Участники Форума труда обсудили подходы, достижения и проблемы онлайн-образования
На Форуме труда в рамках форсайт-сессии «Виртуализация как драйвер формирования единого образовательного пространства» преподаватели российских вузов обсудили, как переход на дистанционное образование повлиял на участников образовательного процесса и работодателей.
По словам модератора дискуссии, профессора СПбГУ Павла Дерюгина (кафедра прикладной и отраслевой социологии), сейчас приняты решения о резком увеличении цифровой среды в России, и образование уже делает свои шаги в этом направлении. На примере своих наработок сетевого анализа ценностей профессор СПбГУ Павел Дерюгин показал, как важны образовательные структуры как субъекты, формирующие систему координат ценностей новых поколений, и как актуально превалирование в ней национальной идеи.
Вузы гибче и легче перенесли переход на онлайн-обучение, чем учреждения профессионального образования, считает ведущий специалист Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Анна Симакова. Она представила исследование, проведенное в вузах арктической зоны Российской Федерации. Его результаты показывают, что студенты и преподаватели социально-гуманитарного профиля более оптимистично оценивают перспективы дистанционного образования, чем, например, студенты, процесс обучения которых связан с наличием хорошей материальной базы.
Отношение работодателей к специалистам, получившим онлайн-образование, разнится, но в целом они оценивают его достаточно позитивно.
Ведущий специалист Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Анна Симакова
Доцент СПбГУ Сергей Рассказов (кафедра социального управления и планирования) проанализировал образовательные подходы, применявшиеся в течение двух последних пандемийных лет: асинхронное — обучение в рамках онлайн-курсов, предполагающее самостоятельное прохождение курса и высокий уровень самодисциплины, синхронное — использование программ видеоконференций для проведения занятий, вебинаров и сохранение связи студентов и преподавателем, а также смешанный подход (blended) — использование и синхронного, и асинхронного подходов в рамках одного курса.
По моим данным, отношение к онлайн-образованию улучшилось. Если в 2020 году практически все студенты отдавали предпочтение традиционному офлайн-обучению, то недавние опросы показывают, что большинство выбирает синхронное обучение, а также увеличивается число сторонников смешанного обучения.
Доцент СПбГУ Сергей Рассказов (кафедра социального управления и планирования)
Результаты исследования, проведенного в апреле — июне 2021 года, озвучила заведующая кафедрой социальных коммуникаций, доцент Севастопольского государственного университета Ольга Ярмак. Большая часть студентов и преподавателей считали, что онлайн-образование не является опасным и, наоборот, офлайн-формат несет бо́льшие риски, связанные с болезнями и ухудшением уровня жизни. «К новым условиям наше общество адаптировалось за девять месяцев, — считает эксперт. — Человек свыкся с онлайн-образованием, и технологии, вошедшие в нашу жизнь весной 2020 года, перестали считать новыми».
По данным, приведенным доцентом СПбГУ Марией Яшиной (кафедра прикладной и отраслевой социологии), на отношение к онлайн-обучению влияет изначальный настрой и бэкграунд обучающихся.
Первый курс, как правило, хочет учиться очно, потому что их к этому приучили в школе. Старшекурсники — более опытные и самодисциплинированные — склонны к дистанционному формату. Кроме того, на онлайн-обучение ориентированы в большинстве «технари», например программисты.
Доцент СПбГУ Мария Яшина (кафедра прикладной и отраслевой социологии)
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Юлия Пашедко представила точку зрения вузов, в которых онлайн-обучение не было столь эффективным. Образовательный процесс в таких структурах заточен на прямую коммуникацию, не опосредованную техническими средствами.
2020 год был для нас очень сложным. Можете представить себе танцоров, которые онлайн выполняют свои упражнения у станка? Актеры, медики, танцоры — мы не сможем их выпустить, если не общаемся с ними офлайн. Плюс мы завязаны на практике и прямых связях с работодателями. Я за то, чтобы традиции образовательного процесса обновлялись очень бережно.
Доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств Юлия Пашедко
Участники дискуссии согласились, что, несмотря на необходимость использования новых технологий, надо учитывать, что есть образовательные программы, в усвоении которых важны эмоции и живое общение.
«Мы должны помнить, что онлайн-технологии это всего лишь метод, как, например, нож, который в руках хирурга может стать скальпелем, в руках преступника — орудием убийства», — подвел итоги дискуссии профессор СПбГУ Павел Дерюгин.
VI Санкт-Петербургский международный форум труда проходит в смешанном формате с 16 по 18 марта 2022 года. Очная часть форума проходит на трех площадках — в Таврическом дворце, СПбГУ и КВЦ «Экспофорум». Организаторы форума — правительство Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный университет, Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств при поддержке Министерства труда и социальной защиты России, Федеральной службы по труду и занятости населения.