В СПбГУ прошла встреча с колумбийским писателем Хавьером Ортисом Кассиани
Организаторами мероприятия выступили Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга и Посольство Республики Колумбия в Российской Федерации. Предметом разговора между гостем и универсантами стала афроколумбийская культура.
Встречу открыл чрезвычайный и полномочный посол Республики Колумбия в Российской Федерации Эктор Исидро Аренас Нейра. «Я рад, что российские студенты и преподаватели смогут погрузиться в историю становления Колумбии XIX века, когда она только начала зарождаться как независимое государство, и узнать, какую роль в становлении государства сыграли афроколумбийские сообщества, которые являются неотъемлемой частью национальной идентичности колумбийского народа», — отметил он.
Консультант проректора по международной деятельности СПбГУ Мария Сластунова оценила вклад лектора в дело знакомства российских студентов с историей и литературой Колумбии. «Сейчас в России существует множество неправильных стереотипов о Колумбии, о ее народе и литературе, о которой мы вообще мало знаем, поэтому любая возможность познакомить с ней российских читателей представляется очень ценной для развития отношений между нашими странами», — сказала Мария Алексеевна.
По словам модератора и переводчика встречи, старшего преподавателя СПбГУ Дарьи Синицыной (кафедра романской филологии), тема лекции подбиралась специально для испанистов Университета и отразила такие аспекты, как колумбийские диалекты в испаноязычной литературе и влияние африканской культуры на переводческую деятельность и творчество жителей этой страны.
Хавьер Ортис Кассиани — писатель и историк, эксперт в области афроколумбийского искусства и африканской истории Карибского бассейна. Хавьер родился в Северной Колумбии в городе Вальедупар. «Я говорю о том, откуда я родом, потому что мне кажется важным показать свою принадлежность именно к этому региону Колумбии, — пояснил спикер. — Мне важно показать, как африканская культура, которая развивалась в этой части страны, повлияла на современное колумбийское самосознание».
Господин Кассиани в своей лекции остановился на творчестве своего земляка, потомка магдаленских гребцов богас (bogas), поэта Канделарио Обесо (1849–1884). Он считается одним из литераторов XIX века, стоявших у истоков формирования национального дискурса Колумбии, в частности воспевавших многообразие народностей этой земли.
Главная проблема в переосмыслении национальной идеи, говорит Хавьер Кассиани, состояла в том, чтобы включить в нее afrodescendientes — потомков рабов, которые в свое время заменили колонизаторам-испанцам истребленных индейцев в качестве основной рабочей силы.
Богас (bogas) — гребцы и лоцманы, обеспечивавшие перегон грузовых и пассажирских судов по реке Магдалена. Подавляющее большинство богас были людьми африканского происхождения.
Спикер отметил, что Канделарио Обесо выступал голосом людей африканского происхождения, которые не умели писать, но у них была развита фундаментальная устная традиция. В этом аспекте особо примечательно произведение «Народные песни моего края» (Cantos populares de mi tierra), которое поэт написал в 1877 году. В нем и в других своих песнях Обесо использует диалект богас, на котором говорили чернокожие колумбийцы, проживавшие у реки Магдалены. Этот диалект имел множество фонетических и лексических особенностей, значительно отличавших его от колумбийской литературной нормы. Из отличительных черт авторского стиля также можно отметить то, что лирическим героем всегда выступает богас.
Сам термин canto, как отмечает Хавьер Ортис Кассиани, используется вместо canción как обозначения «песни» — литературного жанра. Таким образом поэт указывает на истоки своего творчества: устную традицию богас, сопровождавших свой труд ритмичными песнями с характерными мелодиями и гортанными звуками.
Песни Канделарио Обесо быстро становятся популярными среди колумбийского населения, и происходит переворот в национальном дискурсе, и уже сами чернокожие как бы «колонизируют» сознание колумбийцев.
Хавьер Ортис Кассиани
Также студенты прослушали несколько примеров из произведений (любовной и политической лирики) и проследили, как виртуозно чернокожий поэт владеет словом и в своих литературных приемах ничем не уступает белокожим латиноамериканским авторам. Также спикер привел примеры литературного анализа произведений Обесо. «Я хочу ответить некоторым критикам, которые имеют тенденцию путать тексты автора и его личность. Если Канделарио Обесо писал на языке богас, это не значит, что он сам был частью этого сообщества. Это значит, что у него была возможность изучить их язык и передать это наследие потомкам, — парирует господин Кассиани. — Здесь также важно знать специфику связанной с богас иерархии. Конкретно богас были невероятно сильным народом, властелинами своих земель, потому что никто кроме них не знал, как работает река Магдалена. И пассажиры, и грузоперевозки напрямую зависели от них».
Канделарио Обесо — культовая личность своего времени, подчеркнул лектор. Он столкнулся с расовой дискриминацией и экономической борьбой, влюбился в белую женщину из высшего общества, которая отвергла его любовные стихи и вскоре обручилась с богатым мужчиной. «Обесо писал: "Ужасная нищета, в которой я живу, моя печальная бесприютность, моя кожа и мой край, богатый на великих людей, принесли мне неисчислимые разочарования. Я беден и ничего не боюсь". Канделарио Обесо выстрелил себе в грудь и спустя несколько дней скончался на тридцать шестом году жизни в столице Колумбии городе Боготе», — подытоживает господин Кассиани.