«Зоопарк» преференций: почему в России так много разных видов особых экономических зон и стоит ли их унифицировать?

От игорной зоны в Крыму до Свободного порта Владивосток — уже более десяти лет на территории Российской Федерации действуют различные особые правовые режимы.

Где-то предприниматели могут по льготным условиям получить землю для строительства, а где-то — налоговую «скидку». Участники дискуссионной сессии «Преференциальные режимы: разделение в условиях унификации» в рамках Петербургского международного юридического форума обсудили, не страдает ли бизнес от такого количества отличающихся правил, а также стоит ли создать единые требования к организации особых экономических зон.

Открывая дискуссию, статс-секретарь — заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков отметил, что категорически не согласен с идеей о том, будто «зоопарк преференций» каким-то образом мешает бизнесменам работать.

Я считаю, что количество преференциальных режимов может быть сколько угодно большим. И все определяет сам бизнес, который пользуется этими режимами.

Статс-секретарь — заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Павел Волков

Он рассказал, как сегодня работают подобные режимы на Дальнем Востоке: территории опережающего развития (ТОР), Свободный порт Владивосток (СПВ), специальные административные районы (САР) и другие.

Заместитель председателя правления ПАО «Новатэк» Эдуард Гудков поддержал Павла Волкова и отметил, что, по его мнению, не стоит сводить все к какому-то единому преференциальному режиму. «Жизнь многообразна, экономические модели тоже различные, да и задачи, связанные с развитием тех или иных территорий, у государства разные, — сказал спикер. — В связи с этим мне представляется, что нет большой проблемы в том, что многообразие существует. Однако нам придется задаться вопросом: само наличие этого многообразия — о чем оно говорит? О том, что еще не найдена оптимальная форма? Или о том, что действительно предпринимательская деятельность столь разносторонняя, что она требует такого большого количества различных преференциальных режимов?»

При этом Эдуард Гудков отметил, что, хотя не видит ничего плохого в многообразии преференций, все же он считает необходимым законодательно обозначить какие-то общие критерии, которые помогут понять, почему на одной территории необходимо вводить особые режимы, а на другой — нет. О важности унификации, правда в аспекте налоговых особенностей, говорила и заведующая кафедрой административного и финансового права СПбГУ доктор юридических наук Наталья Шевелева.

Такое разнообразие, может быть, и хорошо для предпринимателей, когда предприниматель может выбрать. Но он также должен просчитывать налоговые риски, а это на данном этапе крайне непросто.

Заведующая кафедрой административного и финансового права СПбГУ доктор юридических наук Наталья Шевелева

Наталья Шевелева также отметила, что в таком изобилии разнообразных преференциальных режимов со своими особенностями настолько сложно учесть все нюансы, что в прогнозировании ситуации можно положиться разве что на искусственный интеллект.

Модератором мероприятия выступил директор по исследованиям в области международного частного права и сравнительного правоведения Центра международных и сравнительно-правовых исследований Максим Башкатов. Подводя итоги встречи, он отметил, что надо дать больше времени практике внедрения преференциальных режимов, это позволит найти ответы на многие вопросы.

В дискуссии также приняли участие доцент факультета управления и права Гданьского университета Бартоломей Лукаш Глинецки, профессор Уральского государственного юридического университета Аркадий Майфат, доцент — профессор факультета права Венского университета имени Зигмунда Фрейда Флориан Хайндлер, партнер корпоративной практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов и руководитель антимонопольной практики Адвокатского бюро «Иванян и партнеры» Екатерина Смирнова.