Грамматика 4.0: какое будущее ждет русский язык?
В Санкт-Петербургском университете прошел международный симпозиум «Русская грамматика: структурная организация языка и процессы языкового функционирования».
Ведущие ученые-лингвисты, педагоги и юристы обсудили перспективы создания новой грамматики русского языка, вопросы регулирования русского языка как государственного, а также результаты последних исследований, основанных на принципе взаимной обусловленности грамматических явлений.
Симпозиум в СПбГУ стал третьим событием в тематической серии международных научных встреч после симпозиума «Русская грамматика 4.0» (Институт русского языка имени А. С. Пушкина, Москва, 2016) и конференции «Русская грамматика: описание, преподавание, тестирование» (Хельсинский университет, Хельсинки, 2017).
Ректор СПбГУ профессор Николай Кропачев в приветственном слове отметил, что сегодня Университет уделяет пристальное внимание вопросам функционирования русского языка и в эту работу включены не только филологи и лингвисты, но и юристы, психологи, политологи, программисты. Это обеспечивает комплексный подход к исследованиям проблем, которые требуют решения не только в научной среде, а на государственном уровне.
Николай Михайлович подчеркнул, что, с точки зрения решения государственных задач, необходимо создать единое языковое пространство для обеспечения взаимопонимания между носителями русского языка как в России, так и за рубежом. Ни для одной сферы деятельности сегодня законодательно не закреплены нормы русского языка как государственного — ни в судебной системе, ни в медицине, ни в СМИ и рекламе, ни в делопроизводстве и других. «Я уверен, что этот симпозиум станет очередным шагом на пути к выстраиванию нашего общего дома взаимопонимания», — выразил надежду ректор СПбГУ.
XX век дал русскому языку три грамматики. И перед нами сегодня стоит проблема: какой будет следующая грамматика нового века.
Почетный профессор СПбГУ Кира Рогова
Кира Анатольевна рассказала, что в 2010 году была проведена экспертиза изданной в 1980 году «Академической грамматики», которая установила, что она в большинстве своем соответствует современным реалиям русского языка. Тем не менее, несмотря на положительную оценку профессионального сообщества, сегодня перед филологами появляется множество новых задач: расширились рамки языкового употребления, появился феномен многоязычия российского населения, изменяется практика преподавания русского языка в школах и русского как иностранного в вузах. Все это заставляет шире взглянуть на язык, выйти за пределы его четко регламентированного представления, считает Кира Рогова.
Последней действующей грамматикой русского языка считается двухтомная академическая описательная и нормативная грамматика русского языка («Академическая грамматика — 80») под редакцией Н. Ю. Шведовой. В 2005 году она была переиздана с дополнениями Институтом русского языка имени В. В. Виноградова РАН. До этого академические грамматики выходили в 1950 году и в 1970 году.
В своем пленарном докладе профессор Кира Рогова представила доклад, посвященный выбору подхода, который мог бы лечь в основу новой грамматики. Ученый отметила, что с появлением «Грамматики-80» произошел поворот в сторону семантики — раздела лингвистики, изучающего смысловое значение единиц языка. Ранее известные лингвисты уже обращали внимание на важность семантического анализа грамматических структур, поделилась эксперт.
Вся грамматика в целом, фактически со всеми ее разделами, мыслится не как учение о формах, а как сложная система соответствий между смыслами, составляющими содержание речи, и внешними формами выражения этих смыслов, их формальными показателями.
Профессор Петербургского университета Лев Владимирович Щерба (1880–1944)
Кира Анатольевна отметила, что перед новой грамматикой будут стоять две основные задачи. Во-первых, она должна будет носить семантико-ориентированный характер, а во-вторых, соединять системный и текстовый анализ языкового материала. Профессор отметила, что особую роль в грамматической семантике сегодня занимает категория дискурса: многие ученые даже предлагают включить ее в традиционную систему языковых средств. Кира Рогова представила трактовку понятия «дискурс» как рассмотрение целеполагания в речи и исполнение соответствующих задач языковыми средствами. Такой поворот в лингвистике характеризует выход на первый план смысловой, содержательной стороны языка, уверена профессор Рогова. Встает закономерный вопрос: как отразить влияние дискурса на грамматическую семантику? Ответом на него может стать разработка модулей для новой грамматики, посвященных историко-культурным аспектам развития языка, функциональным стилям речи, устной разговорной речи. В любом случае устройство и концепция грамматики в дальнейшем должны быть серьезно обдуманы русистами.
На пленарном заседании симпозиума с докладом также выступил декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов. Он рассказал о роли грамматики в обеспечении функционирования русского языка как государственного. Сергей Александрович привел несколько примеров из судебной практики, когда языковая вариативность и отсутствие общепринятой нормы существенно повлияли на принятие решения суда.
Нередко в жизни встречаются ситуации, когда от интерпретации формулировки документа может зависеть судьба человека.
Декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов
Спикер затронул тему распада русского языка на социолекты — диалекты и жаргоны отдельных специальных групп. Для решения этой проблемы не достаточно усилий лингвистов — к этой работе должны подключиться юристы и законодатели.
ФЗ «О государственном языке в Российской Федерации» от 2005 года требует, чтобы при использовании языка как государственного соблюдались нормы современного русского литературного языка. Более конкретных требований закон не устанавливает.
Эксперт сообщил, что, согласно постановлению Правительства РФ, Министерство образования и науки получило право определять список грамматик, справочников и словарей, устанавливающих нормы современного русского литературного языка при его использовании как государственного. Минобрнауки утвердило такой перечень в 2009 году. Впрочем, список нельзя назвать идеальным, считает Сергей Белов. Во-первых, не все издания в нем можно назвать действительно авторитетными, а во-вторых, они не выполняют своей основной функции — не фиксируют норму, которую можно считать общеупотребительной. Дополнительной сложностью является и то, что некоторые из справочников трудно использовать нелингвистам.
Вторая часть постановления Правительства дала возможность Минобрнауки определять правила орфографии и пунктуации. Последними же утвержденными на государственном уровне нормами считаются «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года. «Де-юре приходится ссылаться на правила 60-летней давности, поскольку никакие другие правила не имеют официального статуса», — пояснил Сергей Александрович.
Сергей Александрович подчеркнул, что к правилам русского языка должны предъявляться те же требования, что и к нормативным актам, — определенность, ясность, понятность и недвусмысленность. Правовые акты, которые нарушают данные требования, считаются неконституционными в силу того, что они могут быть интерпретированы по-разному, а значит, нарушают принцип равенства перед законом, прокомментировал спикер.
Также в рамках пленарной сессии выступили профессор СПбГУ Вадим Касевич с докладом об интегральном описании языка, профессор СПбГУ и ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН Андрей Соболев, рассказавший о том, как славянское языкознание может войти в новую грамматику, а также профессор СПбГУ, заведующая отделом теории грамматики ИЛИ РАН Мария Воейкова, представившая результаты исследования по усвоению русской грамматики детьми.
О переходных явлениях в системе языка и проблемах их грамматического описания рассказала директор центра грамматических исследований Института русского языка имени В. В. Виноградова РАН Галина Кустова. Доклад об изменениях в языковой картине мира в аспекте грамматики подставил доцент МГУ Федор Панков.
Организаторами симпозиума выступили Санкт-Петербургский государственный университет, Министерство образования и науки РФ, Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) и Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ).