Результаты мониторинга GEM: 68 % россиян считают статус предпринимателя привлекательным
Исследователи Высшей школы менеджмента СПбГУ представили полную версию национального отчета «GEM Россия 2018–2019». В 2018 году глобальный мониторинг предпринимательства был проведен при поддержке Сбербанка.
В репрезентативном опросе участвовали две тысячи представителей взрослого трудоспособного населения России. По данным экспертов, в прошлом году на 5 % увеличилась оценка наличия хороших возможностей для бизнеса в регионах проживания респондентов и на 3 % — оценка легкости открытия нового бизнеса. Несмотря на это, большинство опрошенных считают, что открыть бизнес в России тяжело.
Полная версия национального отчета «GEM Россия 2018–2019» доступна по ссылке.
В ходе исследования эксперты выяснили, что естественный прирост числа предпринимателей сохраняется. Однако в 2018 году лишь 5,1 % респондентов заявили о том, что планируют открыть бизнес в ближайшие три года. Таким образом, значение уровня предпринимательских намерений оказалось одним из самых низких среди стран — участниц проекта: в 2018 году Россия заняла предпоследнее место, разделив его с Болгарией.
При этом среди респондентов, имеющих предпринимательские намерения, около 60 % составляют уже действующие предприниматели, планирующие открыть еще один бизнес. 2,2 % россиян, не являющихся предпринимателями, рассматривают для себя возможность начать новое дело.
Статус предпринимателя назвали привлекательным 68 % опрошенных. Несмотря на это, 70 % из них считают, что в стране отсутствуют благоприятные возможности для предпринимательства.
Среди причин нежелания открывать собственный бизнес респонденты называли страх провала. Этого боятся около половины опрошенных, которые считают, что в стране существуют хорошие возможности для предпринимательства (таковых 22,8 %).
Доцент ВШМ СПбГУ, руководитель российской команды GEM Ольга Верховская
Среди тех, кто закрыл свой бизнес в 2018 году, 75 % отметили, что сделали это из-за того, что он был неприбыльным. Это значение является не только самым высоким из числа всех стран, участвующих в проекте в 2018 году (среднее значение 35 %), но и рекордным за все годы наблюдения в России. При этом резко сократилось число бизнесов, закрытых по причине недоступности финансирования (7,4 %), а также высоких налогов и бюрократии (4 %).
Первое исследование деловой интернет-активности предпринимателей в России проведено совместно с социальной сетью «ВКонтакте». Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета (ВШМ СПбГУ) — единственная российская бизнес-школа, которая входит в топ-95 лучших европейских школ в рейтинге Financial Times и имеет престижные международные аккредитации АМВА и EQUIS.
Кроме того, исследователи обнаружили, что в 2018 году доля женщин, вынужденно вовлеченных в создание нового бизнеса, превысила долю мужчин и составила 48,8 % против 34,3 % у мужчин. «Женщины чутко реагируют на волны кризиса: предпочтение, отдаваемое предпринимательским инициативам в более благоприятные для экономики периоды, могут сменять выбором занятости по найму в моменты экономических изменений», — говорится в отчете.
В ходе исследования эксперты совместно с социальной сетью «ВКонтакте» также проанализировали бизнес-активность в интернете. Выяснилось, что малые и средние компании активно используют социальные сети для общения с клиентами, продвижения и продажи товаров и услуг. По данным авторов GEM, большим спросом в социальных сетях пользуются аккаунты сообществ, предоставляющих онлайн-услуги, например доставка еды, меньшим — площадки для продажи товаров или реклама офлайн-бизнесов. Например, сообщества сервиса доставки в два раза более популярны, если судить по числу подписчиков. Скорее всего, отмечают авторы отчета, это связано с тем, что создатели групп тратят больший бюджет на привлечение подписчиков в паблики, где монетизация осуществляется напрямую через сообщество.
«Такие исследования позволяют "нарисовать" портрет современного бизнесмена, понять его потребности и в целом определить уровень предпринимательского климата в России. Мы видим, что за 10 лет знания и опыт предпринимателей выросли на 56 %, при этом страх провала снизился в 1,5 раза. Во многом этому способствуют доступные образовательные проекты, реализуемые в том числе Сбербанком, а также новые онлайн-сервисы для бизнеса», — отметил вице-президент Сбербанка Андрей Шаров.