Практика студентов СПбГУ в «Газпром нефти»: изучение месторождений и работа над реальными проектами
Руководитель по развитию дисциплины «Сейсморазведка» научного подразделения «Газпром нефти», выпускник Санкт‑Петербургского университета Александр Буторин рассказал о том, как студенты СПбГУ — начинающие геофизики, которые будут сопровождать процесс добычи углеводородов, еще в процессе обучения могут принять участие в производственных и научно‑исследовательских проектах, применяя свои знания на практике.

Расскажите, пожалуйста, о том, как проводятся студенческие практики в научном подразделении «Газпром нефти». В чем они заключаются, сколько длятся и какие поручения даются студентам?
В научном подразделении есть отдел, который занимается организацией стажировок и вопросами взаимодействия с вузами в целом. Приходя к нам, практикант попадает к куратору, который оказывает поддержку в организационных вопросах и помогает ему сформулировать цели и задачи на время работы у нас. Они могут быть связаны как с решением производственных вопросов, так и с научно‑методической деятельностью. Все зависит от целеполагания самого студента, тематики его выпускной квалификационной работы и других его потребностей. Стажировка может длиться от двух недель до семестра, иногда и больше. Студенты, которые осваивают целевые программы магистратуры, чаще всего оформляются на весь срок обучения, что позволяет им на практике применять получаемые знания.
Студенты СПбГУ каких направлений обучения проходят практику в научном подразделении «Газпром нефти»? Получается ли у них внести реальный вклад в ходе рабочего процесса и какие ценные знания им удается за это время приобрести?
Чаще всего у нас проходят практику студенты Института наук о Земле СПбГУ, связанные со сферой нефтегазовой геологии, то есть геологи и геофизики. На первых этапах они занимаются освоением специализированного программного обеспечения, а также решением относительно простых задач под контролем куратора. В дальнейшем они становятся полноценными участниками команды и наравне со старшими, более опытными коллегами работают над производственными и научно‑исследовательскими проектами: это может быть анализ скважинной информации по месторождению или интерпретация сейсмических данных.
Участвуя в производственных проектах, практиканты выполняют реальные задания ― так они получают возможность лучше усвоить знания, которые им дают в Университете, а мы с коллегами ― помощь в решении наших практических задач.
В рамках научно‑исследовательских проектов практиканты присоединяются к команде для работы над какой‑либо проблемой. Например, они могут участвовать в разработке комплексной оценки геологической изученности, тестировании новых методик прогноза по данным сейсморазведки, оптимизации методов моделирования для сложных коллекторов и других процессах.
В чем вы видите свою задачу в проведении практик — научить будущих специалистов применять знания в работе, помочь им приобрести практические навыки или, возможно, подготовить для себя будущих сотрудников? Многие ли из ваших практикантов впоследствии к вам трудоустраиваются?
С одной стороны, моя задача ― помочь молодым коллегам в применении своих знаний, поскольку далеко не всегда то, что было понятно в теории, оказывается ясно в реальной работе. Кроме этого, нефтяная индустрия во многом опирается на использование специализированного ПО для моделирования и анализа геолого‑геофизических данных, освоение которого возможно только на практике.
С другой стороны, участие молодых специалистов в проектах позволяет оценить их уровень компетенций и способность к освоению новой информации. В конечном итоге это позволяет организовать систему подбора начинающих геологов для дальнейшего трудоустройства. За время стажировки студент знакомится с внутренними нормативами и правилами, получает опыт работы как самостоятельно, так и в команде. Таким образом, при дальнейшем трудоустройстве значительно меньше времени потребуется на его погружение в профессию.
По каким направлениям обучались ваши нынешние коллеги, которые окончили СПбГУ? Как вы оцениваете их работу? Какие качества, на ваш взгляд, отличают универсантов от выпускников других высших учебных заведений?
В научном подразделении «Газпром нефти» работает много выпускников программы «Геофизика», они составляют порядка четверти от всех специалистов по сейсмической интерпретации. Также немало универсантов, окончивших магистерскую программу «Геологическое сопровождение разработки месторождений», продолжили свой карьерный путь у нас и в других дочерних компаниях «Газпром нефти». При этом специфика программы позволяла выпускать специалистов разных направлений — седиментологии, петрофизики, геологии, геофизики, разработки месторождений и других. Некоторые из ее первых выпускников уже стали признанными специалистами в отрасли.
Универсанты, на мой взгляд, всегда отличаются более фундаментальными знаниями и хорошими компетенциями по широкому набору дисциплин. Кроме того, специфика обучения в СПбГУ подразумевает фокус на научной и исследовательской деятельности, что однозначно является преимуществом при работе в нашем научном подразделении.
В 2018 году при поддержке «Газпром нефти» в Университете была запущена образовательная программа «Геологическое сопровождение разработки месторождений углеводородов». Как вы могли бы оценить результаты ее реализации?
Магистерская программа «Геологическое сопровождение разработки месторождений» направлена на комплексное освоение дисциплин, связанных с изучением и моделированием подземной части нефтяных и газовых месторождений. За время обучения студенты получают знания по всем ключевым дисциплинам — скважинные исследования, поверхностная геофизика, геологическое моделирование, разработка и бурение. При этом каждый студент, выбирая тему будущей ВКР, определяется с направлением, которое будет изучать углубленно.
Большинство выпускников этой программы в дальнейшем находит работу в научном подразделении «Газпром нефти» или связанных научно‑образовательных центрах компании, что говорит о высокой готовности студентов к производственной деятельности.
Вы являетесь выпускником СПбГУ по направлению «Геология». Чему вам удалось научиться за эти годы и как приобретенные знания помогают вам в текущей работе?
Я окончил бакалавриат в 2010 году, а в 2012 году — магистратуру (кафедра геофизики), и большая часть знаний, полученных за время обучения, пригодилась мне в дальнейшей работе. Обучение на геологическом факультете позволило комплексно сформировать представления об этой науке, о геологических процессах и методах изучения. В целом это то, чем я занимаюсь сейчас.
Студенты и выпускники СПбГУ ― об участии в стажировках в научном подразделении «Газпром нефти»
Клим Герасимов («Геологическое сопровождение разработки месторождений», 1 курс)

