От митоза к метафоре: выпускница СПбГУ рассказала, как Университет помог найти призвание

Вопреки мнению о кризисе высшего образования, истории успеха специалистов доказывают обратное: классическая академическая подготовка по‑прежнему остается важным фактором профессионального роста. Опыт выпускницы Санкт‑Петербургского университета Марии Мольковой — яркий пример успешной реализации образовательного потенциала и подтверждение того, что фундаментальные знания — это прочная основа для осуществления амбициозных проектов.
Академический путь Марии начался с побед в предметных олимпиадах по биологии. Успехи в школьные годы предвещали карьеру в науке. Однако, успешно закончив программу бакалавриата на биологическом факультете, она неожиданно для многих сменила направление, переключив свои исследовательские интересы в сторону филологических дисциплин. Смена образовательной траектории, обусловленная растущим увлечением лингвистикой, не только не помешала развитию, но и значительно расширила спектр профессиональных компетенций.
В 2020 году студентка успешно окончила магистратуру СПбГУ по образовательной программе «Теория обучения иностранным языкам и межкультурная коммуникация». Полученная степень позволила ей интегрировать ранее приобретенные навыки, а также успешно вести собственный разговорный клуб для совершенствования навыков общения у тех, кто изучает иностранный язык.
В ходе интервью Мария Молькова отметила определяющую роль Санкт‑Петербургского университета в формировании ее жизненных ориентиров и рассказала о причинах, побудивших сменить специализацию, об академической гибкости и о вдохновляющей роли многовековой истории Университета в достижении поставленных целей.
Почему именно биологический факультет СПбГУ стал вашим выбором для получения первого высшего образования?
Биология была моим любимым школьным предметом. Будучи активной участницей олимпиад и конкурсов, наибольших успехов я добивалась именно в этой дисциплине. Поступление в СПбГУ, признаюсь, в определенной степени стало счастливой случайностью. Я уроженка Нижегородской области, никогда не планировала уезжать так далеко от дома. Победа в Олимпиаде школьников СПбГУ предоставила мне возможность поступить на бюджет без прохождения вступительных испытаний.
Я начала всесторонне знакомиться с Университетом: читать отзывы, изучать историю СПбГУ. Восторженные отклики о летней полевой практике, а также высказывания школьных преподавателей, подчеркивавших историческую значимость Университета, безусловно, повлияли на мой выбор. Однако решающими факторами для меня стали сложившаяся репутация и высокие позиции СПбГУ в общероссийских и международных рейтингах.

