Коридор здания Двенадцати коллегий: из XVIII века — в наши дни
Один из главных символов Санкт‑Петербургского университета — коридор здания Двенадцати коллегий, который считается самым длинным университетским коридором в мире: его длина составляет почти 270 метров. Но таким, каким его видят сегодняшние студенты, он был не всегда. Предлагаем погрузиться в историю одного из старейших дворцов города и его знаменитой галереи.
Здание правительственное и университетское
Строительство здания Двенадцати коллегий началось в 1722 году по проекту первого архитектора Санкт‑Петербурга Доменико Трезини. Оно должно было стать частью административного квартала, задуманного Петром I на Васильевском острове, и предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий — высших органов государственного управления России, учрежденных в 1718 году вместо устаревших приказов. Здание представляло собой двенадцать одинаковых по размерам и архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой общими стенами. В XVIII веке каждый из них имел свой отдельный вход и собственную крышу, проходов между ними не было. Архитектура здания отражала самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчеркивала их взаимосвязь при решении государственных задач.
Комплекс растянулся почти на 400 метров вдоль канала, находившегося на месте современной Менделеевской линии, который был создан для осушения прилегающей территории и закопан в конце XVIII века. Саму линию в те времена называли Коллежской. По замыслу Петра I центр Петербурга должен был разместиться на Васильевском острове, а его восточный мыс ― стрелка — должен был стать главной городской площадью, поэтому парадный фасад здания Двенадцати коллегий обращен в эту сторону.
Интересно, что в то время в здании Двенадцати коллегий размещались не только высшие органы государственного управления: под аркадой на первом этаже по восточному фасаду располагались торговые ряды и лавки. В глубине здания за ними находились «каморы для архивов».
По западному фасаду со стороны двора была сооружена открытая двухэтажная галерея. Такие галереи были характерны для итальянской архитектуры, они защищали от жаркого солнца или дождя и служили местом для прогулок. Ее возведение в 1738‑1741 годы завершило формирование первоначального облика здания Двенадцати коллегий.
Однако административный квартал на Васильевском острове не сформировался. Коллегии постепенно были перемещены в другие помещения, а здание было передано под нужды Санкт‑Петербургского университета. Именно тогда был застеклен второй этаж ― так образовался знаменитый университетский коридор с венецианскими окнами, протянувшийся на 392,7 метра, почти во всю длину здания. Он объединил двенадцать разрозненных корпусов в единое целое, создав возможность внутреннего сообщения между ними.
В XIX ― начале XX века, когда все четыре факультета (физико‑математический, юридический, историко‑филологический, факультет восточных языков) находились в одном здании, коридор становится сосредоточием всей университетской жизни. Сюда выходило большинство аудиторий, поэтому он всегда был полон студентов. Здесь вывешивались всевозможные объявления, устраивались студенческие сходки. В перерывах между занятиями по коридору прогуливались универсанты, а многочисленные землячества выставляли свои столы и устраивали различные мероприятия.
По стороне, противоположной от окон, были установлены специально заказанные книжные шкафы, в которых разместилась часть книжных богатств университетской библиотеки, обустроенной в северной части здания Двенадцати коллегий, и установлены дровяные печи для отопления.
Университет в годы войны
Великая Отечественная война оставила след на многих домах и памятниках Ленинграда, не обошла она стороной и Университет. После падения в 1942 году неразорвавшейся фугасной бомбы воздушной волной были выбиты 102 окна в здании Двенадцати коллегий. Снег попадал в помещения Научной библиотеки имени М. Горького, и книги оказались покрыты льдом. Как впоследствии отметил в докладе директор библиотеки Осип Вайнштейн, отсутствие отопления и освещения в книгохранилищах, покосившиеся от взрывной волны ряды стеллажей, пронизывающий холод и сырость совершенно парализовали жизнь в библиотеке, которая окончательно замерла в связи с огромной заболеваемостью и смертностью работников.
«К началу 1942 года из 104 штатных работников в библиотеке осталось семь человек, которые оказались среди груды книг, оставшихся в различных стадиях незаконченной обработки, лежавших в беспорядке на столах выбывших сотрудников. Все это, перемешанное с возвращенной и не разобранной литературой, представляло картину полного хаоса», — рассказывал директор Научной библиотеки ЛГУ Осип Вайнштейн.
Не меньший хаос царил и в университетском коридоре, где в разбухших от сырости шкафах виднелись примерзшие друг к другу книги и журналы, покрытые плесенью. «В главном коридоре Университета вода попадала в шкафы с книгами через дырявые крыши, пробитые осколками от рвущихся снарядов, не только немецких, но и от наших зенитных батарей, — вспоминала библиотекарь Людмила Петрова (Шерцер). — Они стояли напротив Университета на набережной Невы и на кораблях, на многих военных объектах. В спасении книг принимали участие все сотрудники библиотеки, несмотря на то, что находились в очень тяжелом физическом состоянии от истощения и холода».