В ходе производственной практики я прошел обучающий курс по интерпретации сейсмических данных с увязкой их со скважинной информацией с использованием специализированного ПО. После его завершения я проводил комплексную интерпретацию скважинных и сейсмических данных по месторождению нефти в Западной Сибири, на основе которой занимался построением карт распространения фаций в продуктивных пластах месторождения (фация — слой горных пород, который обладает характерными признаками, отражающими условия образования и отличающими его от других слоев. — Прим. ред.). Результаты выполнения этой задачи стали основой моей ВКР, а сам процесс был очень интересным, увлекательным и полезным для меня.
Разнообразные знания и умения, полученные во время обучения в Университете, оказали мне значительную помощь при выполнении работы. Так, достаточно широкая академическая подготовка в области нефтегазовой геологии и литологии обусловила понимание характерных для разных фаций процессов осадконакопления, что в свою очередь позволило мне провести фациальное моделирование и построить фациальные карты. Кроме того, некоторые из дисциплин подразумевали работу в ПО в течение обучения, поэтому я смог ознакомиться с интерфейсом и функционалом программы. Это привело к более плавному и быстрому погружению в процесс во время прохождения курса по сейсмической интерпретации и сделало обучение более эффективным и приятным.
Во время прохождения стажировки я получил опыт практического применения полученных знаний, укрепил и расширил умения и навыки использования специализированного геологического программного обеспечения, но кроме этого смог составить более четкое представление о порядке интерпретации сейсмических данных, о ее принципах и алгоритмах, а также о процессе проектной работы в целом.
Виктория Смирнова (магистерская программа «Геофизика», 2021–2023)

Задачи в ходе производственной практики были разносторонними! Ее основной задачей являлось приобретение навыков работы с сейсмическими данными, их интерпретации на примере реальных кейсов. Больше всего мне запомнился процесс выполнения синхронной инверсии (метод интерпретации сейсмических данных. — Прим. ред.), особенно подбора оптимальных параметров для получения корректного результата.
Теоретическая база, полученная в Университете, для меня стала основой при решении производственных задач. В то же время стажировка потребовала гораздо большей гибкости и способности адаптироваться. Например, многие задачи были нестандартными, и для их решения теоретические знания необходимо было дополнять практическим опытом. В таких случаях приходилось учиться на ходу, обращаясь за советами к наставнику и более опытным коллегам, что стало важной частью моего профессионального роста.
В ходе стажировки я приобрела опыт работы с современным программным обеспечением, используемым в нефтегазовой отрасли, что значительно расширило мои технические навыки. Кроме того, я научилась анализировать сложные данные и делать выводы, что позволило углубить знания в части сейсмической интерпретации.