Ассоциация ведущих университетов за прозрачный прием

В связи с широким общественным обсуждением законопроекта «Об образовании», новых образовательных стандартов и, наконец, бурной полемикой о проведении Единого государственного экзамена в этом году Совет ассоциации ведущих университетов выступил с обращением по достижению прозрачности и открытости образовательных процедур.

Ассоциация ведущих университетов России была создана по инициативе ректоров СПбГУ Николая Кропачева, ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова и ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова 2010 году. В состав Ассоциации вошли МГУ имени М. В. Ломоносова, СПбГУ, федеральные университеты и национально-исследовательские университеты. Председателем совета Ассоциации ведущих университетов является ректор СПбГУ Николай Кропачев.

Отметим, что многие из предлагаемых первоочередных мер в том, что касается возможностей университетов, уже опробованы и реализуются в СПбГУ. В частности, в Петербургском университете с этого года проводится видеозапись дополнительных вступительных испытаний, в Интернете осуществляются трансляции защиты диссертаций, на сайте Университета публикуются незаконные обращения должностных лиц по поводу приема и обучения. На последнем заседании совета Ассоциации ведущих вузов России с участием министра образования и науки РФ все эти инициативы СПбГУ по повышению открытости деятельности университета были признаны обязательными для внедрения в вузах Ассоциации. Однако теперь Ассоциация рассчитывает на активность и ответственность остальных участников образовательного процесса.

Обращение Совета ассоциации ведущих университетов

Как показали события 2010–2011 годов, реформа российского образования стала предметом пристального общественного внимания. Свидетельства тому и широкое обсуждение законопроекта «Об образовании» с множеством поступивших предложений по доработке; и острая общественная дискуссия по новому образовательному стандарту старшей школы, которая привела к значительной переработке первоначального проекта; и, наконец, бурная полемика об организации и проведении Единого государственного экзамена в 2011 году.

Ситуация с нарушениями при проведении ЕГЭ и обсуждение этого вопроса в средствах массовой информации и обществе со всей очевидностью показали общее состояние и болевые точки и российской системы образования, и общества в целом. Практика свидетельствует: существующие механизмы контроля неэффективны, если участники не следуют установленным правилам. Это неизбежно ведет к деформированию правового сознания в обществе: если молодой человек со школьной скамьи привыкает к нарушению правил, он и впоследствии будет их нарушать.

Совет Ассоциации ведущих университетов России считает, что улучшение ситуации возможно только при активной и ответственной позиции всех участников образовательного процесса. Объективная оценка знаний по итогам каждого уровня образования является неотъемлемым и принципиальным элементом проводимой образовательной реформы. Признавая важность и необходимость дальнейшего модернизации системы образования по заданным векторам развития, мы считаем принципиальным условием их успешности достижение полной открытости и прозрачности образовательных процедур для общества.

Для этого необходимо решить следующие первоочередные задачи

  1. Обеспечить присутствие внешних наблюдателей при подготовке и проведении ЕГЭ, разработку технологии общественного контроля с использованием записей видеонаблюдения для исключения нарушений среди участников
  2. Организовать видеонаблюдение при проведении дополнительных испытаний при поступлении в вузы
  3. Обеспечить в рамках законодательства о персональных данных открытость итогов ЕГЭ (баллы) по федеральным округам, субъектам Федерации, по каждому центру сдачи ЕГЭ на местах, а также аналитических обзоров этих итогов
  4. Организовать видеонаблюдение за проведением единого государственного экзамена во всех центрах сдачи ЕГЭ
  5. Разработать совместно с Минобрнауки России и Российским советом олимпиад школьников комплекс мер по контролю за проведением вузовских олимпиад, дающих победителям льготы при поступлении, а также в рамках законодательства о персональных данных доступность результатов олимпиад
  6. В рамках законодательства о персональных данных разработать формат обеспечения доступности на сайтах вузов информации, отражающей результаты (результаты (оценки) студентов по итогам первой сессии в сопоставлении с представленными ими при зачислении результатами ЕГЭ и/или олимпиад школьников, а также результаты (оценки) студентов, зачисленных по целевому набору
  7. Размещать в сети Интернет магистерские диссертации, а также (по согласованию с авторами) рецензии и отзывы на них
  8. Транслировать защиты диссертаций в сети Интернет
  9. Публиковать на сайтах вузов незаконных обращений должностных лиц государственных органов и организаций по поводу приема и обучения
  10. Включить внешних экспертов в состав приемных, экзаменационных и апелляционных комиссий вузов с целью обеспечения гласности и открытости приема на первый курс