Квесты, экскурсии на предприятия и дни открытых дверей — какие механизмы могут помочь школьникам выбрать будущую профессию, обсудили в СПбГУ
Только 25 % студентов учатся и работают в соответствии со своими предпочтениями. Об этом рассказали эксперты в ходе круглого стола «Реализация профориентационного минимума: актуальные практики взаимодействия школ, вузов и работодателей».
Участие в мероприятии приняли директора и преподаватели петербургских школ и вузов, представители Комитета по образованию Санкт‑Петербурга и Центра опережающей профессиональной подготовки — регионального оператора по организации профориентационных мероприятий в Северной столице. Основной темой круглого стола стала реализация профориентационного минимума, который был введен с 1 сентября этого года и действует во всех российских школах.
Встреча была организована СПбГУ совместно с Комитетом по образованию Санкт‑Петербурга.
Перечень и программы профориентации утверждены приказами Министерства просвещения в этом году. Сегодня среди форм профориентации: проведение профориентационных часов, деловых игр, квестов, профильные смены, экскурсии на предприятия, профессиональные выставки, ярмарки профессий, дни абитуриентов и дни открытых дверей в вузах. Эксперты заметили, что такие мероприятия дают возможность познакомиться с профессией изнутри, примерить ее на себя, осмыслить свой выбор, уточнить его или скорректировать.
Заместитель председателя Комитета по образованию Санкт‑Петербурга Павел Розов заметил: «Единая модель профориентации призвана обеспечить всех обучающихся, начиная с шестого класса, равными возможностями и условиями для самоопределения, помочь им с выбором образования и своего профессионального пути». Он рассказал, что, согласно исследованиям, не более четверти обучающихся учатся и работают в соответствии с их склонностями и предпочтениями.
Больше о профориентационной работе СПбГУ
Участники рассказали, что в этом году также был реализован «Билет в будущее» — профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор карьеры. К его реализации были привлечены психологи и эксперты, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность. «Выбор профессии должен учитывать индивидуальные потребности и ситуацию на рынке труда», — заметил заместитель первого проректора по молодежной политике и организации приема Александр Хуршудян.
Для развития профориентационной работы правительство Петербурга заключило соглашения с ведущими вузами, в том числе с Санкт‑Петербургским университетом. Павел Розов, рассказывая о совместных проектах, подчеркнул: «Хочу отметить ведущую роль СПбГУ в организации мероприятий для школьников и их наставников. Надеюсь, наши совместные усилия позволят развить как систему предпрофессиональных классов, так и в целом содействовать развитию профориентационной работы в школах Санкт‑Петербурга».
Среди таких проектов Санкт‑Петербургского университета проект «Студенты СПбГУ — школе». Его цель — не только популяризация научных знаний, но и обеспечение преемственности образовательных программ общего и высшего образования, помощь с выбором будущей профессии.
Также Университет реализует совместные проекты с «Кванториумом» — технопарком в системе дополнительного образования для школьников 5‑11 классов. Сотрудники инновационной площадки обучают подростков со способностями к инженерному творчеству и научной работе. Результатом такого сотрудничества становятся стажировки молодых людей в ведущих производственных компаниях страны. «У нас есть партнеры, которые понимают необходимость такой работы и формирования кадрового резерва», — подчеркнул заместитель начальника Управления по организации приема — начальник отдела организации профориентационной работы СПбГУ Андрей Ивасько.
Также участники отметили, что в СПбГУ в рамках обучения школьников в Академической гимназии ученики в зависимости от возраста могут выбрать интересующий их профиль обучения. Им доступны математика и физика, биология и химия, конвергенция и наукоемкие технологии, география и геоэкология, прикладные математические и информационные технологии. Это первый шаг в понимании своих интересов и своей образовательной, а затем и профессиональной траектории.