Об истории спасения книг вы можете узнать в электронной версии выставки «Научная библиотека Ленинградского университета в годы Великой Отечественной войны и блокады». А здесь можно ознакомиться с оцифрованной Книгой памяти, включающей наиболее полный свод документов того времени и фотографий.
Библиотекари закрывали выбитые окна фанерой, выносили книги из затопленных и пострадавших от обстрелов хранилищ здания Двенадцати коллегий. Помимо этого, им потребовалось освободить 22 шкафа университетского коридора, которые из‑за протекающего потолка находились под угрозой. Книги приходилось осторожно выдергивать железным колом, отделять друг от друга переплеты и скалывать кусочки льда. После этого они были перенесены и расставлены на столах и скамьях в помещениях бывшего биологического факультета. Таким образом, в основной своей части книжный фонд был спасен.
Галерея великих ученых и исторических деятелей
После возвращения из эвакуации универсанты в 1944 году принялись восстанавливать alma mater, стараясь сделать ее еще лучше и красивее. В конце 1946 — начале 1947 года по предложению ректора ЛГУ Александра Вознесенского и при активном участии проректора по научной работе Юрия Полянского в коридоре здания Двенадцати коллегий была создана мемориальная галерея выдающихся деятелей науки и культуры, которые были выпускниками или профессорами Университета. В мастерских ленинградского отделения Художественного фонда СССР по заказу ЛГУ были созданы 51 портрет, 12 статуй и восемь бюстов, изготовленных из гипса с имитацией мрамора. В дальнейшем, в 2005 году по инициативе Музея истории СПбГУ были подготовлены краткие жизнеописания каждого из представленных деятелей с переводом на английский язык, а в экспозицию были включены новые портреты, выполненные художником Петром Игнатьевым.
В 1947 году торцовую стену в южной части коридора украсило живописное полотно «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете». Картина была выполнена специально для этого места по заказу ЛГУ народным художником СССР Виктором Орешниковым. Она находилась там на протяжении почти 40 лет, но в начале 1990‑х годов была направлена на реставрацию. Сегодня ее можно увидеть в библиотеке юридического факультета СПбГУ.
В 1994 году к 270‑летнему юбилею Санкт‑Петербургского университета для коридора здания Двенадцати коллегий была заказана новая картина — «Университету — быть!», которая изображает момент подписания Петром I указа об учреждении Академии наук и Университета в 1724 году. Историческое полотно написала петербургская художница Лидия Давиденкова. Ее научным консультантом выступил профессор СПбГУ Юрий Марголис, которому в соавторстве с профессором Григорием Тишкиным принадлежит приоритет установления даты основания Академического университета и документальное доказательство того, что университетская деятельность в Петербурге не прерывалась.
Близко знавшие Юрия Марголиса и Григория Тишкина отмечали, что из уважения к их научным заслугам, а также в благодарность за помощь и советы при создании полотна художница запечатлела на картине их черты. В очертании фигуры Петра I угадывается силуэт Григория Алексеевича, а в сенаторе, изображенном в зеленом камзоле и сидящем напротив императора, — облик Юрия Давидовича Марголиса.
Из статьи «Два живописных полотна в истории Санкт‑Петербургского университета» (О. Б. Вахромеева, Т. Е. Сохор)
Реконструкция коридора
За период с 1990 по 2010 год в каждом здании Университета были проведены незаконные перепланировки, причем во многих случаях затронуты несущие конструкции. Они проводились без требуемых проектных решений и согласований, в том числе в здании Двенадцати коллегий, которое является объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Его охранный статус предполагает, что любые ремонтные работы должны быть согласованы с Комитетом по использованию и охране памятников (КГИОП).
Тем не менее за эти годы в здании были проведены 162 фактические перепланировки и изменения, из них 64 — на несущих конструкциях. Незаконно, без разрешительной документации были надстроены дополнительные этажи мансард, а также значительно сокращен знаменитый коридор второго этажа.
Несанкционированные перепланировки и реконструкции помещений в зданиях Университета
Спустя несколько лет историческая справедливость была восстановлена. В результате ремонта, который был проведен в 2013 году, длина коридора увеличилась почти на девять с половиной метров и приблизилась к первоначальной величине. Сегодня она составляет 269,2 метра.
Увидеть самый длинный университетский коридор мира вы можете на виртуальной экскурсии по зданию Двенадцати коллегий, а также в лекции‑экскурсии, записанной Российским обществом «Знание».