Материалы ректорского совещания
Универсанты выбрали название для планеты в честь СПбГУ
В честь Санкт-Петербургского государственного университета планируется дать имя космическому объекту — малой планете в поясе астероидов. Заявка с именем, выбранным универсантами, 28 января была направлена в Институт прикладной астрономии РАН. Оттуда она будет передана в Международный астрономический союз (International Astronomical Union | IAU), который будет рассматривать заявку в течение 2022 года.
Согласно заявке, планете предлагается присвоить имя Альма Матер 1724 (Alma Mater 1724). Идея названия была продиктована тем, что слова «альма-матер» издавна ассоциируются с понятием «Университет», а цифры указывают на год основания СПбГУ.
Присвоение имени Университета космическому объекту — одно из мероприятий, запланированных оргкомитетом по празднованию 300-летия СПбГУ, которое будет отмечаться в 2024 году. План мероприятий утвержден 24 сентября 2021 года на заседании оргкомитета (Дмитрий Чернышенко провел заседание оргкомитета по подготовке к празднованию 300-летия Санкт-Петербургского государственного университета) под председательством вице-премьера Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко.
На предыдущем ректорском совещании было объявлено о сборе предложений универсантов по наименованию планеты, а также мнений по вариантам названий, предложенным коллегией почетных профессоров СПбГУ: Альма Матер 1724 и Петроколлегиум. В поступивших в Университет обращениях выражалась поддержка первого варианта (Альма Матер 1724). Также в одном из обращений выпускника предлагался другой вариант — Minerva (Универсанты выбрали название для планеты в честь СПбГУ — Альма Матер 1724).
Вакцинация против COVID-19
На совещании вновь обсуждался ход вакцинации от COVID-19. За прошедшую неделю доля вакцинированных, перенесших заболевание в течение последних шести месяцев либо представивших медотводы от прививки студентов выросла на 1,43 % (с 40,08 до 41,51 %).
Информация о вакцинации студентов по направлениям обучения
Направление обучения |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (на 14.01.2022) |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (на 21.01.2022) |
Доля вакцинированных обучающихся, представивших сертификаты о перенесенном заболевании и имеющих медотводы (на 28.01.2022) |
---|---|---|---|
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
91,67 % |
91,67 % |
91,67 % |
Физическая культура (бакалавриат) |
69,05 % |
69,05 % |
71,43 % |
Востоковедение и африканистика |
67,35 % |
68,99 % |
68,93 % |
Институт химии |
66,52 % |
66,88 % |
67,52 % |
Биология |
54,35 % |
54,43 % |
54,64 % |
Физика |
52,97 % |
53,53 % |
54,08 % |
Медицина |
51,86 % |
52,24 % |
53,54 % |
Математика и компьютерные науки |
49,76 % |
50 % |
50,72 % |
Институт педагогики |
46 % |
50 % |
50 % |
Филология |
47,61 % |
47,94 % |
48,37 % |
Свободные искусства и науки |
44,95 % |
47,04 % |
48,17 % |
Институт наук о Земле |
45,87 % |
47,02 % |
47,57 % |
Институт когнитивных исследований |
44,44 % |
44,44 % |
44,44 % |
Стоматология и медицинские технологии |
35,87 % |
36,55 % |
43,84 % |
Математика и механика |
41,13 % |
42,56 % |
43,73 % |
Психология |
41,46 % |
42,26 % |
43,13 % |
Институт философии |
41,13 % |
42,52 % |
43,12 % |
Институт истории |
40,47 % |
41,49 % |
41,49 % |
Процессы управления |
39,81 % |
40,11 % |
40,73 % |
Менеджмент |
34,11 % |
37,1 % |
39,77 % |
Медицинский колледж |
39,29 % |
39,29 % |
39,29 % |
Международные отношения |
36,8 % |
37,47 % |
38,22 % |
Физическая культура (СПО из числа совершеннолетних) |
21,21 % |
28,06 % |
34,82 % |
Социология |
31,91 % |
33,23 % |
33,49 % |
Политология |
31,96 % |
32,9 % |
33,26 % |
Юриспруденция |
28,47 % |
30,27 % |
32,62 % |
Искусства |
21,94 % |
22 % |
29,02 % |
Экономика |
27,16 % |
26,89 % |
27,71 % |
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций |
21,64 % |
22,54 % |
23,7 % |
Итого |
38,89 % |
40,08 % |
41,51 % |
Прирост |
1,29 % |
1,19 % |
1,43 % |
Информация о вакцинации научно-педагогических работников, членов коллективов факультетов, институтов
Подразделение |
Общее кол-во НПР (пост+внеш) |
Вакцинировано |
Наличие антител |
Медотвод |
Процент на 21.01.222 |
Процент на 28.01.22 |
---|---|---|---|---|---|---|
Академическая гимназия |
80 |
57 |
6 |
6 |
86,4 % |
86,3 % |
Биологический факультет |
324 |
279 |
20 |
6 |
93 % |
94,1 % |
Военно-учебный центр |
34 |
29 |
3 |
2 |
100 % |
100 % |
Восточный факультет |
150 |
127 |
10 |
10 |
98 % |
98 % |
ВШЖиМК |
119 |
89 |
13 |
10 |
94,1 % |
94,1 % |
ВШМ |
88 |
68 |
8 |
5 |
91,9 % |
92 % |
ИНоЗ |
246 |
222 |
12 |
3 |
96,2 % |
96,3 % |
