В СПбГУ рассказали, как Эрмитаж сохраняет память о блокаде
В Санкт‑Петербургском университете состоялся научно‑практический семинар «Актуальные вопросы музееведения». О том, как сегодня Эрмитаж представляет материалы, посвященные подвигу работников Эрмитажа во время блокады, универсантам рассказала заместитель заведующего архивом Государственного Эрмитажа Елена Соломаха.
Вопрос сохранения исторической памяти всегда был очень важен для Эрмитажа, подчеркнула Елена Соломаха. В 1943 году ученый секретарь Лев Раков предложил подготовить выставку о блокаде, и уже на следующий год в музее открылась постоянная экспозиция «Героическая оборона Ленинграда». После окончания войны она была преобразована в Музей обороны и блокады, в который ленинградцы понесли свои письма, документы и другие памятные вещи. Но в 1949 году началось Ленинградское дело. Лев Львович был арестован, музей закрыт и практически разгромлен, и эта тема почти никак не освещалась до конца 1990‑х годов. Именно тогда начали проводиться первые выставки-события в подвалах под Новым Эрмитажем, где во время войны были устроены бомбоубежища, в которых жили сотрудники музея со своими семьями и вели научную работу.
Научно‑практический семинар «Актуальные вопросы музееведения» проводится коллективом кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ уже более 12 лет.
Одним из ярких событий, посвященных этой главе истории Ленинграда, стало открытие в 2004 году инсталляции «Граждане блокады», выполненной по проекту режиссера Александра Сокурова. Специально для нее член‑корреспондент Российской академии художеств Павел Шевченко создал скульптурную композицию: 25 фигур, изображающих солдат, горожан, женщин с маленькими детьми, сделанных из простой серой глины, которая используется для лепки эскизов будущих памятников. Каждая из них была одета в подлинную одежду того времени, предоставленную студией «Ленфильм».
«Это был довольно мощный проект, и в подвалах Эрмитажа все это производило особенно сильное, страшное впечатление. Конечно, с подлинной историей музея эта скульптурная композиция слабо связана, во время блокады никакие солдаты там не жили. Тем не менее, Александр Сокуров считал, что эту часть нашей истории уже начали забывать, поэтому такой грубый зримый образ, взывающий к нашей эмоциональной, национальной и гражданской памяти, необходим, чтобы показать весь ужас, пережитый ленинградцами», — рассказала Елена Соломаха.
Во время блокады во всех парках Ленинграда, в том числе в Висячем саду Малого Эрмитажа, были разбиты огороды. Рисунки и документы о том, что в них сажали, сохранились в архиве музея. В 2005 году в память об этом времени заместитель директора Эрмитажа Владимир Матвеев предложил провести необычную акцию. Весной в саду были высажены картофель, морковь и другие овощи, а осенью сотрудники музея собрали урожай.
В 2025 году Россия отмечает 80‑летие Великой Победы, и в честь этой памятной даты Эрмитаж подготовил масштабный историко‑мемориальный проект «Эрмитаж в годы войны». На сайте музея можно прочитать о том, что делали музейные работники для сохранения бесценных коллекций, как они жили и вели научную работу в тяжелейших условиях, а после окончания войны возвращали экспонаты на свое законное место. Отдельное внимание уделено временной выставке памятников искусства и культуры, остававшихся в Ленинграде во время блокады, которая открылась в ноябре 1944 года.
Как сообщила заместитель заведующего архивом Государственного Эрмитажа Елена Соломаха, в этом году в бывших бомбоубежищах № 3 и № 4 планируется создать экспозицию, в которую войдут документы, фотографии, а также исторические экспонаты. В их числе ящики, в которых в июле 1941 года часть музейной коллекции была отправлена в Свердловск. Некоторые из них использовались еще во время эвакуации Эрмитажа в 1917 году.
Иосиф Орбели изучал мировую практику в этой области и, конечно, воспользовался накопленным к тому времени опытом Эрмитажа. К тому моменту музей пережил уже две эвакуации: в 1812 году и в 1914‑1917 годах. Последнюю помнили еще немало сотрудников, и многие использованные в то время приемы снова пригодились.
Заместитель заведующего архивом Государственного Эрмитажа Елена Соломаха
«Например, именно тогда было предложено оставлять рамы картин и писать на стенах инвентарные номера, чтобы впоследствии можно было быстро восстановить развеску, — рассказала Елена Соломаха. — В отличие от большинства музеев города Эрмитаж был практически готов к эвакуации. Еще в 1938 году Иосиф Орбели добился, чтобы Эрмитажу выделили Сампсониевский собор в Ленинграде, где группа рабочих тайно изготавливала ящики по заданным размерам, запасался упаковочный материал, бумага и древесная стружка. К апрелю 1941 года были отпечатаны даже упаковочные описи».
Скоро для посетителей сайта станет доступен трехмерный макет «Раны Эрмитажа», на котором отмечены места попадания авиабомб и снарядов, сброшенных на здание музейного комплекса в годы блокады. Пока же они могут увидеть исторические фотографии и рисунки художников, присланных в музей, чтобы фиксировать «ранения» Эрмитажа, которые он получал в ходе бомбардировок. А 3D‑панорамы бомбоубежищ в подвалах, созданные по рисункам театрального художника и графика Михаила Григорьева, передают атмосферу, в которой жили сотрудники музея.
Я застала еще многих людей, которые служили в Эрмитаже в годы войны, поэтому заниматься такими проектами мне эмоционально очень непросто.
Заместитель заведующего архивом Государственного Эрмитажа Елена Соломаха
«Со временем эти чувства никак не притупляются. Сейчас я работаю в Институте истории и искусств с дневниками Михаила Григорьева. Читать их очень страшно, ты как будто сидишь в темном подвале. А когда потом выходишь на улицу и видишь, что там люди ходят, машины ездят, это кажется даже странным», — поделилась Елена Соломаха.
Для тех, кто не имеет возможности посетить музей, в открытый доступ выложена книга «Эрмитаж. Хроника военных лет 1941‑1945», в которой собраны отрывки из писем и дневников музейных работников, сохранявших коллекции в блокадном Ленинграде и филиале в Свердловске, они заботились о детях в эрмитажном интернате, находились в эвакуации в разных городах страны, но поддерживали переписку. Как пояснила Елена Соломаха, авторы‑составители намеренно отбирали для книги именно личные материалы, чтобы повествование велось от первого лица.