Сергей Белов: «Система профориентации нужна не только в школе, но и в университете»
В Санкт‑Петербургском университете состоялось выездное заседание экспертного совета при Комитете Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию по вопросам развития системы профессиональных квалификаций, профориентации, трудоустройства выпускников и взаимодействия организаций высшего образования с работодателями.
Весной 2023 года в России был издан Указ президента о некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования. Документ дал старт пилотному проекту по изменению уровней профессионального образования. В ходе проекта планируют выделить два уровня высшего образования — базовое (аналог специалитета или бакалавриата) и специализированное, включающее в себя освоение программ магистратуры и ординатуры. Базовую ступень студенты смогут освоить в срок от четырех до шести лет, а магистратура займет от одного до трех лет в зависимости от направления подготовки.
Сегодня в пилотном проекте участвуют шесть российских вузов: Санкт‑Петербургский горный университет, БФУ имени Иммануила Канта, МАИ, МИСиС, МПГУ и Томский государственный университет.
Одна из ключевых задач реформы высшего образования — разработать однозначную понятную систему соответствия уровней образования и квалификации специалиста, а также реформировать систему доступа к профессии, объяснил председатель экспертного совета Дмитрий Кузнецов. Сегодняшняя система уровней подготовки часто становится камнем преткновения при устройстве на работу молодых сотрудников: например, работодатели не всегда с доверием относятся к выпускникам бакалавриата, считая его «неоконченным высшим». Иногда и работники с квалификацией специалиста, не имеющие диплома магистра, получают отказы в работе или продвижении по службе, несмотря на то, что, согласно законодательству, они не имеют права на учебу в бюджетной магистратуре.
«Смысл проекта в том, чтобы сохранить фундаментальность системы высшего образования и совместить ее с запросом, который идет от крупного, среднего и малого регионального бизнеса. Мы видим, что сегодня есть дисбаланс между рынком труда и рынком образования», — отметила заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию, депутат Госдумы РФ Екатерина Харченко.
Осложняет ситуацию то, что образовательные программы, согласно Закону об образовании, должны разрабатываться на основе профессиональных стандартов. Однако не у всех профессий (ввиду их специфики) можно создать общий профстандарт. Например, области профессиональной реализации в юридической сфере очень разнообразны (работа судьей, юрисконсультом, нотариусом, правоохранительная деятельность и множество других) и требуют от претендентов различных профессиональных компетенций.
Несколько лет назад в СПбГУ запустили магистерскую программу «Правовое сопровождение бизнеса». Она стала первой университетской программой по праву, студенты которой сами могут формировать свою образовательную траекторию, а значит, получить именно те компетенции, которые, по их мнению, будут им полезнее других. Такой подход заставляет студента ответственно подойти к выбору и заранее начать выстраивать вектор будущей карьеры.
Отсутствие общего профстандарта делает довольно сложной дифференциацию наименования получаемой квалификации «Юрист», если федеральный государственный образовательный стандарт установит разные сроки освоения базового уровня высшего образования (от четырех до шести лет). Кроме того, многие юридические специальности уже после получения диплома требуют от соискателей прохождения дополнительных квалификационных экзаменов — например, при устройстве в нотариат, адвокатуру, прокуратуру. Что важно, содержание таких экзаменов определяется не профессиональными стандартами, а императивными требованиями федерального законодательства.
Также эксперты обсудили, что еще одна важная задача — добиться, чтобы выпускники школ делали осознанный выбор вуза и направления подготовки. Если сегодня крупнейшие вузы редко сталкиваются с немотивированными абитуриентами, то небольшие региональные вузы зачастую принимают студентов, которым все равно, куда поступать, важно только пройти на бюджет. «Из 125 студентов, которые, например, готовятся стать педагогами иностранного языка, в школу в итоге приходит работать только два человека», — привела пример Екатерина Харченко.
Декан юридического факультета Сергей Белов отметил, что даже студенты, которые осознанно выбрали будущую профессию, не всегда понимают, какая из специализаций наиболее востребована на рынке труда и какой выбор им предстоит сделать после получения диплома бакалавра: «Мы видим, что представления о профессии у студентов отличаются от представлений вуза и тем более работодателя. Выпускник бакалавриата очень смутно представляет себе рынок труда, который его ждет после получения диплома, поэтому мы уверены: система профориентации нужна не только на уровне школы, но и на уровне университета».
Пилотный проект будет длиться три года. По его итогам будут приняты решения об изменении уровней профессионального образования. Участники заседания согласились: за процессами реформы важно не потерять качество образования, а во главе угла всех изменений должен стоять человек — студент, преподаватель и работодатель.