СПбГУ и Русский музей будут работать с научными центрами Франции над сохранением культурного наследия

В Государственном Русском музее состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между ведущими организациями России и Франции, работающими в сферах научных и технологических исследований и сохранения культурного наследия.

Заключение меморандума о сотрудничестве станет первым шагом к созданию мобильной лаборатории, расширяющей возможности по изучению и реставрации памятников культуры в разных регионах страны и за рубежом. Открывая торжественную церемонию, заместитель директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина подчеркнула, что сохранение культурного наследия — одна из немногих межнациональных тем, не ограниченных государственными границами или языковым барьером.

Идея создания мобильной лаборатории особенно важна для России, учитывая ее огромные территории.

Заместитель директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей Ольга Бабина

«Русский музей — один из крупнейших центров, в чью работу входит изучение и реставрация культурных ценностей. В нем действуют несколько отделов, такие как климатологический или отдел химико-биологических исследований, а также 15 реставрационных мастерских, которые в 2022 году отметят свой столетний юбилей. Мы накопили огромный опыт, которым готовы поделиться с коллегами, и возлагаем большие надежды на эту международную деятельность, которая поможет создать новые условия для сохранения нашего культурного наследия», — рассказала Ольга Бабина.

Участниками соглашения о сотрудничестве стали Государственный Русский музей и СПбГУ. Французскую сторону представляют Центр исследований и реставрации музеев Франции, научная лаборатория исторических памятников, а также Фонд наук и культурного наследия.

Ольга Бабина также рассказала, что Русский музей тесно сотрудничает с СПбГУ, который активно занимается исследованиями памятников древнерусского искусства в Новгородской области. Но чтобы определить, из каких материалов состоит фресковая живопись и какие пигменты использовались при ее создании, образцы необходимо каждый раз доставлять в лабораторию технико-технологических исследований в Петербурге. Наличие мобильного центра значительно расширит возможности по исследованию памятников архитектуры и живописи, и неслучайно в его создании принимает участие Санкт-Петербургский университет.

Заместитель ректора СПбГУ по международной деятельности Сергей Андрюшин отметил, что подписание этого меморандума является важной вехой в развитии сотрудничества России и Франции — стран, обладающих крупнейшими музейными фондами. «Что еще более важно, наши страны обладают богатым запасом знаний в области сохранения культурного наследия и научных возможностей. За почти 300-летнюю историю Университет воспитал большое количество великих ученых и создал междисциплинарный научный потенциал, который сегодня поможет нам в решении этих глобальных проблем. Именно поэтому СПбГУ выступил с инициативой стать частью этого соглашения, — пояснил Сергей Андрюшин. ― Опыт созданного в Университете уникального научного парка поможет внести существенный вклад в создание мобильной лаборатории, а наше многолетнее плодотворное сотрудничество с французскими вузами и научно-исследовательскими центрами позволит достичь более высоких результатов».

Торжественную церемонию подписания соглашения посетил генеральный консул Франции в Санкт-Петербурге и председатель совета дополнительной образовательной программы СПбГУ «Французский университетский колледж» Уго де Шаваньяк. Он сообщил, что взаимодействие России и Франции в области сохранения культурного наследия длится на протяжении долгих лет, но в последние годы его темп заметно усилился. Новый договор объединяет два важнейших направления взаимодействия двух стран — научное и культурное, позволяя использовать новейшие технологии и разработки во имя сохранения культурного наследия. Генеральный консул добавил, что активная работа является реальным воплощением сотрудничества, усилившегося благодаря заключению в мае 2018 года меморандума между министерствами культуры России и Франции в рамках Санкт-Петербургского экономического форума, и подчеркнул, что к новому соглашению по работе с объектами культурного наследия возможно присоединение других участников.

Отдел технико-технологических исследований, на основе которого планируется создать мобильную лабораторию, на протяжении почти 50 лет работает с реставраторами и искусствоведами всех фондов Русского музея. Его специалисты исследуют самые разные экспонаты — от живописи и икон до предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь на помощь технологам приходят физические и оптические методы, которые порой позволяют открыть новые грани, казалось бы, хорошо знакомых музейных объектов. Например, в этом году исследователи Русского музея обнаружили под красочным слоем картины Петрова-Водкина «Работницы» портрет Александра Пушкина, считавшийся утраченным на протяжении 80 лет.

Но если сотрудники технико-технологического отдела встречаются с более сложными задачами, для решения которых требуется глубокая научная работа, они обращаются за помощью к коллегам из университетов и научно-исследовательских институтов. В настоящее время специалисты Русского музея активно взаимодействуют с химиками СПбГУ в рамках соглашения о сотрудничестве с Санкт-Петербургским университетом. Сейчас ученые занимаются исследованиями пигментов и их связующих, а также такой необычной проблемой, как болезни стекла. До сих пор существуют разные точки зрения на причины того, почему со временем некоторые стекла мутнеют и покрываются изнутри трещинками. Часть специалистов полагает, что в этом виноваты изначальные нарушения технологического процесса или атмосферные загрязнения, проникающие вглубь стекла через микротрещины и разрушающие его изнутри. Однако музейные хранители рассказывают, что если «больное» стекло долгое время находится со «здоровым» в одном закрытом боксе, то иногда происходит процесс заражения. В настоящее время перед химиками Университета поставлена задача выявить настоящие причины повреждения, найти способы борьбы с ним и методы восстановления поврежденного стекла.