На IX Форуме ректоров вузов России и Республики Корея обсудили реализацию третьей миссии университетов
Форум гражданских обществ «Диалог Россия — Республика Корея» объединил руководителей российских и южнокорейских университетов уже в девятый раз. Мероприятие было посвящено третьей миссии университетов и инновациям в ее реализации.
Председатель корейского координационного комитета форума «ДРРК», экс-посол Республики Корея в Российской Федерации Ли Кюхён поприветствовал участников и выразил благодарность за возможность найти время для участия в форуме в плотном академическом графике. «В ноябре 2013 года состоялся первый Форум ректоров. С тех пор он стал регулярной площадкой. Отрадно, что каждый раз на форуме проходят конструктивные и плодотворные дискуссии, дающие практические результаты, — отметил господин Ли Кюхён. — Пандемия ковида, разразившаяся в 2020 году, полностью изменила парадигму университетского образования. Онлайн-лекции прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Я считаю очень важным и своевременным проведение нашего форума на тему "Инновации в образовании и третья миссия университетов" для эффективного реагирования на стремительные изменения образовательной среды».
В эпоху четвертой промышленной революции наибольшую ценность приобретают такие качества, как креативность, умение критически мыслить и работать в команде, а также навыки коммуникации. Именно поэтому на вузы возлагается большая ответственность в деле воспитания и подготовки студентов, которым предстоит не только жить в цифровую эпоху, но и руководить ею.
Председатель корейского координационного комитета форума «ДРРК» Ли Кюхён
О третьей миссии университетов в своем приветствии рассказал председатель российского координационного комитета форума «ДРРК», ректор СПбГУ Николай Кропачев. Одним из главных общественно значимых проектов Университета уже более 20 лет являются учебные клиники — особая форма организации практики, позволяющая обучающимся получать первый профессиональный опыт без отрыва от учебного процесса, оказывая реальную бесплатную помощь гражданам. «Ежегодно в клиники Университета поступают тысячи обращений от граждан: в год проводится более 4000 психологических консультаций для частных лиц, более 1000 юридических консультаций для частных лиц и организаций, реализуется более 200 социальных и иных исследовательских проектов. Объемы оказываемой помощи сопоставимы с суммарными показателями университетов всего города», — прокомментировал Николай Михайлович.
Под третьей миссией понимается вклад университетов в развитие социально-экономической сферы города, региона и страны, а также участие вузов в общественно-полезных начинаниях, в частности волонтерских и благотворительных инициативах.
Ректор Санкт-Петербургского университета упомянул и о мониторинге правоприменения — проекте, инициированном юристами СПбГУ в середине 1990-х годов. Он заключается в систематической работе по сбору и анализу данных по применению нормативных актов госорганами и органами местного самоуправления, а отчеты по результатам мониторинга предоставляются Правительству и Администрации президента, Государственной думе, Совету Федерации, Министерству юстиции РФ. Отдельное внимание было уделено работе Центра экспертиз СПбГУ, который готовит более 2000 экспертных заключений ежегодно как по гуманитарным, так и по техническим направлениям исследований, и Центру по изучению проблем экстремизма и коррупции, который вошел в состав Центра экспертиз в 2014 году.
Третья миссия СПбГУ также заключается в продвижении русского языка, культуры, науки и образования России в общественном и мировом пространстве. Так, проект «Онлайн-школа СПбГУ» позволяет детям дистанционно получать образование на русском языке. В фондах Научной библиотеки СПбГУ имени М. Горького хранится более семи миллионов томов книг, а музейные коллекции включают более трех миллионов экспонатов, поделился Николай Михайлович. В СПбГУ работает 8 музеев и все они открыты для жителей Петербурга и гостей города.
Обмен богатым опытом университетов России и Кореи в области инноваций образования позволит не только улучшить качество самого образования, но и создать новые востребованные совместные проекты и программы.
Председатель российского координационного комитета форума «ДРРК», ректор СПбГУ член-корреспондент РАН Николай Кропачев
Проректор по учебной работе Университета Корё Ю Чинхи передал приветствия от лица ректора вуза — организатора форума, подчеркнув, что Университет Корё гордится тем, что он стоял у истоков создания двусторонней дискуссионной площадки. «Сегодня все мы переживаем последствия пандемии, мирового экономического кризиса. В этих условиях вузам предстоит наряду с выполнением своих основных функций и предназначения решать такие задачи, как внедрение инноваций в образование. Тема форума лежит в одной плоскости с приоритетными задачами в области образования нашего государства, поэтому я считаю, что тема была выбрана правильно и своевременно», — поделился мнением господин Ю Чинхи. Кроме того, он рассказал о преподавании и изучении русского языка и литературы в вузе: так, кафедра русского языка и культуры в Университете Корё была создана в 1974 году, а пять лет спустя был создан Институт российских исследований.
Тему третьей миссии в своем ключевом докладе продолжила первый проректор СПбГУ по учебной работе Марина Лаврикова. Она подчеркнула, что высшее образование дает человеку возможность развить и реализовать свой потенциал, а также формирует образ мышления, а социальные и культурные проекты, реализуемые университетами, могут быть полезны не только самим вузам, их студентам и сотрудникам, но и всему обществу. Это делает высшее образование фактором гармоничного развития региона и всей страны. За почти 300-летнюю историю в СПбГУ сложился уникальный научно-образовательный комплекс классического образования с собственными традициями и ценностями.
Модераторами заседания выступили соруководители рабочей группы «Образование и наука»: почетный ректор Университета Сонгюнгван Чон Кюсан и и. о. ректора Тихоокеанского государственного университета Юрий Марфин.