Институт истории |
141 |
122 |
6 |
5 |
94,3 % |
94,3 % |
Институт когнитивных исследований |
14 |
12 |
1 |
1 |
100 % |
100 % |
Институт педагогики |
7 |
7 |
0 |
0 |
100 % |
100 % |
Институт развития конкуренции и антимонопольного регулирования |
9 |
6 |
2 |
1 |
100 % |
100 % |
Институт философии |
131 |
112 |
10 |
9 |
100 % |
100 % |
Институт химии |
211 |
191 |
11 |
9 |
100 % |
100 % |
Кафедра физкультуры и спорта |
53 |
41 |
5 |
7 |
100 % |
100 % |
КФКиСЭТ |
78 |
59 |
8 |
7 |
94,9 % |
94,9 % |
Мат-Мех |
329 |
260 |
22 |
4 |
86,6 % |
86,9 % |
Медицинский колледж |
23 |
19 |
2 |
1 |
95,7 % |
95,7 % |
Медицинский факультет |
320 |
245 |
21 |
7 |
85,3 % |
85,3 % |
ПМ-ПУ |
210 |
149 |
18 |
9 |
83,8 % |
83,8 % |
Факультет иностранных языков |
298 |
210 |
28 |
19 |
86,3 % |
86,2 % |
Факультет искусств |
103 |
88 |
6 |
4 |
95,1 % |
95,1 % |
Факультет математики и компьютерных наук |
118 |
94 |
3 |
1 |
82,9 % |
83,1 % |
Факультет международных отношений |
120 |
92 |
7 |
16 |
95,8 % |
95,8 % |
Факультет политологии |
42 |
35 |
5 |
0 |
95,2 % |
95,2 % |
Факультет психологии |
167 |
129 |
10 |
8 |
88 % |
88 % |
Факультет свободных искусств и наук |
88 |
75 |
4 |
1 |
89,8 % |
90,9 % |
Факультет социологии |
90 |
70 |
6 |
4 |
87,9 % |
88,9 % |
Факультет стоматологии и медицинских технологий |
90 |
54 |
17 |
2 |
81,1 % |
81,1 % |
Физический факультет |
419 |
355 |
29 |
6 |
93,3 % |
93,1 % |
Филологический факультет |
456 |
357 |
43 |
21 |
92,3 % |
92,3 % |
Экономический факультет |
167 |
130 |
13 |
8 |
90,4 % |
90,4 % |
Юридический факультет |
153 |
116 |
19 |
5 |
92,2 % |
91,5 % |
Итого |
4878 |
3899 |
368 |
197 |
91,4 % |
91,5 % |
По данным на 28 января, во всех учебно-научных подразделениях доля вакцинированных преподавателей превысила 80 %, в большинстве коллективов — 90 %. В целом по Университету количество сотрудников, привитых от COVID-19, еще в декабре превысило 90 %.
Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова напомнила, что службы ректората уже составляют расписание занятий на новый семестр. Формат занятий по различным направлениям с начала семестра будет установлен на основании предложений руководителей учебно-научных подразделений, исходя из правила, что в тех подразделениях, где доля вакцинированных студентов достигла 40 %, а преподавателей — 80 %, учебный процесс может быть организован в смешанном либо полностью в аудиторном формате, тогда как в других коллективах возможно проведение занятий только в дистанционном формате. На данный момент необходимых показателей достигли 19 коллективов.
Руководителям учебно-научных подразделений поручено продолжать разъяснительную работу среди студентов о важности вакцинации.
Обучающиеся СПбГУ участвуют в оказании первой медицинской помощи
В условиях обострения эпидемиологической ситуации в городе и подъема заболеваемости новой коронавирусной инфекцией руководство комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга обратилось к ректорам образовательных организаций, осуществляющих подготовку по медицинским специальностям, с просьбой о направлении студентов для оказания практической помощи амбулаторно-поликлиническим учреждениям Санкт-Петербурга.
В системе здравоохранения города уже работают более 600 обучающихся нашего Университета. Выразили готовность работать в учреждениях здравоохранения в период пандемии еще 167 ординаторов, шесть студентов, осваивающих основную образовательную программу по специальности «Лечебное дело» и десять обучающихся основной образовательной программы СПО «Сестринское дело».
Обучающиеся направлены для участия в работе амбулаторно-поликлинических учреждений Василеостровского, Невского, Петродворцового и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга. В настоящее время идет распределение универсантов по медицинским организациям в этих районах.
Первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова обратила внимание на то, что участие обучающихся в практической помощи амбулаторно-поликлиническим учреждениям Санкт-Петербурга предполагается как в рамках практической подготовки, так и в качестве волонтерской деятельности. В соответствии с приказом первого проректора по учебной и методической работе от 12.08.2021 № 7971/1 «Об учете результатов внеучебной деятельности обучающихся СПбГУ», волонтерство может быть учтено в качестве результатов обучения — как организованная СПбГУ социально значимая деятельность обучающегося СПбГУ.
О текущих проблемах организации учебного процесса
За прошедшую неделю в Виртуальную приемную СПбГУ поступило 12 обращений в адрес первого проректора по учебной работе, еще 19 зарегистрировано в картотеке обращений обучающихся.
