Руководитель Центра карьер СПбГУ Мария Дорохина: «Профессиональный путь — это не колея»

В Санкт-Петербургском университете создан Центр карьер. Программа центра поможет всесторонней поддержке учащихся и выпускников в их первых шагах на профессиональном пути. О базовых принципах планирования карьеры и поиска работы, наиболее частых ошибках студентов и способах их избежать рассказала Мария Дорохина, руководитель Центра карьер, начальник отдела организации практики и содействия трудоустройству СПбГУ.

Какие задачи стоят перед Центром карьер СПбГУ?

Карьерный интенсив для выпускников

Главная амбиция заключается в том, чтобы создать комплексную и действенную систему поддержки для студентов Университета. И это не только карьерные консультации и помощь в ориентировании на рынке труда — важно создать такие условия, чтобы каждый учащийся СПбГУ имел возможность определить траекторию своего развития и конкретные шаги к успеху в рамках интересных ему областей.

С какими вопросами к вам чаще всего приходят на консультацию как к коучу?

Приходят с трудностями в постановке целей — интересов много, и непонятно, как выбрать, или хотят разобраться, с чего начать выстраивать карьеру. Есть обобщенный распространенный образ студента ВШМ СПбГУ и того, как успешно идет его профессиональный рост. Реальные люди начинают себя с ним сравнивать и говорят — а у меня не так! На самом деле у всех есть достижения и результаты даже на момент первого курса обучения, просто в силу своих культурных особенностей мы не умеем их собирать и присваивать. Многим ребятам кажется, что они какие-то не такие. Хотя у них за плечами есть и победы, и профессиональные достижения, и очень серьезные интересы. Задача в индивидуальной работе для коуча — все это собрать, чтобы человек осознал свою силу, и после этого помочь посмотреть вперед, разобраться, что важно, и наметить план дальнего движения.

Когда нужно начинать задумываться о своей карьере?

Я всегда говорю студентам: когда вы пришли в Университет, карьера уже началась. С самого начала хорошо бы понимать, что и для чего ты делаешь. Даже первокурсник очень многое в состоянии сделать для формирования портфолио: посмотреть, какие возможности существуют в той или иной карьерной траектории, определиться с интересами, понять свои сильные стороны и какие навыки нужно добрать, чтобы выйти на рынок труда подготовленным и максимально востребованным специалистом.

Что важно понимать в самом начале пути, чтобы карьера состоялась?

Важно понять, что скрывается под словами «карьера состоялась» для конкретного человека. Я не люблю термины «идеальная работа» или «работа мечты», но тем не менее сначала нужно разобраться с тем, чего хочется. Кто-то выберет быстрый взлет с большим количеством возможностей релокации, а кто-то совершенно другой путь. Что интересно конкретно мне? Как я хочу работать с точки зрения места и качества общения? Какие у меня ценности и что мотивирует? Дальше смотрим на собственные способности и компетенции. Как я себя веду в определенных ситуациях? Как коммуницирую? Какую роль занимаю в команде? Во время обучения у студентов возникает много возможностей, чтобы попробовать себя в разных ролях и узнать о себе больше. Что для меня важно? Что интересует по жизни? Какие есть варианты реализации конкретных талантов и интересов? Насколько мои ценности стыкуются с той или иной компанией?

Следующий шаг, после того как человек понял, чего хочет и что может, — анализ рынка?

Да. Если для меня важно бережное отношение к природе, а компания загрязняет окружающую среду, то здесь кроется потенциальный конфликт. Важно найти то, что будет соответствовать ценностям. После того, как станет понятен вектор развития, можно составлять план: наметить шаги, заполнять пробелы и добирать недостающие навыки. Все, что связано с профессиональным путем, — это про делание. Когда мы понимаем, чего хотим, становится видно, где нужно подтянуться, и остается только разложить все это на конкретные действия здесь и сейчас. Еще один важный этап реализации плана — ревизия. Каждый раз, когда мы чего-то достигаем, то получаем дополнительную информацию о возможностях и перспективах; вполне вероятно, захочется что-то скорректировать — это нормально.

Как выбрать направление для карьеры, если у человека много интересов? Например, и природа, и спорт, и большие деньги?

