Век живи — век учись: Lifelong Learning, или Почему одного диплома выпускникам уже недостаточно

Марина Юрьевна Лаврикова

Скорость движения информационных потоков в современном мире так велика, что любая информация очень быстро устаревает. В том числе это характерно для знаний, навыков и компетенций, которые люди получают в ходе обучения. О том, какие возможности сегодня есть у тех, кто хочет всегда оставаться востребованным специалистом, рассказывает проректор по учебно-методической работе Марина Лаврикова.

Формирование новых трендов в сфере образования во многом связано с сильным влиянием экономических факторов. Например, одной из актуальных сегодня является концепция Lifelong Learning («образование в течение жизни»), которая возникла на фоне перехода развитых стран к созданию экономики знаний.

Для современного этапа развития общества, науки и экономики характерны активные процессы устаревания информации, вследствие чего возникает потребность в постоянном обновлении знаний. Кроме того, люди во всем мире становятся более мобильны как в социальном, так и в географическом отношении, а также начинают по-другому относиться к выбору профессии.

Ситуация, когда человек всю жизнь живет там, где родился, и занимается тем, чему обучился в юности, уже не является типичной. Знания, полученные на первом уровне образования, больше не могут оставаться неизменным «багажом» и гарантией успешной профессиональной деятельности в течение всей жизни. Отсюда и необходимость постоянно доучиваться и даже переучиваться.

Отмечу, что в нашей стране необходимость дополнительного образования была осознана довольно давно — именно эту задачу уже несколько десятков лет решает система повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Однако сегодня требования к ней серьезно возрастают.

В количественном отношении они возрастают, потому что увеличивается число людей, которым по «долгу службы» необходимы дополнительные знания и умения из области информатики, экономики, менеджмента, права и т. д. В качественном — потому что возникают новые области знаний, которых раньше просто не было, а также растет роль отраслей, основанных на мульти- и междисциплинарных подходах.

Государство учло эти изменения и предусмотрело систему, позволяющую реализовать концепцию «образования в течение жизни». Так, законом «Об образовании в РФ» установлена трехуровневая система высшего образования (бакалавриат — первый уровень, специалитет и магистратура — второй, третий — аспирантура, ординатура и ассистентура-стажировка). При этом по общему правилу закон не требует наличия профильного образования предыдущего уровня для поступления на следующий уровень. Исключение составляют лишь некоторые программы третьей ступени. Например, для поступления в ординатуру необходимо высшее медицинское и/или фармацевтическое образование, а для прохождения ассистентуры-стажировки — высшее образование в области искусств. Такой законодательный подход обеспечивает россиянам возможность профессионального развития, получения новой квалификации и новых профессиональных компетенций, необходимых для успешной самореализации в условиях сегодняшнего дня.

СПбГУ как один из самых востребованных в стране вузов может объективно оценивать актуальные тренды в образовании. И я хочу сказать, что тенденцию выбора образовательных программ, отличных от ранее освоенных, мы наблюдаем уже довольно отчетливо.

Так, в 2015 году 25 % выпускников программ бакалавриата и специалитета СПбГУ, поступивших в магистратуру нашего университета, выбрали не те программы, по которым они обучались на первой ступени, а новые для себя направления.

Безусловно, это относится не только к нашим студентам. В том же 2015 году 460 выпускников программ бакалавриата и специалитета других вузов также поступили в магистратуру СПбГУ на новые для себя образовательные программы. Например, у половины (!) тех, кто выбрал магистерскую программу «Фундаментальная математика и информационные технологии», первая специальность была никак не связана с этой сферой.

Хочу обратить внимание и на то, что востребованность этой ступени образования ежегодно растет. Например, число желающих обучаться в магистратуре СПбГУ за счет бюджетных средств в 2016 году выросло по сравнению с прошлым годом более чем на 8 %. Учитывая, что магистратура, по сути, является альтернативой второму высшему образованию для тех, кто хочет сменить сферу деятельности или расширить свои профессиональные возможности, такой рост представляется вполне закономерным.

Аналогичная тенденция прослеживается и на программах аспирантуры. Кстати, нужно отметить, что закон об образовании заложил абсолютно новую концепцию аспирантуры как третьего уровня высшего образования и как самостоятельной образовательной программы, завершающейся итоговой государственной аттестацией и выдачей диплома, чего раньше никогда не было. При этом в Университете на этом уровне образования делается акцент на получении индивидуальных исследовательских компетенций.

Эта реформа, без сомнения, отражает тенденции модернизации высшей школы и практической реализации концепции Lifelong Learning. Она повышает интерес к программам аспирантуры у лиц, имеющих непрофильное высшее образование предыдущего уровня, поскольку позволяет получить новые компетенции, необходимые для профессионального роста и развития.

Еще одно доказательство этого — увеличение количества людей, поступающих в аспирантуру не сразу после окончания второй ступени, а спустя некоторое время. Это означает, что, поработав в выбранной сфере, выпускники вузов понимают, каких знаний и навыков им не хватает для успешной профессиональной деятельности, и идут за ними на программу третьего уровня.

В этом смысле российская система высшего образования сформировала инструментарий, необходимый для решения практических задач профессионального развития личности. Динамика экономических процессов в нашей стране будет только усиливать те тенденции, о которых я упоминала, и, несомненно, число абитуриентов, выбирающих на втором и третьем уровне образования абсолютно новые для себя образовательные программы, будет год от года только расти.