Обращения были на разные темы, в том числе:
- О разъяснении приказа от 25.11.2021 № 11399/1 «Об утверждении Порядка проведения промежуточной аттестации в 2021/22 учебном году»
- О каникулярных днях в 2021/22 учебном году
- О возможности обучения в СПбГУ в качестве вольнослушателя
- О дистанционном формате проведения зимней промежуточной аттестации
- Об условиях выхода из академического отпуска
- Когда завершится проверка по результатам участия студентов в переписи населения?
- О возможности получения диплома СПбГУ с отличием
- О возможности предоставления академического отпуска
Как сообщила первый проректор по учебной работе Марина Юрьевна Лаврикова, в Виртуальную приемную СПбГУ поступило обращение от обучающегося по программе ординатуры. Заявителя интересовал вопрос о формате практической подготовки ординаторов в свете выхода приказа от 21.01.2022 № 349/1 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 „О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году“ в период с 24.01.2022», устанавливающий формат обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Даны разъяснения, что ординаторы проходят обучение в соответствии с индивидуальным планом подготовки ординатора, разработанным на основе учебного плана программы ординатуры по соответствующей специальности. Формат практической подготовки определен форматом работы медицинской организации, в которой проходит практическая подготовка в рамках лечебного процесса. Таким образом, практическая подготовка ординатора на клинических базах СПбГУ идет в том же формате, что и лечебный процесс.
М. Ю. Лаврикова вновь напомнила, что формат реализации дисциплин по направлениям подготовки в весеннем семестре 2021/22 учебного года будет зависеть от доли вакцинированных преподавателей (80 %) и обучающихся (40 %). В Университете соблюдаются все требования и рекомендации органов государственной власти по вопросам организации образовательного процесса в условиях профилактики COVID-19. Обучение в следующем семестре будет организовано с соблюдением требований по профилактике COVID-19, которые определены в Рекомендациях по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования, утвержденных главным государственным санитарным врачом России 29.07.2020.
Формат занятий по различным направлениям, которые достигли норматива в 40 % вакцинированных студентов и 80 % преподавателей, как уже было сказано ранее, с начала семестра будет установлен на основании предложений руководителей учебно-научных подразделений.
М. Ю. Лаврикова подчеркнула, что при внесении изменений в организацию образовательного процесса информация об этом своевременно публикуется на официальном портале СПбГУ. Актуальная информация о формате и дате начала проведения занятий по каждой образовательной программе отражается в Электронном расписании.
По информации от руководителей большинства учебно-научных подразделений, зимняя промежуточная аттестация проходила по расписанию в установленном порядке.
Встречи с представителями студенческих советов некоторые руководители за прошедшую неделю не проводили, однако во многих учебно-научных подразделениях такие встречи прошли.
На встречах с представителями студенческого совета и. о. директора Института философии, декан математико-механического факультета, а также декан факультета прикладной математики — процессов управления проинформировали обучающихся о формате обучения с 24.01.2022 согласно приказу № 349/1 от 21.01.2022 «О действии приказа от 13.08.2021 № 7991/1 „О формате учебных занятий в 2021/22 учебном году“ в период с 24.01.2022». Дальнейшие решения об организации учебного процесса будут вырабатываться с учетом достижения уровня вакцинированных среди обучающихся и профессорско-преподавательского состава. Декан факультета прикладной математики — процессов управления отметил необходимость проведения студенческим советом активной разъяснительной работы среди студентов, направленной на увеличение доли вакцинированных.
На встрече с представителями студенческого совета деканом факультета стоматологии и медицинских технологий до обучающихся была доведена информация о формировании команд из числа обучающихся для оказания помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях города. Желающие смогут участвовать при оказании помощи в качестве волонтера или в качестве медицинского работника (условия определяются по соглашению с медицинской организацией). Участие будет зачтено как практика или волонтерство. Участие ординаторов, в связи со спецификой их практического обучения и работы, будет рассматриваться в индивидуальном порядке.
Декан факультета психологии обсудила с представителями студенческого совета факультета ситуацию, связанную с заявлениями некоторых обучающихся о переводе их на дистанционное обучение. Декан факультета уточнила, что в случае невозможности приступить к аудиторным занятиям и наличии соответствующих оснований у обучающегося возможно оформление академического отпуска.
По мнению одного из обучающихся, при проведении экзаменов у студентов, осваивающих основную образовательную программу бакалавриата «Психология», из пяти экзаменов был проведен только один, а по остальным экзаменам обучающиеся получили оценку автоматом. Председатель учебно-методической комиссии по УГСН 37.00.00 «Психологические науки» уточнила, что комиссия по контролю качества будет проводить мониторинг оценок и рассмотрит эту ситуацию. Данный вопрос будет вынесен деканом для обсуждения с заведующими кафедрами.
Председатель студенческого совета факультета сообщила о том, что, по мнению, студентов, некоторые преподаватели не отвечают обучающимся по почте на вопросы, касающиеся прохождения производственной практики. Председатель учебно-методической комиссии напомнила, что запрос той или иной информации обучающиеся могут направлять в специально созданной для них команде в Microsoft Teams.
