Лишайник или вата: ботаники СПбГУ помогли идентифицировать топливо жаровни на картине Класа для «Сада Эрмитажа»

Сотрудники кафедры ботаники Санкт-Петербургского университета помогли в идентификации специфических объектов, изображенных на картине Питера Класа «Трубки и жаровня» (Pieter Claesz: Still Life with Clay Pipes). Работа проводилась весной 2022 года в рамках совместной исследовательской инициативы Государственного Эрмитажа и Санкт-Петербургского университета «Сад Эрмитажа».

Pieter Claesz: Still Life with Clay Pipes
Pieter Claesz: Still Life with Clay Pipes

В исследовании работы голландского художника принимали участие старший преподаватель кафедры ботаники СПбГУ Дмитрий Гимельбрант и научный сотрудник кафедры Ирина Степанчикова.

Нам требовалось понять, не мхи (или лишайники) ли находятся в жаровне в качестве топлива. Мы провели сравнительный анализ разных версий картины (как и многие натюрморты художника, эта картина существует в нескольких версиях в разных музеях мира) и пришли к выводу, что жаровня наполнена не лишайником, хотя отдаленно изображение похоже на вид Cladonia stellaris.

Научный сотрудник кафедры ботаники СПбГУ Ирина Степанчикова

Но художественный стиль и техника Питера Класа предполагают детальную прорисовку всех объектов, и если бы он изображал лишайник, то, скорее всего, на картине можно было бы различить по крайней мере ключевые характеристики вида, однако объект в чаше жаровни выглядит аморфно», — рассказала участник инициативы, научный сотрудник кафедры ботаники СПбГУ Ирина Степанчикова.

Pieter Claesz: Still Life with Clay Pipes

На картине «Трубки и жаровня» немногочисленные предметы свободно размещены на краю стола. Такая асимметрия придает композиции особенную естественность. Все изображенные вещи связаны по смыслу: помимо явного, бытового, автор наделяет их скрытым значением, связанным с темой четырех стихий. Глиняные предметы намекают на стихию земли, пиво в стакане — на воду, жаровня ассоциируется с огнем, а трубки и табак — с воздухом.

«Во время анализа нам важно было не забыть и об еще одном аспекте — скорости и характере горения сухих лишайников. Благодаря составу клеточных стенок компонентов лишайника и фактуре таллома лишайники сгорают очень быстро, тогда как для жаровни скорее требуется медленно тлеющий субстрат. На наш взгляд, более вероятно, что художник изобразил в составе натюрморта не лишайник, а вату», — рассказала Ирина Степанчикова.

«Сад Эрмитажа» — совместная исследовательская инициатива Государственного Эрмитажа и Санкт-Петербургского государственного университета, которая проходит в рамках проекта «Молодость». Во время работы над проектом хранители музея подберут картины из коллекции Эрмитажа, на которых изображены различные растения, — их и будут анализировать ученые-ботаники СПбГУ. Итогом станет книга «Сад Эрмитажа», которая объединит на своих страницах цветы, деревья, мхи и другие растения, найденные в натюрмортах, пейзажах, венках и орнаментах.

Проект «Молодость» — комплексный инновационный международный проект Государственного Эрмитажа по развитию музейных практик работы с молодежью в возрасте от 17 до 28 лет. Проект реализуется совместно с фондом «Эрмитаж XXI век» и журналом «Эрмитаж».

Кроме того, осенью 2022 года на открытой территории музея планируется разбить сад, использовав в его композиции и оформлении сюжеты и мотивы произведений из коллекций Эрмитажа. В настоящее время завершена разработка концепции сада и создается дизайнерское решение живой инсталляции.