Ученые СПбГУ помогут жителям Омска быстрее добираться на работу
СПбГУ стал победителем аукциона на совершенствование маршрутной сети общественного пассажирского транспорта Омска.
С помощью прикладной математики специалистам СПбГУ предстоит найти способы оптимизации сети, что позволит омичам не мерзнуть на остановке в ожидании автобуса, а администрации города — рациональнее использовать имеющуюся транспортную базу.
Росавтодор дополнительно выделит 6 млрд рублей на ремонт омских дорог
В соответствии с контрактом, за полгода прикладные математики должны будут разработать предложения по повышению эффективности и качества перевозок пассажиров общественным транспортом за счет совершенствования маршрутной сети и рационализации структуры парка подвижного состава по вместимости с учетом качественных и экономических показателей. СПбГУ выполнит работу за 1,95 млн рублей, хотя изначально стоимость лота составляла 2,5 млн. Опыт Университета в проведении подобных работ и выгодная цена закупки позволили СПбГУ выиграть аукцион.
Нас очень порадовало, что предоставленное техническое задание уже содержит ряд указаний на то, что проблемы, связанные с конструированием общественных транспортных сетей, начинают осознаваться чиновниками как требующие интеллектуальных решений и привлечения серьезных оптимизационных методов. Общественная сеть представляет собой множество остановочных пунктов, соединенных маршрутами общественного транспорта — трамваев, маршруток и автобусов. На сегодняшний день транспортными инженерами и учеными со всего мира накоплен большой опыт в использовании различных методов оптимизации маршрутных сетей (transit networks). Применяя весь этот аппарат, мы ответим на два главных вопроса — нужно ли изменять места расположения остановочных пунктов и каким образом следует перенастроить маршруты движения транспорта.
Руководитель проекта, председатель Совета молодых ученых СПбГУ Александр Крылатов
На первом этапе работы необходимо провести полевое исследование. Предстоит собрать первичную информацию о количестве межостановочных корреспонденций, то есть посчитать, сколько людей перемещается между конкретными остановочными пунктами в будние и выходные дни, выяснить состояние подвижного состава и т. д. Эту часть работы взяли на себя партнеры по данному проекту из Сибирского автодорожного института. После этого специалисты из СПбГУ проанализируют полученную информацию и подготовят ее для использования в оптимизационных моделях.
Математические модели помогут определить, как часто автобусам следует подъезжать к остановкам, чтобы все жители полуторамиллионного Омска успели по своим делам, а транспортная база при этом использовалась наиболее эффективно.
Как отмечает Александр Крылатов, математики планируют привлечь к работе над проектом также менеджеров и экономистов СПбГУ. «Университет обладает отличной базой для междисциплинарных исследований, что дает ему массу конкурентных преимуществ и позволяет проводить качественную экспертизу», — считает доцент СПбГУ.
Для Санкт-Петербургского университета это не первый проект в области транспортных систем. Специалисты СПбГУ занимаются разработкой информационно-вычислительных технологий и методов для предотвращения транспортных заторов в мегаполисе, математическим моделированием многоагентных динамических транспортных систем, моделированием транспортных потоков в больших сетях и создали базу для хранения и обработки данных автоматизированных систем для Петербурга, которая позволила автоматизировать систему управления городским и пригородным пассажирским транспортом, систему электронного контроля оплаты проезда, а также систему оплаты проезда в метрополитене и на пригородной железной дороге.