На встрече с деканом юридического факультета представители студенческого совета сообщили, что они слышали, будто бы во время проведения одного из экзаменов у студентов-юристов в одной аудитории были размещены представители двух разных групп. Декан факультета подтвердил, что при проведении аудиторных занятий и аттестации нахождения в одной аудитории студентов нескольких групп, учитывая действующие противоэпидемические ограничения, не должно было быть. Дополнительная проверка не подтвердила информацию от представителей студсовета: студенты не смогли точно сообщить, где и когда такая ситуация могла иметь место, а в соответствии с утвержденным расписанием промежуточной аттестации экзамены в разных группах проходили в разных аудиториях.
В связи с этой ситуацией М. Ю. Лаврикова вновь обратила внимание на то, что для оперативного устранения различных проблем обучающимся необходимо своевременно обращаться в Виртуальную приемную к должностным лицам Университета с указанием конкретной информации (места, времени, данными действующих лиц и прочими необходимыми для проведения проверки сведениями).
По информации от обучающихся, у некоторых студентов возникли технические сложности по внесению в личный кабинет информации о перенесенной болезни и медицинском отводе. Декан юридического факультета сообщил о том, что внесение данной информации в личные кабинеты возможно. Действительно, в личном кабинете обучающиеся могут вносить сведения о вакцинации, перенесенном заболевании и медицинском отводе, все эти сведения учитываются при определении доли вакцинированных обучающихся в отдельных коллективах учебно-научных подразделений. При возникновении проблем при внесении сведений помощь в заполнении информации может оказать начальник учебного отдела. Вместе с тем статистика показывает, что подавляющее большинство студентов успешно загружает информацию о вакцинации, медотводах и заболевании через личный кабинет. Инструкция о внесении информации через личный кабинет регулярно направляется студентам на электронные адреса со ссылкой на ролик, в котором разъясняется технология подачи сведений о вакцинации или медотводе через Личный кабинет обучающегося СПбГУ.
Обучающиеся задавали вопрос о том, как быстро группа переводится на удаленный формат с применением информационно-коммуникационных технологий в случае заболевания обучающегося в данной группе. Заместитель начальника учебного управления по направлению «Юриспруденция» напомнила, что в соответствии с приказом 29.04.2021 № 4430/1 обучающиеся должны незамедлительно информировать начальника учебного отдела по направлению обучения о случаях выявления COVID-19 у обучающегося либо лиц, с которыми обучающийся контактировал в течение предшествующих 14 дней, c представлением сведений: фамилия, имя, отчество заболевшего / контактировавших, наименование образовательной программы, номер курса, потока, группы, дата заболевания, дата и место последнего посещения СПбГУ. В момент поступления информации сотрудникам учебного управления о заболевании студента, контактировавшего во время занятий с другими студентами, незамедлительно принимается решение о переводе занятий и / или промежуточной аттестации в удаленный формат и карантинные меры.
Текущие вопросы организации учебного процесса, а также проведение промежуточной аттестации обсуждались на встречах с членами студенческих советов руководителями физического факультета, факультета прикладной математики — процессов управления, Института истории, Института философии. Встречи с представителями студенческого совета также провели руководители филологического факультета, экономического факультета, факультета политологии, Института наук о Земле.
Китайская версия ресурса «Виртуальная приемная СПбГУ»
Версия Виртуальной приемной СПбГУ на китайском языке на официальном портале СПбГУ подготовлена и создана сотрудниками УСО и УСИТ 1 ноября 2021 года. В течение трех месяцев проводилась техническая обкатка сервиса. За этот период зафиксировано более 800 просмотров страницы, обращения через сервис пока не поступали.
Сервис в китайской версии, равно как и в английской, реализован по принципу одной кнопки: обращения (в отличие от русскоязычной версии) подаются не в адрес конкретного должностного лица, а через общую форму обратной связи.
Более простая форма организации сервиса вызвана:
- техническими особенностями иноязычных сайтов СПбГУ
- значительно меньшим объемом обращений на иностранных языках, чем на русском
Для привлечения внимания к сервису (после завершения всех технических доработок) в китайской версии сайта 31 января размещена кнопка перехода к сервису в меню.
Информация о запуске сервиса 28 января опубликована в китайской версии сайта и распространена по каналам связи с китаеязычной аудиторией (рассылка по партнерам, студентам, представительствам), информация направлена председателю Клуба иностранных обучающихся СПбГУ.
Работа СПбГУ в рамках Всемирного союза МООК
11 декабря 2020 года в Пекине состоялась онлайн-конференция, на которой было провозглашено создание Всемирного союза МООК (GMA). И СПбГУ, как признанный лидер на рынке онлайн-образования, стал единственным российским вузом — соучредителем этого некоммерческого партнерства (СПбГУ — соучредитель и первый представитель России во Всемирном союзе массовых открытых онлайн-курсов). Всемирный союз МООК ставит своей целью популяризацию лучших педагогических практик в сфере создания онлайн-курсов и укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества мировых лидеров в этой области.
Как рассказал директор Центра развития электронных и образовательных ресурсов СПбГУ (ЦРЭОР), член исполнительного комитета GMA Владимир Андреевич Старостенко, в 2021 году совместно с Университетом Цинхуа и платформой XuetangX была организована стимулирующая стипендиальная программа, благодаря которой слушатели курсов СПбГУ, в том числе обучающиеся ведущих китайских вузов, получили возможность компенсировать затраты на обучение при условии успешного завершения курсов. По итогам стипендиальной сессии в программе приняли участие 114 студентов китайских вузов.