Широчайший перечень образовательных программ, в том числе в онлайн-формате, и богатая научная база способны удовлетворить интересы и потребности каждого, кто хотел бы заниматься исследованиями и получать образование в любой из областей знаний и в любом возрасте. В последние годы СПбГУ активно развивает направление онлайн-образования и всегда открыт к сотрудничеству не только для других вузов России, но и для зарубежных партнеров. Первый проректор добавила, что успешная реализация третьей миссии невозможна без грамотного выстраивания работы как с внутренней общественностью — студентами и сотрудниками, так и с внешней — партнерами и работодателями.
«В Санкт-Петербургском университете значительное внимание уделяется экспертной, музейной, библиотечной, культурно-просветительской, социально ориентированной проектной деятельности студентов и преподавателей, волонтерству, проектам по продвижению русского языка и культуры», — рассказала Марина Юрьевна.
«В Университете функционируют восемь уникальных музеев, открытых для посещения граждан, в том числе Музей истории СПбГУ, Музей-архив Менделеева, Музей Набокова, Минералогический музей и другие. В СПбГУ хранятся и экспонируются не только исторические артефакты и художественные произведения, но и собрания минералогических ценностей, гербарий, наследие научной деятельности за всю историю Университета, — рассказала о культурно-просветительской деятельности СПбГУ Марина Лаврикова. — Постоянно ведется работа по продвижению культуры, науки и образования в общественном и мировом пространстве. С 2021 года СПбГУ является членом Союза музеев России».
Форум прошел онлайн, а его организатором стал один из ведущих вузов Республики Корея — Университет Корё. Участие в нем приняли первые лица и руководители подразделений СПбГУ, ТОГУ, ДВФУ, ВШЭ, УрФУ имени Б. Н. Ельцина, МГЛУ, НГУ, САФУ имени М. В. Ломоносова, ИГУ, ИРНИТУ, ПГУ имеми Шолом-Алейхема с российской стороны и университетов Корё, Сонгюнгван, Ёнсан, Кунмин, Каннын-Вончжу, Чунан, Университета иностранных языков Хангук, а также Корейского института передовых технологий (KAIST) — с корейской.
Еще один доклад («Инновационные перспективы по созданию новых образовательных ценностей в Университете Корё») был представлен главой отдела международных отношений Университета Корё Ли Хигён. По ее мнению, вызовы и стремительное изменение мира наталкивают на идею о том, что проще создать новые образовательные подходы, чем пытаться адаптировать старые к новым реалиям, постоянно претерпевающим трансформации.
«Сегодня от специалистов требуются не только узкопрофильные знания: они должны уметь критически мыслить, обладать навыками креативного решения проблемы, приемами коллаборации. Все это можно реализовать, если подготовка идет по системе конвергентной специализации», — поделилась госпожа Ли Хигён, добавив, что под конвергентностью в вузе понимается возможность студентов получить специальность, основанную на междисциплинарном подходе — сочетании точных и естественных наук с социально-гуманитарными направлениями (например, программы «Когнитивные науки и науки о головном мозге», «Венчурный бизнес» или «Конвергентная информационная безопасность»).
В целях воплощения данного подхода в сеульском кампусе Университета Корё открыта Высшая школа искусственного интеллекта, отделение наук данных, факультет информационной безопасности, а в кампусе города Сечжон — факультет «Умный город», отделения мобильности будущего и умных микропроцессоров. «Такая работа ведется не только в академической плоскости: мы постоянно работаем над выстраиванием промышленно-академического партнерства. Создаются специальные контрактные отделения для целевой подготовки специалистов. Заинтересованные предприятия финансируют обучение, а после окончания у выпускников таких программ нет проблем с трудоустройством», — сообщила госпожа Ли Хигён, отметив, что такая практика ярко демонстрирует роль вузов в эпохе промышленности 4.0.
Ли Хигён добавила, что в вузе планируется создание еще одного умного кампуса с применением технологий блокчейна, искусственного интеллекта и метавселенной. Кроме того, университет вносит и экологический вклад: им объявлено о достижении углеродной нейтральности к 2045 году. В числе проектов, направленных на реализацию третьей миссии, — коммуникации с местным сообществом мультикультурного района Сондогу столицы Республики Корея, где расположен университет.
Прислушиваясь к голосу общества и помогая членам общества, вуз может эффективно воплощать свои ценности.
Глава отдела международных отношений Университета Корё Ли Хигён
Практикой реализации третьей миссии университетов с корейской стороны в рамках дискуссии поделились:
- ректор Университета Сонгюнгван Син Тоннёл
- ректор Университета Ёнсан Пу Куук
- ректор Университета Чунан Пак Сангю
- ректор Университета иностранных языков Хангук Пак Чонун
- проректор по учебной работе Университета Каннын-Вончжу Чон Тхэюн
- проректор по учебной работе Университета Кунмин Ли Сокхван
- проректор по международной деятельности Корейского института передовых технологий Ким Повон
Дискутантами со стороны России стали:
- ректор Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина Виктор Кокшаров
- ректор Иркутского государственного университета Александр Шмидт
- ректор Иркутского национального исследовательского технического университета Михаил Корняков
- ректор Московского государственного лингвистического университета Ирина Краева
- и. о. проректора по международным отношениям Дальневосточного федерального университета Евгений Власов
- проректор по учебной и научной работе Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема Наталья Богаченко
- проректор по информационной политике, международному и межрегиональному сотрудничеству Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова Константин Зайков
- директор Центра развития международной деятельности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Денис Щербаков
- заведующая кафедрой востоковедения Гуманитарного института Новосибирского государственного университета Елена Войтишек