Доцент СПбГУ Александр Львов — победитель конкурса «Лига лекторов — 2022»

Конкурс «Лига лекторов» проводится Российским обществом «Знание» второй год. В этом сезоне количество участников конкурса резко возросло и составило более 5000 человек из 378 городов России. В финал вышли 100 человек, 12 из которых — представители Санкт-Петербурга.

Победители второго сезона «Лиги лекторов» получили специальную награду конкурса — 2,5-килограммовый шунгитовый куб, символизирующий весомый вклад лектора в дело просвещения. Также 50 победителей второго сезона получат поддержку общества «Знание» в развитии своих просветительских проектов, возможность выступать на лучших площадках страны в рамках просветительских мероприятий «Знания» и доступ к обучающей программе общества.

Доцент СПбГУ Александр Львов (кафедра философской антропологии) принимал участие и в первом, и во втором сезоне. В этом году он стал победителем — единственным академическим философом, вышедшим в финал конкурса.

Просветительские задачи общества «Знание» нацелены на выявление тех потенциальных лекторов, которые умеют и могут рассказывать просто о сложном, независимо от конкретной сферы их деятельности. Поэтому в конкурсе принимают участие все больше и больше представителей не только академического и педагогического сообщества, но и бизнесменов, предпринимателей, менеджеров, людей искусства и т. п. В этом году возраст участников конкурса, по сведениям организаторов, был от 18 до 88 лет.

Тема, которую выбрал для публичной лекции в финале Александр Львов, — «Человек и Вселенная лицом к друг другу».

«Я развивал классический тезис Леви-Стросса о том, что способы объяснения окружающего мира человека с мифологическим мышлением и человека с научным мышлением одинаково для них достоверны и одинаково для них хороши. И отличается не то, как они это делают, а то каков мир перед ними. Я иллюстрировал это на примере архетипического сюжета „древа мира“ в разных традициях — Иггдрасиль в скандинавских мифах или крест, на котором был распят Христос, в христианстве, или идея возникновения варн в индийской традиции, или идея микрокосма и макрокосма в ренессансной философии. Я рассматривал это и показывал, что в принципе это представление о мире как соотношение высшего и низшего, профанного и сакрального, объединяющего миры, — оно характерно и для современной спирали времени, который объединяет все, начиная от Большого взрыва и заканчивая появлением человека, развитием культуры и так далее, — рассказал Александр Александрович. — Мне кажется, это была довольно успешная презентация, потому что с учетом неподготовленности публики (по условиям конкурса) мне удалось построить лекцию с привлечением обширного иллюстративного материала, с в принципе узнаваемыми сюжетами, но раскрывающими, может быть, известную и понятную проблему с иного ракурса. Получился некоторый трюк, фокус — аудитории это обычно нравится. Всегда интересно, когда лектор убеждает сначала аудиторию в одном, а под конец развеивает эти убеждения и утверждает, что все ровно наоборот».

Очень хорошо в лекции использовать презентацию, потому что это позволяет подтвердить свои компетенции — технические навыки (не просто ораторские, но и некоторые педагогические, то, как ты иллюстрируешь свой рассказ, как ты сопровождаешь свою речь определенным «раздаточным» материалом).

Александр Львов считает, что сегодня недостаточно просто прочитать лекцию, обсудить со студентами какие-то тексты. Нужно создавать интерактивные образовательные пространства, в которых бы и студенты, и преподаватели могли бы чувствовать себя творчески свободными. Для гуманитариев это необходимо. И было бы очень полезно время от времени проводить мастер-классы по созданию презентаций как для студентов, так и для преподавателей. Ученым, исследователям крайне важно владеть навыками построения хорошей презентации как для грантовой деятельности, так и для просветительской работы.

В качестве иллюстрации такой необходимости он привел известную шутку Дэниэла Деннета: «Когда я прихожу на вечеринки, там всегда бывает много народу, все разговаривают, рассказывают, кто чем занимается. Когда узнают, что я ученый, от меня отходит треть участников, когда узнают, что я философ, отходит вторая треть, а когда они узнают, что я занимаюсь философией сознания, я остаюсь один».

Некоторый стереотип, кто такой философ: это такой человек в бочке, не очень состоятельный, ничего не умеет делать, он только философствует, то есть этим может заниматься любой. Хотя это совершенно не так.

Доценту Львову также приходилось сталкиваться с подобными стереотипами при модерации онлайн-курсов, встречах с неподготовленной и непрофессиональной аудиторией. С такими стереотипами необходимо бороться. «Участвуя во втором сезоне „Лиги лекторов“, я получал хорошие отклики на свои лекции. Также я обычно прошу своих студентов об обратной связи после моих курсов — и рад заметить, что многие пишут о полезности того, что они слышали, — продолжает Александр Александрович. — Возможно, мне удается ставить какие-то вопросы, которые полезны для студентов, или какой-то из материалов им особенно запомнился и понравился — значит, был правильно мной преподнесен; или они узнали какого-то автора, информацию о котором получили на лекции, и решили самостоятельно ознакомиться с его работами».

Размышляя об опыте, полученном от участия в конкурсе, доцент Львов отметил, что многое зависит от преподавателя. У него появилась уверенность в том, что всякая академическая деятельность — это в большой степени деятельность техническая. То есть преподаватели должны уметь доступным, последовательным и понятным способом доносить свои знания до аудитории: «И вот как раз умение делать презентации, организовывать материал — это как риторический навык эпохи Возрождения, это принципиально важно и держит нас, гуманитариев, в некоей форме, потому что самое недопустимое в гуманитарной деятельности — это плодить общие места (всем кажется, что это так, принято считать, что это вот так, кто так сказал, почему — это совершенно не ясно). Сознание авторской позиции, доказательство состоятельности академического преподавания, академических знаний особенно в гуманитарной области мне кажется первостепенной задачей. Это тот вызов, с которым мы должны справляться».

«Философия — это одно из немногих направлений в вузе, без которых не может быть академической деятельности, но которое при этом никак не представлено в школьной программе. В этом смысле общество „Знание“ весьма полезная площадка для просвещения школьников и в части философии: что это такое и зачем она нужна в жизни», — заключил Александр Львов.