Социолог СПбГУ предложила методы борьбы с угрозами искусственного интеллекта
Доцент кафедры сравнительной социологии СПбГУ Наталья Трегубова предложила типологию угроз, связанных с вхождением искусственного интеллекта в повседневную жизнь людей, а также методы борьбы с этими угрозами. Об этом она рассказала в ходе своего выступления в рамках школы молодого ученого «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития в эпоху глобальных социально-экономических трансформаций», которая проходит при поддержке форума «Петербургский диалог».
Стремительное распространение технологий ИИ в последние годы ставит перед социальными учеными все новые вопросы. В своем выступлении доцент кафедры сравнительной социологии СПбГУ Наталья Трегубова отметила риски и угрозы, связанные с вхождением технологий искусственного интеллекта (ИИ) в повседневную жизнь общества. На основании авторской концепции искусственной социальности она предложила типологию угроз, связанных с технологиями ИИ: инструментальные, социальные и экзистенциальные угрозы. Для каждого типа были предложены инструменты, призванные минимизировать риски, с ними связанные.
Чернышенко: внедрение технологий ИИ к 2030 году даст дополнительно 11,3 трлн рублей к ВВП
«Социальные угрозы возникают, когда ИИ меняет социальные отношения, например, утрачивается авторитет преподавателя, необходимый для учебного процесса. Экзистенциальные угрозы возникают, когда ИИ заменяет человека в сферах, где он наиболее отличается от человека. Например, ИИ становится не только источником информации, но и моральным авторитетом, наставником», — рассказала Наталья Трегубова.
Социологи СПбГУ ранее провели исследование использования генераторов текста на основе искусственного интеллекта в сфере высшего образования. Они пришли к выводу, что для роста успеваемости студентов необходимо развивать у них так называемое вычислительное (компьютерное) мышление (computational thinking).
По словам ученого, данные социальные риски можно минимизировать в первую очередь за счет специального обучения всех участников образовательного процесса тому, как работает искусственный интеллект, какие алгоритмы он использует и какие возможности дает. Тем не менее появление новых технологий ставит вопрос и о введении новых инструментов регулирования в отношении ИИ.
Школа молодого ученого на тему «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития в эпоху глобальных социально‑экономических трансформаций» проходит в Калининграде 20‑23 ноября при поддержке рабочей группы «Наука и образование» форума «Петербургский диалог».