Что стало ключевым в вашем решении изменить образовательную траекторию после получения степени бакалавра? Какие академические интересы / карьерные перспективы определили выбор в пользу филологического факультета для продолжения обучения в магистратуре?
В семнадцать лет я не могла самостоятельно выбрать себе джинсы, что уж говорить о принятии решения о будущей профессии, о деле всей жизни! Уже на первых курсах стало очевидно, что школьная и университетская биология — это совершенно разные вещи. Несмотря на глубокую симпатию к Университету, обусловленную его исторической архитектурой, высоким уровнем преподавания (фразы Алексея Владимировича Баскакова до сих пор использую в речи) и насыщенными летними практиками, перспектива научной карьеры в области биологии не казалась привлекательной.
Параллельно с этим начал зарождаться новый интерес — к языкам. Здесь повлияли педагоги, под руководством которых мне посчастливилось заниматься. Именно они привили мне любовь к иностранным языкам и вдохновили на достижение новой цели — поступить на филологию.
Как сейчас помню: около десяти часов вечера я покидаю здание курсов иностранных языков СПбГУ после продолжительных занятий, но не чувствую при этом усталости. Я была полна новых знаний и энергии, во многом благодаря нашему преподавателю Марине Беловой. В сознании тогда отчетливо сформировалось желание достичь ее профессионального уровня. Впоследствии Марина Олеговна стала моим научным руководителем.
Учитывая ваше базовое образование в области биологии, возникали ли какие‑либо сложности, связанные с различиями в образовательной подготовке, которые нужно было преодолеть при поступлении на другую программу?
Да, бесспорно. Приоритетной задачей было поступление на бюджетное отделение, платное обучение я даже не рассматривала. Насколько помню, бюджетных мест было всего семь. Мне предстояло соревноваться за них с лингвистами‑филологами, уже имеющими четырехлетний опыт профильного обучения. Но мотивация — залог успеха.
Английским языком я владела хорошо, а вот дисциплинарных знаний в области фонетики, стилистики, языкознания не хватало. Чтобы восполнить пробелы, я обратилась к ресурсам Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского, где был собран значительный объем литературы из рекомендованного списка. Использовала в подготовке к вступительным испытаниям и материалы онлайн‑курсов СПбГУ, которые помогли мне значительно расширить знания и повысить уровень владения предметом.
Кажется, никто не ждал результатов вступительных испытаний так, как я. В сентябре я была зачислена как в РГПУ имени Герцена (запасной вариант), так и в СПбГУ на более предпочтительное направление — «Теория обучения иностранным языкам и межкультурная коммуникация».
Были ли трудности, связанные с различиями в методологических подходах?
Адаптация к новой академической среде была непростой, но мотивация у меня была огромная. Сейчас, анализируя свой опыт, я понимаю, что мое «нелингвистическое» прошлое стало неожиданным преимуществом: учиться было безумно интересно. Значительная часть материала для магистров являлась повторением уже изученного. И когда мои одногруппники скучали на лекциях, я жадно поглощала знания.
Какие ключевые преимущества, по вашему мнению, дает междисциплинарное образование в контексте современных тенденций развития трудового рынка?
Я убеждена, что именно в междисциплинарном подходе и кроется секрет успеха. Самые яркие открытия рождаются на стыке различных областей. Зачастую наиболее успешными специалистами становятся те, кто пришел в профессию из смежной сферы и смог применить полученные знания в новом контексте.
Мой личный опыт подтверждает это: увлечение иностранными языками привело меня к участию в ежегодном студенческом фестивале английского языка FACES, где я развивала также ораторское мастерство. Магистерская дипломная работа объединила ключевые интересы: я рассматривала обучение студентов‑биологов навыкам публичных выступлений, в том числе на английском языке, для популяризации науки. Позже, работая на языковых курсах, прошла дополнительное обучение и попробовала себя в IT‑сфере. Владение английским языком там оказалось востребованным, и я освоила профессию технического писателя и базовые навыки программирования.
В настоящее время обучаю английскому языку и веду тематический блог. В онлайн‑формате преподавание языка (подготовка к экзаменам, преодоление языкового барьера) требует уверенного пользования техническими средствами, поэтому мой опыт в IT‑сфере очень помогает. Кроме того, навыки публичной речи оказались полезными при сдаче экзаменов, проведении занятий и прохождении собеседований.
Поэтому ключевым фактором успеха, на мой взгляд, является умение адаптировать знания, полученные в одной области, к новым задачам. Чем шире спектр компетенций человека, тем выше его конкурентоспособность. Безусловно, необходимо сохранять концентрацию на основной профессиональной деятельности, однако расширение набора навыков — это ценное вложение в будущее.
В какой степени, по вашему мнению, СПбГУ предоставляет студентам гибкость в формировании индивидуальных образовательных траекторий, позволяя им корректировать направление обучения?
Моя история — живое воплощение этой самой гибкости. Мой путь всегда вызывал живой интерес. Помню, на собеседовании в МИД, когда я претендовала на должность преподавателя английского на Высших курсах иностранных языков, меня спросили, как произошла такая смена направления. Ответ прост: мне повезло с вузом.
Санкт‑Петербургский университет всегда поддерживает инициативных студентов, прикладывающих усилия для достижения цели. В нашем Университете нет ничего невозможного. При должном старании и высокой мотивации можно реализовать любые начинания.
И снова у меня есть личный пример. На первом курсе магистратуры я самостоятельно нашла программу языковой стажировки во Франции (французский — мой второй иностранный), но для оформления договора требовалось официальное подтверждение образовательного учреждения, направляющего своего студента за границу. Сотрудники СПбГУ внимательно отнеслись к моей ситуации, изучили вопрос и поставили заветный штамп, который подарил мне три месяца в Бретани.
По вашему мнению, следует ли выпускникам оставаться вовлеченными в жизнь университета после окончания учебы? Какие формы взаимодействия с вузом вы считаете наиболее перспективными?
Университет недаром называют альма‑матер. СПбГУ открывает перед своими студентами широкие возможности и значительно расширяет профессиональные горизонты. Выпускники, безусловно, являются детьми своего университета и, покидая его стены, продолжают представлять его в обществе. Поэтому крайне важно осознавать эту ответственность и учитывать ее в своем поведении, общении и профессиональной деятельности.
Радует, что Университет поддерживает связь со своими выпускниками. Я бы посоветовала каждому вступить в сообщество выпускников СПбГУ, изучить доступные формы взаимодействия и регулярно следить за новостями.

Основываясь на вашем опыте организации разговорного клуба английского языка, какие практические рекомендации вы могли бы предложить студентам, стремящимся реализовать собственные образовательные или социокультурные инициативы в университетской среде?
Я всегда стремилась использовать все возможности, которые мне предоставлялись. Этот принцип, усвоенный еще в студенческие годы, я применяю и сейчас. СПбГУ предлагает своим студентам невероятное количество ресурсов для развития, позволяя освоить любую сферу деятельности. В период обучения я активно занималась в танцевальной студии, посещала балы и французский разговорный клуб, выезжала в учебно‑оздоровительные комплексы «Университетский» и «Горизонт», участвовала в волонтерских проектах. Успешное сочетание учебы и насыщенной внеучебной деятельности помогло мне получить повышенную академическую стипендию (ПАС).
В студенческие годы появился мой собственный английский разговорный клуб на базе общежития. Больше года мы с ребятами с разных курсов и направлений собирались вместе, чтобы практиковать английский. Языковая практика — ключевой элемент успешного изучения иностранного языка, и, как показывает мой личный опыт, студентам часто не хватает возможностей для общения.
Сейчас я веду свой разговорный клуб онлайн. Понимая потребности современной молодежи, я строю занятия на принципах свободы и практической пользы. Участники сами выбирают темы для обсуждения, и каждая встреча направлена на приобретение новых знаний, будь то актуальная лексика, интересные грамматические конструкции или полезные советы.
Я призываю студентов не бояться воплощать свои идеи в жизнь. Начать можно с поиска единомышленников: в нашем огромном Университете обязательно найдутся те, кто разделяет ваши интересы и готов поддержать инициативу. Инициатива вознаграждаема.