Виктор Титов: «Центр G. O. R. K. I. СПбГУ — это междисциплинарный проект, настоящая фабрика дела»
О становлении и достижениях центра G. O. R. K. I. СПбГУ, об опыте совместной работы с его руководителем Карин Кнайсль, а также о перспективных направлениях развития центров и лабораторий мирового уровня в Санкт‑Петербургском государственном университете рассказал Виктор Титов, проректор, в обязанности которого входит, в том числе, и обеспечение деятельности центра G. O. R. K. I.
На ПМЭФ‑2023 Санкт‑Петербургский университет презентовал Геополитическую обсерваторию по ключевым проблемам России. В чем уникальность и как проходит ее становление?
Центр G. O. R. K. I. СПбГУ — это междисциплинарный проект, настоящая «фабрика дела», осуществляющая образовательную, просветительскую, а также экспертно‑аналитическую деятельность. Здесь ведется изучение важнейших геополитических, международных экономических и социально‑экономических вопросов, влияющих на развитие России. Направления работы Центра включают вопросы традиционной энергетики, прежде всего — нефтегазового рынка, угольной промышленности; дипломатии; миграции; а также взаимодействия Российской Федерации с дружественными странами, такими как Китай, государства Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, Северной Африки.
Эффективность деятельности Центра достигается благодаря синергетическому эффекту его «бриллианта» — руководителя и лидера, и возможностей научно‑образовательного комплекса старейшего университета России, способного привлекать ведущих представителей бизнес‑сообщества, финансовых и государственных структур.
Чего Центру уже удалось достичь и какие приоритетные направления его развития вы видите в будущем?
В G. O. R. K. I. реализуются различные типы инициатив, от теоретико‑практических интенсивных семинаров с обучающими модулями по отработке навыков ведения многосторонних переговоров по эксклюзивной модели руководителя Центра до экспертных круглых столов, деловых завтраков, открытых лекций и более камерных «бесед у камина». Нельзя не отметить и удачную коллаборацию СПбГУ в лице Центра с другими академическими партнерами, такими как УрФУ, ТОГУ, КемГУ, НовГУ, Санкт‑Петербургский горный университет, и многими другими. Всего за год работы нам удалось организовать семь семинаров, пять круглых столов, семь деловых завтраков, двадцать две открытые лекции и лекции‑беседы. Наши эксперты также приняли участие в тридцати пяти научно‑практических, деловых и общественно‑политических мероприятиях, включая ПМЭФ и ВЭФ. Было организовано и проведено тридцать одно полноразмерное интервью с Карин Кнайсль, записано сорок девять подкастов о геополитике и дано более девяноста комментариев для двадцати основных федеральных телеканалов и печатных изданий, а также международных СМИ.
Конечно, мы предполагаем и дальше развивать упомянутые выше направления деятельности, поскольку каждое из них оказалось очень востребованным со стороны студентов и молодых специалистов. Не могу не отметить, что приоритетные направления развития Центра помогает корректировать консультативный совет, который состоит из руководителей департаментов Минобрнауки, Минэнерго и МИД России, а также представителей бизнеса. В дальнейшем планируется привлечение представителей и других структур, влияющих на развитие страны.
Мы также собираемся продолжать начатые совместно с нашими партнерами глобальные инициативы и идеи, среди которых: содействие в реализации пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования в Российской Федерации; создание миграционного агентства под рабочим названием «В Россию — с любовью»; разработка экосистемы отечественной статистики по газу; реализация проектов Минэнерго России совместно с Российским энергетическим агентством; проведение просветительских мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в сотрудничестве с фондом «Защитники Отечества» и многое другое.
На более отдаленную перспективу у нас также присутствует идея запуска Николаевской академии дипломатии, которая носила бы имя последнего российского императора. Именно Николай II стал в 90‑е годы XIX века инициатором созыва исторических конференций в Гааге, заложивших основу комплекса норм международного гуманитарного права. В рамках академии предполагается в уникальном для России формате готовить специалистов, способных самостоятельно осуществлять практическую деятельность в органах государственной власти в области дипломатии и международных отношений с первых дней работы.
Расскажите о совместной работе с руководителем центра G. O. R. K. I. СПбГУ Карин Кнайсль и ее просветительской деятельности.
Доктор юридических наук, профессор Карин Кнайсль является не только признанным экспертом в области дипломатии, энергетики, юриспруденции, миграционных процессов, государственной службы, автором более десятка книг и множества статей, но и эрудированным, дальновидным профессионалом, человеком с энциклопедическими знаниями. Ее высокие стандарты и незаурядные человеческие качества побуждают всех, кто попадает в ее окружение, к развитию, получению новых знаний, компетенций и незамедлительному применению их на практике.
Это именно то, что сейчас особенно нужно российской молодежи. Подобной работе в деятельности руководителя Центра отведено особое место. Недаром ей было присуждено звание посла российского образования и науки. Она намерена продолжать передавать весь свой опыт, полученный в течение сорока лет активной деятельности, молодым российским коллегам. Так, например, большой резонанс вызвала лекция доктора Кнайсль, прочитанная в лектории Российского общества «Знание» на Всемирном фестивале молодежи в Сочи в марте 2024 года. То же самое можно сказать и о мероприятиях на других авторитетных площадках.
