и по смете МДФ-панели на стенах предполагались не во всех комнатах. Но директор института попросил по возможности везде установить панели. Поскольку мы с помощью представителей технического надзора Управления главного инженера и преподавателей четко и юридически грамотно фиксировали каждое нарушение договора, это позволило нам выставить штрафные санкции из-за нарушения сроков договора. Университет получил неустойку в размере около 300 тыс. рублей. Подрядчик за счет всей суммы неустойки произвел ряд дополнительных работ. И панели поставили, и двери покрасили, и окна отремонтировали... Заменить окна пока не смогли. Это здание — объект культурного наследия регионального значения, любые изменения фасадов и оконных заполнений требуют согласования с КГИОП. Эта работа еще предстоит».
Временным помещением, предоставленным коллективу кафедры для работы во время ремонта, был компьютерный класс по соседству на третьем этаже, где планировалось начало учебных занятий уже 1 сентября. «Существовал риск нового временного переезда ввиду того, что рабочие не успевали завершить работы. И заведующий кафедрой экономической и социальной географии профессор А. А. Анохин в конце августа обратился к директору института по электронной почте с просьбой предоставить временное помещение, чтобы сложить имущество коллектива кафедры, — вспоминает Антон Краснов. — Но К. В. Чистяков ответил, что других помещений не потребуется — должны успеть к началу учебного года».
И действительно, уже в самом начале сентября подрядчик закончил ремонтные работы. А 7 сентября географы осваивали новые помещения. Такелажники перенесли все вещи (в том числе и тяжелые: шкафы, столы, другую мебель). А преподаватели поднимали на свой этаж самое ценное: учебники, географические карты и глобусы. Заодно провели инвентаризацию, и часть книг (семь коробок) отнесли к коменданту здания, чтобы передать в библиотеку.
Совместный контроль работников Управления главного инженера и преподавателей за ходом ремонтных работ был пристальный, но, несмотря на это, когда немного обжили помещения, как обычно, стали замечать мелкие недоделки. Например, не проведены кабель-каналы в холле, дует из окон, не хватает мебели. Все это зафиксировано для проведения работ во время, не мешающее учебно-научным мероприятиям кафедры. Однако в целом географы довольны новыми помещениями. Выполненный ремонт, по их мнению, важен с точки зрения создания новой креативной и творческой среды, помещения стали более эргономичными и в большей мере соответствуют современным требованиям к образовательным учреждениям. Самое главное, как считают географы, у них появилась большая комната, где они могут собраться все вместе, чтобы обсудить новую научную статью или предложения по организации занятий со студентами, просто поговорить с коллегами. Могут и гостей пригласить, в том числе иностранных (в новом помещении уже принимали коллег из Университета Токио и итальянского профессора, работающего по теме кафедры в Университете Латвии). А совместная работа летом помогла им еще больше сплотить коллектив.