Блокадное пароходство и иностранная пресса в осажденном Ленинграде: о чем расскажет специальный выпуск журнала «Санкт‑Петербургский университет»
Что изменилось в облике зданий Университета в начале Великой Отечественной войны? Как предприятия речного пароходства в военные дни помогали Балтийскому флоту? Какими были результаты работы водной Дороги жизни в первые два блокадных года? Об этом и не только — в новом номере журнала «Санкт‑Петербургский университет», приуроченном ко Дню полного снятия блокады Ленинграда.

С началом Великой Отечественной войны здания Ленинградского университета (ныне СПбГУ) на стрелке Васильевского острова преобразились как снаружи, так и внутри. Например, окна южного фасада здания Двенадцати коллегий заделали кирпичом и превратили в огневые точки, а в кабинетах биологического факультета организовали стационар. Какие еще изменения происходили в университетских помещениях, можно узнать из статьи «Искаженные блокадой».
В первые дни войны многие гражданские предприятия приняли участие в обороне Ленинграда. В их числе были и водные организации, которые в 1941 году пришли на помощь Краснознаменному Балтийскому флоту. Какой вклад они внесли в защиту ленинградцев, в материале «Сплоченные водой ради помощи городу» рассказал Андрей Солнышкин, аспирант СПбГУ (программа «Отечественная история»), ведущий архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга.

Первая навигация по Ладожскому озеру во время блокады длилась с сентября по декабрь 1941 года. Она проходила в условиях нехватки судов, отсутствия обустроенных подъездных дорог и высокой загруженности портов. Как ситуация изменилась в 1942 году, какие важные грузы удалось доставить по водным путям в Ленинград и сколько ленинградцев смогли эвакуироваться по воде — в инфографике «Помощь с другого берега».

Ленинградские руководители опасались, что в своих очерках зарубежные журналисты опишут реальное положение осажденного города. Однако после прорыва блокады все же организовали поездки представителей иностранной прессы в Ленинград. Представителям каких изданий разрешили приехать и с кем удалось встретиться зарубежным журналистам, читайте в статье «Право посетить запретный город».
В 1941 году Леониду Ивановичу Селезневу, будущему почетному профессору СПбГУ, исполнилось 10 лет. Вскоре после начала Великой Отечественной войны он с мамой и братом выехал из Ленинграда, но семья все же вернулась в фактически осажденный город. Здесь Леонид Иванович дважды был на волосок от гибели. О том, что вызвало в январе 1942 года такую радость, что будущий профессор от невозможности выразить чувства словами встал на голову, — читайте в материале «Теперь будете жить».