Благодаря сотрудничеству в рамках GMA и давнему партнерству СПбГУ с Университетом Цинхуа по инициативе ректора Университета Цинхуа профессора Цю Юна удалось организовать онлайн-обучение студентов СПбГУ на курсах Университета Цинхуа (в синхронном режиме посредством ИКТ) в весеннем семестре 2020/21 учебного года и в осеннем семестре 2021/22 учебного года. По итогам отбора со стороны Университета Цинхуа на курсы было зачислено более 150 студентов СПбГУ как в качестве вольнослушателей, так и с возможностью перезачета полученных оценок. В осеннем семестре пятеро студентов Цинхуа проходили по аналогичной схеме обучение на курсах Университета.
В настоящий момент идет работа по организации студенческого обмена в весеннем семестре 2021/22 учебного года. Известен перечень дисциплин, которые обучающиеся СПбГУ могут осваивать как вольнослушатели или с возможностью перезачета полученных оценок. Необходимая информация передана в учебное управление, а также будет направлена на электронные адреса студентов, обучающихся по образовательным программам с китайским компонентом, и доведена до директоров и деканов.
В течение года в рамках инициативы Global Hybrid Classroom (GHC) Университет Цинхуа предлагал студентам СПбГУ прослушать курсы от Университета Цинхуа, Шанхайского транспортного университета (Shanghai Jiao Tong University) и Пекинского университета.
Преподаватели университетов также могут присоединиться к этой инициативе и предложить свои курсы для организации глобального обучения в онлайн-формате благодаря сотрудничеству в рамках GMA. Более подробную информацию и контакты секретариата можно найти на сайте GMA.
В декабре 2021 года состоялось очередное заседание правления Всемирного союза МООК. Состав союза остался неизменным и по-прежнему включает 20 университетов и образовательных организаций, лидирующих в сфере онлайн-образования по всему миру. Союз продолжает выполнять свои ключевые функции: совместное обучение, наращивание новых возможностей, распространение новых знаний и продвижение общественных инициатив в сфере онлайн-образования. На заседании был поднят вопрос о необходимости изменения названия союза, поскольку его деятельность не ограничивается исключительно МООК. Новое название — Всемирный союз онлайн-образования и МООК — призвано более полно и точно отразить цели и суть деятельности членов союза.
На заседании правления В. А. Старостенко выступил с докладом и призвал коллег к выработке международных стандартов качества онлайн-курсов для дальнейшего применения в работе членов союза, а также поднял волнующий всех коллег вопрос об использовании систем видеофиксации экзамена (прокторинга) и обеспечении прозрачности и справедливости процесса сдачи экзаменов в рамках онлайн-курсов.
Кроме того, в конце 2021 года СПбГУ выступил с инициативой пересмотра существующего между партнерами соглашения в части распределения доходов от онлайн-продуктов. В ходе проведенных переговоров китайская сторона приняла предложение, и теперь, согласно дополнительному соглашению, подписанному обеими сторонами 12.10.2021, доход от реализации онлайн-курсов, а также от включения онлайн-продуктов СПбГУ в SPOC (small private online course) будет распределяться в пропорции 50/50.
Государственная аккредитация образовательной деятельности
С 1 марта 2022 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании» в части государственной аккредитации образовательной деятельности. В связи с этим разработано новое положение, регулирующее порядок проведения государственной аккредитации образовательной деятельности.
Цели создания новой системы: упрощение процедуры, прозрачность критериев, снижение нагрузки на университеты, оптимизация трудозатрат, связанных с регулярным проведением аккредитации. Из самой процедуры прохождения аккредитации исключены избыточные и дублирующие требования.
Из процедуры государственной аккредитации исключен ряд образовательных программ, в том числе программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Требования к условиям реализации этих программ закреплены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 № 2122 «Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» и вступают в силу с 1 марта 2022 года. Таким образом, с 1 марта 2022 года аспирантура перестает быть образовательной программой, но ранее принятые в аспирантуру обучающиеся продолжают обучение по образовательным программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (до их завершения).
Предметом аккредитационной экспертизы становится подтверждение соответствия качества образования установленным аккредитационным показателям (а не соответствия ФГОС, как было ранее). Для этого Минпросвещения и Минобрнауки совместно с Рособрнадзором разработали соответствующие показатели:
- приказ Минпросвещения России от 29.11.2021 № 868 «Об утверждении аккредитационных показателей по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
- приказ Минобрнауки России от 25.11.2021 № 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования»
С 1 марта 2022 года по результатам аккредитационной экспертизы выдаются бессрочные свидетельства о государственной аккредитации заявленных образовательных программ.
При проведении государственной аккредитации образовательных программ учитываются сведения о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценке качества образования, профессионально-общественной аккредитации, а также сведения из отчетов вуза о самообследовании. Мониторинг по аккредитационным показателям будет проводиться Рособрнадзором на регулярной основе в целях постоянного и систематического контроля качества образования. Эти показатели являются основанием для проведения ежегодного внутреннего мониторинга качества образовательных программ СПбГУ с целью оценки эффективности их реализации.
