Марина Лаврикова: одна из задач высшей школы — формирование гражданина
Представители высших учебных заведений России и эксперты в сфере образования обсудили концепцию нового курса «Основы российской государственности» и важность его внедрения в систему обучения. Экспертный разговор прошел в рамках круглого стола в МИА «Россия сегодня».
Участие в обсуждении приняли заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова, губернатор Кировской области Александр Соколов, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин, заместитель директора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов и политолог Александр Рудаков.
Изучение основ российской государственности — важный аспект просвещения и становления обучающихся. В настоящее время по всей стране реализуется масштабный проект «ДНК России», который направлен на разработку и внедрение в образовательные программы вузов нового курса «Основы российской государственности». По поручению президента Российской Федерации такой курс появится в университетах уже в следующем учебном году.
Заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова подчеркнула важность объединения усилий государства и научного сообщества для разработки и введения нового курса. Такой подход позволит не только повысить качество проекта, но и в полной мере обеспечить понимание студентов об основах российской государственности и общности идеалов, стремлений и целей государства и общества.
Руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин рассказал о содержании разрабатываемого курса. Так, он будет построен в соответствии с рекомендациями педагогов и состоит из пяти блоков, в которых учащиеся смогут погрузиться в понятие России как государства, страны, народа, культурных феноменов, понять в полном объеме цивилизационный характер российского государства, мировоззренческий комплекс, организацию политической системы, а также системные решения, обеспечивающие развитие российской цивилизации как государства. Отдельный блок курса также будет посвящен рассмотрению вызовов, которые сегодня стоят перед всем человечеством, и определению того, как Россия действует в этой сложной системе современных вызовов. По мнению создателей курса, такой подход позволит обучающимся выстроить индивидуальную траекторию своего развития для решения задачи, которую они заинтересованы решить, используя приобретаемые во время обучения навыки и знания.
Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова во время экспертного обсуждения отметила, что высшая школа сегодня не только инструмент получения знаний, но также важнейший инструмент социализации молодых людей.
Перед высшей школой стоит глобальная цель: сформировать у человека понимание того, как устроено наше государство и общество. Поэтому одна из ключевых задач системы образования — осознанное формирование и социализация гражданина.
Первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова
«Это важно на всех уровнях образования: от школы до университета — и после его завершения. Санкт-Петербургский университет — старейший в России, которому в следующем году исполняется 300 лет, является одним из лидеров отечественной системы образования. Конечно, мы понимаем значение этого проекта и активно готовимся к преподаванию модуля "Основы российской государственности" в новом учебном году», — сказала первый проректор по учебной работе СПбГУ Марина Лаврикова.
Она также отметила, что в этом процессе сегодня задействованы специалисты из разных областей — в разработке курса приняли участие философы, политологи, социологи, историки, юристы, экономисты Санкт-Петербургского университета. «Несмотря на то, что в образовательные программы университетов включены курсы по философии, социологии, отечественной истории, для формирования у студентов всесторонних представлений о российской государственности необходим отдельный междисциплинарный модуль», — подчеркнула Марина Лаврикова.
Санкт-Петербургский университет включен в работу по формированию и внедрению курса «Основы российской государственности» в основные образовательные программы СПбГУ. Так, в Университете состоялась научно-методическая конференция, организованная проектом «ДНК России» при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и российского общества «Знание», посвященная обсуждению вопросов содержания и структуры курса основ российской государственности в высших учебных заведениях страны.
Санкт-Петербургский государственный университет — первый университет России — был основан 28 января (8 февраля) 1724 года, когда Петр I издал указ об учреждении Университета и Российской академии наук. Сегодня СПбГУ — научный, образовательный и культурный центр мирового уровня.
В 2024 году Санкт-Петербургский университет отметит свой 300-летний юбилей. План мероприятий в рамках празднования юбилея Университета был утвержден на заседании оргкомитета по празднованию 300-летия СПбГУ, которое провел заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Среди таких мероприятий — присвоение малой планете имени в честь СПбГУ, выпуск банковских карт со специальным дизайном, создание почтовых марок, посвященных истории первого университета России, брендирование самолета авиакомпании «Россия» и многое другое.
Участники круглого стола рассказали, что в подготовке нового курса приняли участие сотни российских вузов, тысячи ученых, все сообщество преподавателей, представляющее гуманитарные и общественные науки. Курс «Основы российской государственности» планируется включить в образовательные программы всех высших учебных заведений России. Он будет формировать представление и знания студентов о России с точки зрения ее исторического прошлого, настоящего и будущего. В зависимости от специализации и образовательной программы будет сформирована разная степень погружения в основы российской государственности. Эксперты отметили, что подобные курсы существуют в других странах и в России тоже необходимо формировать представление о том, на каких принципах в ней сформированы государственность, система управления и ценности общества.