«Хороший преподаватель — это величайшая ценность». Памяти Вадима Семеновича Прохорова
В ноябре исполнилось бы 60 лет с момента начала работы Вадима Семеновича Прохорова в Университете: в 1960 году после окончания аспирантуры он остался работать ассистентом на кафедре уголовного права, потом стал преподавателем, защитил кандидатскую, докторскую диссертации, получил звание профессора, заслуженного юриста РФ, возглавлял факультет.
Началось все в 1949 году, когда Вадим Семенович был еще абитуриентом. Вот что он сам рассказывал о своем поступлении в ЛГУ: «Шел экзамен — последний, решающий экзамен. Ситуация сложилась так: либо пять, либо я не поступаю на юридический факультет. Экзамен — многим трудно поверить — по географии. Последний вопрос — тундра. Прекрасно. Тундра так тундра. Значит, ваш покорный слуга рассказывает про оленей, которые бегают по тундре, о том, что они едят очень вкусный мох под названием ягель, готов повествовать про Северный морской путь и даже про зимовку папанинцев, если это было бы нужно. И вдруг вопрос: "А где находится самое крупное полиметаллическое месторождение в Советском Союзе?" Полиметаллическое — где? Ну конечно, где, никаких сомнений — на Урале. С подозрением, что раз у меня тундра, то речь идет о Северном Урале. "Нет, — говорят мне, — неверно". Ну, этого я не ожидал. Значит, мучительные воспоминания, откуда-то из глубины памяти выплывает — Горный Алтай. Горный Алтай, концессия, Риддер. О чем я и сообщаю свою мысль. Вижу, он с любопытством, если не с уважением поглядел на меня и сказал: "Нет, неверно". И тогда я говорю: "Не знаю". И он мне объяснил, где это месторождение. Объяснил, почему я не знаю, поставил пять, и я поступил на юридический факультет».
Поступить на юридический факультет СПбГУ всегда считалось престижным. И 30 лет назад студенческая молва приписывала этому факультету особый, «несоветский» уровень образования.
Вадим Семенович Прохоров в интервью журналу СПбГУ, 1997 год
Студенческая жизнь Вадима Семеновича началась в эпоху трагических сороковых годов, только что закончившейся войны. Это было время израненных преподавателей и студентов — вместе с молодыми ребятами на студенческую скамью сели те, кто еще несколько лет назад защищал Родину на фронте. Вспоминая это время, профессор рассказывал: «Амфитеатр, уходящий к потолку. Длинные черные ряды скамеек, иначе не назовешь это. По нынешним временам — маленькая аудитория. Как туда влезало двести с лишним человек студентов, трудно сказать. Сидели плечом к плечу. Но не это главное, а главное, что там, возле кафедры профессора, стоял отдельный столик. А за столик садился всякий раз Виктор Соловьев. Кто-то из ребят доставал у него из сумки чернильницу и отвертывал ее крышку, кто-то раскрывал пенал, и Витька Соловьев начинал записывать лекцию, которую читали. У него, как и у Каска, не было рук. Но у Каска не было кистей рук. А у него не было рук совсем. Он записывал лекции. Он записывал их, держа во рту деревянную ручку, или, как в Ленинграде говорили, вставочку. Обмакивал ее в чернила и конспектировал лекции. И так — каждый раз».
Мой научный руководитель профессор Прохоров не раз говорил мне, что выступление перед студентами, да и любое выступление вообще, должно быть в первую очередь искренним.
Ректор СПбГУ Николай Кропачев в интервью газете «Коммерсант», 2017 год
Говоря о своих любимых преподавателях, Вадим Семенович упоминал, например, блестящего лектора Олимпиада Соломоновича Иоффе, который «был талантливым человеком», умел «держать аудиторию», мог во время лекции и пошутить, а лекции его порой оканчивались аплодисментами. Потом, уже сам в качестве преподавателя, читая лекции, Вадим Семенович увидел с другой стороны, как студенты выбирают любимого преподавателя: «Хороший преподаватель — это величайшая ценность. Студенты не знают, по крайней мере, поначалу, кто там самый умный и кто очень много пишет. Но студенческое общественное мнение с самого начала четко и ясно дифференцирует нас, преподавателей, на тех, кто умеет читать лекции, кого можно слушать, и того, кто, увы, выполняет это, ну, так скажем...»
Вадим Семенович всегда говорил, что хороший студент декана даже в лицо знать не должен, если он не круглый отличник и не двоечник.
Доцент СПбГУ Наталья Шатихина в интервью журналу СПбГУ, 2010 год
Именно такой ценностью, любимым лектором, преподавателем многие поколения выдающихся юристов, выпускников Университета, бывшие ученики называли Прохорова. Роль университетского профессора была для него самой любимой и важной. Он говорил: «Поверьте, нет для меня ничего более высокого, наиболее высокой формы самоутверждения, чем войти в студенческую аудиторию, подойти к кафедре, начать говорить и увидеть, как замирает зал, слушая тебя. Ничего, на мой взгляд, благодарнее этой роли быть не может».
В 2014 году Вадим Семенович Прохоров на заседании Ученого совета СПбГУ говорил о стратегии развития юридического факультета, о современных на тот момент методиках преподавания, об особенностях университетского образования. Подводя итоги своего выступления, профессор сказал: «Пройдут годы, снова соберется коллектив юридического факультета, его Ученый совет, и наши дни станут для них историей. А мы, современники сегодняшние, можем смело смотреть в будущее и сказать: "Нам нечего стыдиться. Это была чистая и честная история"».