Конкурс грантов для поддержки студенческих научных сообществ
Идет сбор заявок для участия в конкурсе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных обществ. Конкурс проводит Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Информация о конкурсном отборе заявок размещена на странице Управления по работе с молодежью портала СПбГУ (Конкурс грантов на поддержку студенческих научных обществ).
С 25 января по 25 февраля 2022 года все вузы России, в которых сформированы студенческие научные общества (СНО), смогут подать заявку на участие в конкурсе на поддержку СНО, в рамках которого Минобрнауки России будет распределено 100 млн рублей в виде грантов.
Минобрнауки России планирует поддержать до 40 студенческих коллективов, каждый из которых в зависимости от опыта и планов в развитии студенческой науки получит грант в размере 1, 3 или 5 млн рублей. При этом коллектив, претендующий на получение максимального гранта (5 млн рублей), должен предусмотреть в своей программе как минимум одно мероприятие с международным участием, тогда как в рамках гранта на 1 млн рублей можно ограничиться региональной повесткой.
При оценке заявок будут учитываться организационный и исследовательский опыт студенческих коллективов, достижения в иных схожих конкурсах, их программы развития и представленные идеи.
Вопрос подготовки заявки Университета на участие в конкурсе 27 января проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич обсудил с президиумом Студенческого совета СПбГУ (Протокол встречи с обучающимися — представителями Президиума Студенческого совета (Совета обучающихся) СПбГУ). Несмотря на то, что (согласно условиям конкурсного отбора) учет мнения представительного органа обучающихся не является обязательным, представляется важным активное участие Студенческого совета СПбГУ в вопросах поддержки и развития студенческой науки. В связи с тем, что вопросы, так или иначе связанные со студенческой наукой, приобретают большое значение, также важно и активное включение представителей университетских СНО в работу Студенческого совета СПбГУ. А. В. Бабич сообщил, что 2 февраля запланирована встреча с представителями университетских СНО по вопросам участия в данном конкурсе. Председатели СНО могут заранее направлять имеющиеся у них вопросы на адрес электронной почты: prorector_priem_urm@spbu.ru.
Для подачи заявки от Университета студентам, желающим заявить свой проект развития СНО на конкурс, необходимо представить заполненные формы на свои конкурсные проекты не позднее 16 февраля заместителям начальника управления по работе с молодежью по соответствующим направлениям обучения или по электронной почте на адрес: urm@spbu.ru.
Участники совещания обсудили возможность подачи на конкурс междисциплинарной заявки. После обмена мнениями (выступили директор Института химии И. А. Балова, директор Института когнитивных исследований Т. В. Черниговская и доцент Института истории М. С. Белоусов) ректор поручил председателю постоянной комиссии Ученого совета СПбГУ по научной работе провести обсуждение такой возможности с участием председателей СНО подразделений.
О перемещении студентов между общежитиями
Несмотря на то, что еще в октябре прошлого года (приказ от 20.10.2021 № 10037/1) прямо разрешено свободное перемещение между общежитиями, вне зависимости от их местоположения (для проживающих в общежитиях обучающихся, вакцинированных от COVID-19 или перенесших COVID-19 в течение предыдущих шести календарных месяцев, либо имеющих справку, подтверждающую наличие медицинского отвода от вакцинации против COVID-19), в социальных сетях отдельными студентами продолжает распространяться ложная информация о том, что такое перемещение разрешено только между корпусами общежитий в Петродворцовом районе.
Как отметил проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич, в этой связи вызывает удивление, что в Университет недавно поступила просьба от Студенческого совета СПбГУ разрешить такое перемещение между всеми общежитиями. Ответ на указанное обращение размещен в Виртуальной приемной СПбГУ (О перемещениях студентов между общежитиями).
А. В. Бабич предложил директорам институтов и деканам факультетов при общении со студенческими советами довести до студентов эту информацию, а также вновь указать на недопустимость распространения в социальных сетях ложных сведений о деятельности Университета.
О проведении дополнительных вступительных испытаний в СПбГУ
Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев напомнил, что недавно обсуждался вопрос о проведении дополнительных вступительных испытаний в форме собеседования в дистанционном формате об этике взаимоотношений в Университете (Материалы ректорского совещания от 17.01.2022). Тогда готовность проводить такие дополнительные вступительные испытания выразили директор Института когнитивных исследований Т. В. Черниговская и директор Института истории А. Х. Даудов.
Как и планировалось, ректор вновь вернулся к этому вопросу. Пока никто из директоров и деканов не выразил желания проводить такие испытания. Ректор принял решение, что в любой момент желающие руководители учебно-научных подразделений могут сообщить о своей готовности проводить такие испытания.
Конкурс научных и социальных проектов среди обучающихся СПбГУ «Жизнь и здоровье человека: современные вызовы» имени А. Н. Павленко
Университет проводит конкурс научных и социальных проектов среди обучающихся СПбГУ на тему «Жизнь и здоровье человека: современные вызовы» имени А. Н. Павленко). Приказом от 20.01.2022 № 296/1 утверждено Положение о конкурсе и учреждена стипендия имени А. Н. Павленко (СПбГУ объявляет конкурс научных и социальных проектов имени Андрея Павленко).
