Египтологические чтения — 2017 в СПбГУ: «фараоны-строители», тексты пирамид и загадки некрополей
Государственный Эрмитаж совместно с Санкт-Петербургским университетом собрал на невских берегах выдающихся исследователей египетской культуры. В рамках «Петербургских египтологических чтений» выпускник СПбГУ доктор исторических наук Андрей Большаков рассказал о династии «фараонов-строителей» и их роли в развитии Древнего царства.
С точки зрения археологии, правители четвертой династии (2639–2506 г. до н. э) являются важнейшими представителями Старого царства Древнего Египта: именно в этот период были возведены самые масштабные пирамиды в Гизе и Мейдуме (в частности, пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина, Снофру и другие). Возведение монументальных гробниц закрепило за четвертой династией прозвище «строителей».
Конференция «Петербургские египтологические чтения» посвящена изучению разных аспектов египтологии: религии и культов, истории и историографии, литературы, лингвистики и искусствоведения. В этом году мероприятие было приурочено к открытию выставки «Нефертари и Долина цариц», на которой представлены экспонаты коллекции Египетского музея в Турине — одного из крупнейших собраний древнеегипетских артефактов.
Главная сложность для исследователей указанного периода кроется в почти полном отсутствии письменных источников периода четвертой династии. В этом факте, по мнению ученого, заключается проблема разделения египтологов по двум специализациям: в то время как филологи не имеют возможности работать с текстами этих времен, для археологов (музейщиков) четвертая династия представляет большой интерес из-за ценных археологических памятников.
В ходе доклада профессор Большаков отметил, что Старое царство (третья — шестая династии) отделяет от Раннего (первая и вторая династии) создание системы так называемых номов — административно-территориальных единиц, начало которой было положено еще при фараоне Джосере (третья династия). Во времена четвертой династии процесс формирования номов был завершен, что позволило, во-первых, увеличить уровень управляемости на местах, а во-вторых, сделать более эффективной систему налоговых сборов.
Эксперт подчеркнул, что сегодня существует другой взгляд на сущность налоговой системы Старого царства: исследователи отмечают, что, вероятно, налоги представляли собой не способ получения каких-то материальных благ, а являлись инструментом перераспределения рабочей силы на территории всего государства. Именно это могло стать мощным ресурсом для строительства пирамид.
«Таким образом, та административная система, которая сложилась при Снофру, сразу же дала "материальный выход". Если Джосер, при котором появляются первые упоминания номов, смог построить небольшую пирамиду, то Снофру, при котором формирование номов завершается, смог построить три огромные пирамиды», — пояснил Андрей Большаков.
Он добавил, что при четвертой династии было создано великое Древнеегипетское государство с абсолютной властью правителя, который полностью ассоциировался с богом.
Гиза, по сути, это некрополь царской семьи. Хеопс «отрезал» от погребения всех, кто не в его семье. И для египтологии большая загадка, где хоронили всех знатных людей, которые не были в родстве с фараоном.
Выпускник СПбГУ Андрей Большаков
Кроме того, по мнению ученого, именно к эпохе «фараонов-строителей» относится укрепление солярного культа, подчеркивающего солнечную природу фараона. Долгое время данное верование рассматривали как «нововведение» пятой династии. Профессор Большаков подчеркнул, что первые атрибуты солярного культа обнаружены именно в артефактах четвертой династии (речь идет о закругленном контуре, обрамляющем текст с царским именем). Также спикер отметил, что последний фараон рассматриваемой династии, Джедефра, стал первым египетским правителем, в отношении которого был употреблен эпитет «Сын Ра», который позже прочно закрепился в царской титулатуре.
Египтолог добавил, что при Хуфу гробницы начали возводиться только для членов семьи правителя.