В СПбГУ обсудили вопросы целевого обучения студентов
В Санкт‑Петербургском университете при поддержке Комитета по образованию Санкт‑Петербурга состоялся круглый стол на тему «Целевое обучение как инструмент обеспечения кадровой потребности экономики».
В мероприятии приняли участие представители организаций — заказчиков целевого обучения и образовательных учреждений: Управление Федеральной налоговой службы по Санкт‑Петербургу, АО «Северо‑Западный региональный центр Концерна ВКО "Алмаз‑Антей" — Обуховский завод», АО «ОДК‑Климов», ПАО «Сбербанк России», АО «Силовые машины», ПАО «Северсталь», Колледж автоматизации производственных процессов и прикладных информационных систем, лицей № 226 Фрунзенского района Санкт‑Петербурга.
Открывая круглый стол, исполняющий обязанности первого проректора по молодежной политике и организации приема СПбГУ Александр Бабич подчеркнул значимость сотрудничества между организациями‑заказчиками, работодателями и образовательными учреждениями, направленного на подготовку высококвалифицированных кадров для экономики Российской Федерации.
Результаты приема в Санкт‑Петербургский государственный университет на целевое обучение в 2024 году продемонстрировали высокий уровень знаний абитуриентов, зачисленных на места в пределах целевой квоты. Так, при поступлении на программы бакалавриата и специалитета средний балл зачисленных целевиков составил около 82 баллов.
Исполняющий обязанности первого проректора по молодежной политике и организации приема СПбГУ Александр Бабич
Начальник отдела профессионального образования Комитета по образованию Санкт‑Петербурга Денис Трещев рассказал о важности внедрения в 2024 году нового механизма приема на целевое обучение после вступления в силу изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Такой механизм является открытым и прозрачным, предусматривает размещение заказчиками целевого обучения предложений о заключении договоров на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» и возможность подачи заявки на такие предложения любым абитуриентом.
«Для Санкт‑Петербургского государственного университета прозрачность механизмов отбора абитуриентов для заключения договоров о целевом обучении является очень важной. Когда действовала старая модель приема на целевое обучение, СПбГУ в 2022 и 2023 годах в сотрудничестве с Правительством Республики Карелия проводил конкурсы среди всех поступающих на заключение договоров о целевом обучении с организациями и предприятиями Республики Карелия. Победителями конкурсов становились абитуриенты, набравшие наибольшее количество баллов по результатам Единого государственного экзамена и учета индивидуальных достижений. Теперь, после принятия и начала действия новой редакции Закона об образовании, соавтором которой был Санкт‑Петербургский государственный университет, модель открытого приема на целевое обучение внедрена на федеральном уровне», — добавил Александр Бабич.
Эксперты СПбГУ принимали активное участие в законотворческой деятельности, продвигая идею прозрачного приема абитуриентов по понятным для всех критериям. В частности, эту мысль высказывал ректор Университета Николай Михайлович Кропачев на заседании президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном собрании Российской Федерации.
В ходе круглого стола эксперты обсудили существующие практики работы с талантливыми учащимися и их родителями для формирования мотивации к целевому обучению, отметили важность ранней профессиональной ориентации, большую роль, которую играет знакомство школьников с содержанием производственных процессов на предприятиях реального сектора экономики и профессиональных задач заказчиков, осуществляющих деятельность в финансово‑хозяйственной сфере, что способствует развитию интереса учащихся к целевому обучению в интересах соответствующих заказчиков и дальнейшему трудоустройству в избранной области.
Подводя итоги обсуждения, заместитель первого проректора по молодежной политике и организации приема, ответственный секретарь Приемной комиссии СПбГУ Александр Хуршудян отметил важность совместной профориентационной работы с участием учреждений высшего и среднего профессионального образования, организаций — заказчиков целевого обучения и общеобразовательных учреждений для дальнейшего повышения востребованности целевого обучения как инструмента получения высшего образования в ведущих вузах Российской Федерации хорошо подготовленными абитуриентами, которые уже на этапе поступления в организации высшего образования получают возможность определить свой образовательный и профессиональный маршрут с гарантированным трудоустройством после завершения обучения, что обеспечивает комплектование государственных заказчиков высококвалифицированными кадрами.