Как отметил проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич, конкурс проводится среди обучающихся СПбГУ всех направлений подготовки и уровней обучения вне зависимости от формы и основы обучения для привлечения внимания к гуманистическим идеям сохранения физического, психического и социального здоровья человека и посвящается памяти Андрея Николаевича Павленко — выдающегося гуманиста, хирурга-онколога и руководителя центра онкологии Клиники высоких медицинских технологий имени Н. И. Пирогова СПбГУ, ушедшего из жизни в 2020 году после продолжительной борьбы с онкологическим заболеванием.
Для участия в конкурсе могут быть поданы заявки о поддержке проектов, которые авторы еще планируют начать после завершения конкурса, или заявки о поддержке проектов, которые находятся в стадии реализации, а также заявки о поощрении исполнителей реализованных проектов, которые были завершены не ранее года, предшествующего году окончания срока подачи заявок на соответствующий конкурс.
Конкурсный проект может быть выполнен как в одной научной области, так и в рамках междисциплинарного подхода.
Конкурс проводится в следующих номинациях:
- современные исследования в определенной сфере (научный проект)
- прикладные исследования в определенной области (научный проект)
- технологии продвижения профилактической информации о заболеваниях / угрозах здоровью (социальный проект)
- улучшение качества жизни и сохранение здоровья человека (социальный проект)
Авторы заявок-победителей и заявок-призеров конкурса в каждой номинации награждаются дипломами и памятными подарками. Авторам заявок-победителей конкурса назначается стипендия имени А. Н. Павленко в размере 15000 рублей в месяц (в равных долях на всех обучающихся-соавторов, вошедших в авторский коллектив, или в полном размере на единственного автора) на срок с 1 сентября по 30 июня в пределах одного учебного года, в котором объявлены результаты конкурса. Стипендия за период с 1 сентября соответствующего учебного года по месяц, в котором объявлены результаты конкурса, выплачивается единовременно.
В 2021/22 учебном году конкурс планируется провести в период с 1 февраля по 8 апреля. Подробная информация о конкурсе размещена на портале Университета. Заявки на участие в конкурсе будут приниматься с 1 февраля по 13 марта через специальную онлайн-форму на портале СПбГУ.
Оценка уровня готовности технологии, созданной при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
19 января в СПбГУ издан приказ № 241/1 «Об оценке уровня готовности технологии, созданной при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ». Как объяснил проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев, в соответствии с этим локальным актом руководителям незавершенных проектов научно-исследовательских работ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при заполнении информации по проектам на портале Pure СПбГУ необходимо указывать уровень технологической готовности результатов НИР / НИОКР.
На сегодняшний день в России и во всем мире для оценки уровня готовности технологии, созданной при выполнении НИР и НИОКР, используют девятиуровневую шкалу УГТ (TRL, Technology Readiness Level). Соотнесение с конкретным уровнем готовности технологии позволяет увидеть, насколько далеко продвинулась разработка по отношению к конечному продукту — полноценному промышленному образцу, а также помогает оценить возможные риски для всех участников процесса (исполнителя, партнера-соисполнителя, заказчика / технологического партнера). Практически все крупные корпорации в России и мире используют эту оценку TRL в своей деятельности.
Учет в СПбГУ оценки уровня готовности технологии позволит при формировании пакета документов о компетенциях СПбГУ в той или иной обрасти продемонстрировать потенциальному заказчику имеющийся опыт в части прикладных исследований и уровень готовности разработанных СПбГУ технологий.
С. В. Микушев отдельно отметил: уже сейчас многие фонды и программы поддержки научно-технологических разработок, реализуемые институтами инновационного развития, используют значения шкалы УГТ в качестве индикатора, чтобы лучше позиционировать и рейтинговать предлагаемые к поддержке проекты, либо в качестве одного из критериев для участия в конкурсах. К примеру, в одном из конкурсов, проводимых Российским фондом развития информационных технологий, на выделение грантов, направленных на внедрение отечественных продуктов, сервисов и платформенных решений, созданных на базе «сквозных» цифровых технологий, могли участвовать проекты, текущий уровень развития технологии предлагаемых решений которых был не ниже УГТ7.
Обращено внимание на необходимость внесения сведений о достигнутом УГТ в Pure СПбГУ руководителями завершенных проектов в течение пяти рабочих дней с даты утверждения акта приемки работ.
Меры поддержки аспирантов
В Программе развития СПбГУ уделяется внимание развитию кадрового потенциала и поддержке молодых ученых (в частности, аспирантов). С предложениями по поддержке аспирантов обратился 5 января профессор Владимир Моисеевич Шабаев. Проанализировав существующую ситуацию, ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев принял решение о выделении 30 квартир в Петродворцовом районе в качестве служебного жилья для аспирантов.
По поручению ректора проректор по научной работе Сергей Владимирович Микушев 19 января провел обсуждение с председателями научных комиссий, деканами и директорами подразделений, находящихся в Петродворцовом районе. Обсуждалось два вопроса: предложения по критериям отбора молодых ученых и аспирантов для предоставления служебного жилья, а также предложения по поддержке молодых кадров. Идет работа по подготовке приказа о предоставлении служебного жилья для аспирантов.
На совещании подчеркивалось: служебное жилье — серьезная поддержка для аспирантов. Совместными усилиями нужно выработать эффективное решение для того, чтобы привлечь наиболее перспективных молодых ученых в аспирантуру Университета. А для этого — ответить на вопросы: по каким критериям отбирать аспирантов для предоставления служебного жилья; на каких условиях и на какой срок предоставлять служебную квартиру. Проект приказа будет направлен директорам и деканам для внесения предложений по его корректировке.
