Елена Казакова: «Я бы сегодня боролась за тех, кто еще готов читать»

Директор Института педагогики СПбГУ доктор педагогических наук, профессор Елена Казакова рассказала о том, как изменилась культура чтения россиян, какие текстовые форматы востребованы сегодня и что обязательно стоит учесть при разработке стратегии государственной политики в этой сфере.

О чтении

На мой взгляд, всех читающих россиян можно разделить на три условные группы. Есть те, кто, например, несколько часов стоял в очереди, чтобы войти на выставку нон-фикшн литературы. Есть люди, которые читают изредка, и те, кто никогда не берет в руки книгу для получения удовольствия. Я бы сегодня боролась за тех, кто еще готов читать, но боролась не упреками, а созданием и продвижением модных трендов и событий, связанных с литературой.

В эпоху стремительного распространения информации важно уметь находить «свои» книги, сайты, блоги. Техника всегда одна — искать проводника, консультанта, который посоветует, что обязательно прочитать, а что можно и пропустить. Конечно, надо развивать и собственный вкус, критическое мышление.

Ориентироваться в мире книг позволяют и библиотеки, которые сегодня занимаются не только выдачей и хранением изданий. В современной библиотеке можно читать, говорить о прочитанном, купить книгу, посетить мастер-класс, квест или выставку. Библиотека стала важной площадкой и для начинающих писателей, именно здесь они могут встретить своего читателя, узнать, где, например, можно напечатать свою книгу.

О новых форматах

Книжная политика регионов — это стратегия по реализации главной цели: сделать так, чтобы жители региона больше читали. Оценить достижение этой цели можно по следующим критериям: достаточно ли в регионе книжных магазинов, удовлетворен ли спрос населения на книги, сколько работает библиотек в регионе, много ли проходит событий, связанных с литературой и чтением, и другое.

Современный текст стал другим, в первую очередь изменилась его традиционная форма. Текст новой природы — это произведение, в котором мысль выражена не только вербально, но и с помощью различных техник и приемов выразительности: от гипертекста, инфографики, скетчей до кодов и иных форм сжатия, включая дополненную реальность. Для того чтобы создать такой текст, надо воспользоваться одним из двух способов: написать его, а потом перевести в новую форму или сразу работать с новыми формами.

Тексты новой природы нередко создают в формате сторителлинга, который популярен во всем мире. Однако этот формат вызывает трудности у тех, кому нечего сказать: текст превращается в скучный и наполненный лишней или повторяющейся информацией.

О государственной политике

В ноябре прошел VII Санкт-Петербургский международный культурный форум, где по итогам секции «Литература и чтение» эксперты сформулировали ряд рекомендаций по развитию литературы и чтения на государственном уровне. По итогам всероссийского конкурса «Самый читающий регион» победителем этого года стала Иркутская область, а лауреатами — Волгоградская, Ленинградская и Московская области. Главам, чьи регионы не вошли в список финалистов конкурса, эксперты порекомендовали обратить внимание на этот факт и активнее развивать книжную политику. Кроме того, эксперты форума пришли к выводу, что необходимо создать методические рекомендации для книжной политики в регионах. Общий стандарт, по мнению специалистов, позволит повысить уровень чтения, развития книжной инфраструктуры и культуры. В перспективе методические рекомендации должны отразиться и на преподавании литературы в школе.