На научной конференции в СПбГУ обсудили развитие физкультуры и спорта
В Университете в онлайн-формате состоялась ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Физическая культура и спорт в системе образования: инновации и перспективы развития». Ее участниками стали научные работники, преподаватели, тренеры, практики сферы физической культуры, спорта и реабилитации, а также студенты и аспиранты со всей страны.
Спортивный юрист: специальность одна, специализаций много
Проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич подчеркнул, что вопросы, связанные с развитием физической культуры и спорта, важны для Санкт-Петербургского университета. Так, в 1901 году в стенах Университета была создана кафедра физической культуры и спорта, отметившая в ноябре свое 120-летие. В 1926 году на базе кафедры физического воспитания была начата подготовка мобилизационного резерва для Красной армии, тогда же сформировался факультет военного обучения — ныне Военный учебный центр, которому в этом году исполнилось 95 лет. Кроме того, сегодня в структуре СПбГУ функционирует Колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии, осуществляющий подготовку педагогов и тренеров по физической культуре.
Мы отмечаем повышение интереса среди молодежи к получению образования в области физической культуры и спорта. Конкурс очень высок, средний балл аттестата зачисленных абитуриентов составляет 4,85 балла.
Проректор по воспитательной работе и организации приема СПбГУ Александр Бабич
«Это не может не радовать, и мы надеемся, что в будущем эта заинтересованность будет только повышаться и физическая культура будет продолжать активно развиваться в Университете», ― отметил Александр Бабич.
Он добавил, что СПбГУ также уделяет большое внимание вопросам, связанным с правовым обеспечением спортивной деятельности. Так, в Университете открыта магистерская программа «Юрист в сфере спортивного права (спортивный юрист)», на которой готовят специалистов, способных обеспечить работу профессиональных клубов, участвовать в совершенствовании профильного законодательства и даже выступать консультантами по строительству спортивных объектов.
С особенностями подготовки в Санкт-Петербургском университете таких кадров слушателей познакомил доцент СПбГУ и научный руководитель магистерской программы «Юрист в сфере спортивного права (спортивный юрист)» Илья Васильев. Он сообщил, что появление в спорте все более высоких и труднодостижимых результатов неизбежно ведет к усилению конкуренции и появлению спорных ситуаций, что обуславливает необходимость квалифицированного вмешательства профильных юристов. Содержание программы было разработано вместе с ведущими работодателями России в области спорта, особый акцент в процессе подготовки делается на передаче практического опыта ведущих экспертов страны. В ходе обучения студенты осваивают основы правового регулирования спорта, разрешение дисциплинарных и трудовых споров, а также приобретают специальные знания, изучая специфику финансирования и налогообложения в спорте, деятельность спортивных агентов и представителей, а также проблемы киберспорта. По словам Ильи Васильева, обучающиеся магистерской программы СПбГУ в области спортивного права получают практико-ориентированную подготовку и становятся востребованными на рынке труда: около 70 % выпускников 2021 года трудоустроились по специальности и работают в спортивных федерациях, спортивных клубах, органах государственной власти и юридических компаниях, осуществляющих консультирование по вопросам спорта.
Во время пандемии вопрос о том, как поддерживать себя в форме, встал особенно остро не только среди спортсменов. В связи с меняющимися условиями жизни физическая активность молодежи снижается, и период самоизоляции с обучением в дистанционном формате не способствовал улучшению ситуации. Технологии, использующиеся в условиях смешанного обучения для сохранения и укрепления здоровья студентов среднего профессионального образования, представила преподаватель СПбГУ Наталья Волкова.
Как сохранить себя в форме и не впасть в тоску в самоизоляции. Советы от чемпиона
Для того чтобы оценить, как изменилась спортивная жизнь универсантов, было проведено исследование, в ходе которого было проанализировано учебное расписание одной из групп обучающихся третьего курса и проведено анкетирование с помощью опросника САН («Самочувствие, активность, настроение»). Для удобства студентов и преподавателей график составляется таким образом, чтобы очный и дистанционный формат обучения по возможности не совмещались в течение одного дня, поэтому два-три дня из шестидневной учебной недели универсанты подключаются к занятиям из дома. В эти дни уровень их физической активности снижается, поскольку ребятам не нужно ехать к месту обучения, перемещаться между разными аудиториями или корпусами. Однако, как показали результаты опроса, 56 % студентов никак не восполняют этот дефицит. Тренировочные занятия посещают 32 % обучающихся, и только 12 % упражняются самостоятельно.
Для восполнения дефицита физической активности и сохранения здоровья студентов в условиях смешанного обучения было решено использовать видеоролики с физкультминутками для проведения разминки во время перерыва между онлайн-лекциями. Они демонстрировались при проведении занятий в дистанционном формате в течение недели, далее студентам было предложено самостоятельно составить комплекс упражнений и подобрать музыкальную композицию. Разработанные физкультминутки студенты проводили для своих однокурсников на протяжении последующих трех недель.
Проведенный по итогам эксперимента опрос показал, что средний балл по всем показателям вырос после введения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, а особенный прирост продемонстрировали показатели активности и настроения.
«Сохранение и укрепление здоровья студентов является важной задачей и приоритетным направлением политики нашей страны, особенно в сложившихся в связи пандемией непростых условиях обучения, ― отметила Наталья Волкова. ― Смешанный формат снижает уровень физической активности ребят, который тесно взаимосвязан с уровнем их здоровья, большинство обучающихся не восполняют его в дни дистанционного обучения. Это сказывается на их самочувствии, активности, настроении, а следовательно — на качестве обучения». По словам преподавателя СПбГУ, внедрение технологий, направленных на увеличение активности студентов, будет способствовать сохранению их здоровья во время дистанционного обучения.
В ходе конференции участники осветили такие темы, как деятельность студенческих спортивных клубов, проблемы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, подготовка кадров для массового спорта и повышение квалификации работников спортивной сферы, а также другие вопросы.