Центр аналитики динамических процессов и систем СПбГУ
В целях развития научно-образовательной среды по вопросам разработки и применения новых математических методов и программных средств в области математического моделирования и оптимизации логистических процессов и систем в 2011 году был создан центр интеллектуальной логистики, научным руководителем которого был утвержден профессор Виктор Васильевич Захаров.
Как рассказал проректор по организации работы с персоналом Владимир Валерьевич Еремеев, за это время в центре были выполнены разные научно-исследовательские и образовательные проекты. В частности, большой резонанс в обществе и средствах массовой информации получили исследования ученых центра интеллектуальной логистики по моделированию и прогнозированию динамики распространения коронавируса, результатом которых явилось создание новой математической модели эпидемии нового вируса, демонстрирующей высокую эффективность получаемых прогнозов (Математики СПбГУ разработали новую модель прогнозирования эпидемий и узнали, когда ждать второго пика COVID-19, Эксперт: в России ежедневный прирост пациентов с ковидом к 1 февраля может достичь 65 тыс., Математики дали новый прогноз по заболеваемости COVID-19).
Основа успешной работы центра — фундаментальные и практические результаты многолетних исследований ученых коллектива факультета ПМ-ПУ в области моделирования и оптимизации управляемых, в том числе конфликтно-управляемых, динамических процессов и систем различного назначения. Эта деятельность на протяжении многих лет получала и получает поддержку как СПбГУ, так и российских научных фондов.
В целях дальнейшего совершенствования и развития экспертной и аналитической деятельности СПбГУ ректором принято решение создать в структуре Университета центр аналитики динамических процессов и систем. Название центра, по мнению его научного руководителя профессора В. В. Захарова, больше соответствует тематике и кругу тех задач, решением которых в дальнейшем планируют заняться ученые.
Благодарность помощника президента Российской Федерации А. А. Фурсенко
На ректорском совещании было объявлено, что из администрации президента Российской Федерации поступило письмо за подписью помощника президента РФ А. А. Фурсенко, в котором выражается благодарность первому заместителю декана экономического факультета Виктору Олеговичу Титову за большой личный вклад в реализацию мероприятий Года науки и технологий в Российской Федерации и активное участие в деятельности координационного совета по делам молодежи в научной и образовательных сферах совета при президенте РФ по науке и образованию.
В письме отмечается личный вклад Виктора Олеговича Титова в успешную реализацию ключевых мероприятий Года науки и образования в РФ (таких, как конгресс молодых ученых) и высказано пожелание новых успехов, масштабных проектов и достижений.
Участники ректорского совещания поздравили коллегу с заслуженным успехом.
Организация работы по оформлению, регистрации, хранению и передаче протоколов совещаний на архивное хранение в фонд Объединенного архива СПбГУ
Документы Санкт-Петербургского государственного университета являются источником комплектования Архивного фонда Российской Федерации. Одним из видов документов, имеющих постоянный срок хранения, являются протоколы заседаний и встреч должностных лиц Университета, директоров и деканов учебно-научных подразделений, руководителей структурных подразделений, председателей совещательных (коллегиальных), научных, экспертных, методических, консультативных и других органов, созданных в СПбГУ (либо при СПбГУ).
Начальник Организационного управления Лаура Ефимовна Усеинова напомнила, что в целях организации работы по оформлению, регистрации, обеспечению хранения и передачи протоколов на архивное хранение в фонд Объединенного архива и закрепления ответственных за эту работу издан приказ от 26.01.2022 № 473/1 «Об организации работы по оформлению, регистрации, хранению и передачe протоколов совещаний на архивное хранение в фонд Объединенного архива СПбГУ». Приказ и методические рекомендации, в соответствии с которыми необходимо оформлять протоколы встреч и совещаний, направлены всем руководителям по системе электронного документооборота СЭДД «Дело».
О проведении III Зимней школы перевода в СПбГУ
27-29 января в СПбГУ прошла III Зимняя школа перевода. В течение трех дней 1200 участников школы из 39 стран посетили в дистанционном формате цикл ежедневных лекций, мастер-классов и тренингов, на которых они смогли актуализировать свои знания в предметной области, а также расширить навыки в разных аспектах перевода. Два года назад в первой школе перевода приняли участие 400 слушателей.
Как рассказала декан факультета иностранных языков Светлана Юрьевна Рубцова, работа школы была организована в рамках 14 секций в разных языковых группах: английской, итальянской, испанской, немецкой, болгарской, нидерландской, португальской, китайской, турецкой и других. Их модерировали преподаватели не только факультета иностранных языков, но и других учебно-научных подразделений: филологического и восточного факультетов. В качестве докладчиков были приглашены известные теоретики и практики перевода, которые внесли значительный вклад в развитие отрасли. В июле 2022 года будет проводиться III Летняя школа перевода (в ней по традиции примут участие преподаватели Института когнитивных исследований).
На совещании отметили феномен коллективного существования в Университете. Прежде, когда в течение нескольких десятилетий преподаватели иностранных языков работали в составе коллектива филологического факультета, такие мероприятия не проводились. А теперь для организации этой школы перевода объединили усилия научно-педагогические работники различных учебно-научных подразделений СПбГУ.