Междисциплинарный эксперт в области геополитики и традиционной энергетики, Карин Кнайсль — всегда желанный гость в Санкт‑Петербургском горном университете, где она транслирует свой уникальный опыт молодым инженерам и специалистам нефтегазовой отрасли — тем людям, которые уже через несколько лет начнут формировать технологическое будущее нашей страны.
Доктор Кнайсль также занимается благотворительной деятельностью, в том числе в области зоозащиты. Будучи партнером центра «Амурский тигр», она стала амбассадором деятельности по сохранению этого редкого животного в России. Владея двумя собаками породы немецкий боксер, Карин также активно сотрудничает с ассоциацией помощи собакам этой породы.
Знаковым событием стала первая презентация русскоязычного издания книги Карин Кнайсль «Реквием по Европе», которая состоялась 8 июня 2024 года в СПбГУ. Планируется ли ее перевод и публикация на других языках?
Книга доктора Кнайсль изначально написана на немецком языке, и сейчас в издательстве СПбГУ готовится к печати немецкоязычная версия произведения, а также его переводы на английский, французский, китайский и арабский языки. Издание на русском языке уже покорило сердца не только россиян, но и русскоязычного населения других государств. Презентации книги «Реквием по Европе» также прошли в Москве, Екатеринбурге и Великом Новгороде.
Эта книга — откровенный рассказ человека, выбравшего быть верным своим высоким идеалам, преданного гражданина той Европы, где существовало главенство закона и уважались права человека, а теперь — жителя России, ставшей ему новым домом.
Отдавая дань мудрости российскому руководству, Карин Кнайсль в своей книге говорит о возрастающей роли России в современном мире и смещении «центра геополитической тяжести» с Запада на Восток, приводит примеры принятия верных решений в самых непростых обстоятельствах, которые могут быть взяты как руководство к действию теми, кому дорого свое Отечество.
В течение длительного периода времени вы курируете деятельность коллектива экономического направления СПбГУ. О каких трех наиболее важных, на ваш взгляд, ключевых позитивных изменениях за последние несколько лет вы могли бы рассказать?
Во‑первых, происходящая трансформация стереотипов, в рамках которых ранее воспринималось классическое фундаментальное экономическое и финансовое образование, позволяет сказать, что коллектив экономистов не воспринимается как обособленная, автономная система. Он гармонично встроен в общеуниверситетский живой организм и использует все его ресурсы. Так рождаются новые образовательные треки, такие как Master of Science in Research Administartion (MRA), «Экономика и управление в сфере искусств», «Цифровая трансформация с использованием технологий распределенных реестров», «Управление медицинскими организациями» и множество других. Обеспечивается участие экономистов и в работе междисциплинарных научных проектов, например, «Карбоновый полигон», «Передовая инженерная школа», «Поведенческие финансы», «Искусственный интеллект II волны» и другие. Подобное обновление мировоззрения и его адаптация к современным реалиям способствуют укреплению национального суверенитета.
Во‑вторых, обеспечивается более действенная и структурированная вовлеченность флагманских партнеров из числа крупных бизнес-, финансовых и государственных структур. Они непрерывно повышают качество научно‑образовательной среды, а в отдельных случаях вкладывают средства в перспективную молодежь. Сегодня для этого выстроена вся необходимая инфраструктура, не говоря уже о начале работы локального Центра карьеры, зоны коворкинга, третьей в нашем подразделении Клиники в области HR, Школы карьерных консультантов и продолжающейся плодотворной работе Академии предпринимательства.
В‑третьих, мы занимаем проактивную позицию в отношении партнеров нашей страны в рамках БРИКС+. Осуществляется и научно‑практическая, просветительская, образовательная деятельность за рубежом посредством сетевого взаимодействия, а также участия в работе филиалов и представительств СПбГУ.
Работу над какими еще вопросами вы считаете своей приоритетной задачей?
На сегодняшний день для нас фундаментом качественных научных, академических или практико‑ориентированных исследований является эффективная работа центров и лабораторий мирового уровня, что составляет основу функционирования всего научно‑образовательного комплекса. А это требует вовлечения в работу максимального количества научно‑педагогических работников и молодых ученых — наших студентов и аспирантов.
Еще одной актуальной задачей является кропотливый труд, связанный с искусством оперативной презентации результатов деятельности и их визуализации в интернете, социальных сетях, электронной почте и мессенджерах. Речь идет и о более глубоком использовании инструментов искусственного интеллекта и блокчейна.
Из задач, связанных с отношениями с внешней средой, можно выделить профориентационную работу по выявлению и поддержке одаренных детей в школах и дошкольных учреждениях. Отмечу и важность задачи по конструированию модели «образовательная организация‑бизнес», которая сопровождается заключением крупных контрактов. Это позволит идеально выстраивать не только карьерную, но и научно‑исследовательскую и образовательную траектории. Получаемое в рамках модели внешнее финансирование играет очень важную роль в развитии коллектива.
Наконец, стоит упомянуть и участие в реализации проектов федерального значения в рамках деятельности Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, связанных с решением важнейших вопросов развития общества и страны в рамках Десятилетия науки и технологий.