Задача обучения как раз в том, чтобы ответить на этот вопрос. И природа, и спорт, и большие деньги могут связаться в красивую карьерную историю. Мы можем подходить к собственному развитию с двух перспектив: становиться специалистом широкого профиля или, наоборот, доводить до совершенства одну узкую специализацию. В первом случае необходимо апгрейдить себя дополнительными навыками. Например, если рынок требует, чтобы все были немного IT, — выучить Python, потому что большинство профессиональных траекторий, которые человека интересуют, требуют знаний языка программирования. Другой путь — это путь мастера, когда мы делаем что-то идеально и к нам выстраивается очередь из клиентов. Это очень индивидуальный выбор и определенная дорога, но и в том, и в другом случае предполагаются конкретные шаги.

Есть ли смысл в пошаговом карьерном плане в период неопределенности?

Есть две концепции: согласно одной, выбирать четкую цель бессмысленно и наоборот — все должно быть с целями. Истина, как всегда, посередине. Мир стремительно меняется. Постановка долгосрочных целей на пять лет и упорное движение к ним, несмотря ни на что, могут иметь демотивирующие последствия — особенно если желаемая точка перестанет существовать, станет нереалистичной или не нужной самому человеку. Сейчас, вероятно, важнее определить вектор движения, а не ставить жесткую точку в пространстве, куда нужно попасть. Понимание направления позволит отфильтровывать лишнее и выбирать то, что пригодится, чтобы не бросаться в кардинально разные направления. При этом, когда мы говорим о краткосрочных задачах — например, на три месяца, хорошо бы ставить конкретные цели с помощью базовой SMART-методики — это придаст движение.

Что из себя представляет методика SMART в двух словах?

Методика SMART проста — цель должна соответствовать каждой букве аббревиатуры: specific — конкретная, measurable — измеримая, achievable — достижимая, relevant — значимая, time bound — ограниченная во времени. Сложно четко с первого раза сформулировать идеально, но, когда мы говорим «к такому-то числу я хочу достичь того-то», это гораздо понятнее, чем «когда-нибудь мне хотелось бы что-нибудь получить». Важно знать, к чему идти и в чем измеряем результат. Существует два нюанса. Одни люди любят четкие цели, и им комфортно идти маленькими шагами по конкретным точкам, другим это сложно. Не нужно насильно себя загонять в рамки, если нужна определенная свобода. Но когда совсем нет понимания, куда идти, то человека может кидать то сюда, то туда, потому что интересного в жизни много. Еще один момент — не забывать делать скидку на то, что конъюнктура меняется, и сверять желаемое с реальностью. Можно поставить цель — получить стажировку в определенной компании к такому-то сроку, отличная задача, но нужно удостовериться как минимум, будет ли открыта стажерская программа на этот период.

Где искать силы, чтобы продолжить движение к цели, если молодой человек в самом начале пути столкнулся с неудачей?

В одном из курсов в рамках Центра коучинга ВШМ СПбГУ, который построен на применении подхода дизайн-мышления к конструированию жизни и профессионального пути, есть такой термин — «иммунитет к неудачам». Мы смотрим на неудачу не как на плохую оценку, а через фильтр — это исходный материал для успеха, то есть как на некоторую обратную связь, через которую мы растем. Ошибка и препятствие — это часть пути, которая зачастую дает намного больше качественной информации, нежели успех. По сути, задача научиться превращать абсолютно любую перемену, неудачу или сюрприз в то, что сделает существенный вклад в будущее личное и профессиональное развитие. А это определенный навык, который тренируется.

Что писать в резюме молодому специалисту без опыта?

Это один из самых частых вопросов от ребят первого-второго курса. Я уверена, у всех есть что написать: какие-то школьные проекты, факультативные, волонтерство, групповые работы в рамках обучения, участие в олимпиадах, высокие баллы, спортивные достижения. Это то портфолио, которое нужно собирать во время обучения. Сейчас больший фокус смещается на компетенции специалиста, которые можно получить самым разным образом. Опыт лидерства — это волонтерский проект, в том числе и в школе, и в университете. Групповой бизнес-проект в рамках какого-то курса — отличная строчка для резюме. Как правило, у ребят, которые приходят в ВШМ СПбГУ, есть самый разнообразный опыт, просто его нужно собрать и сформулировать. Конечно, резюме студента будет не таким, как у специалиста с 15-летним стажем, и это нормально.

Какие возможности для поиска работы, практики и стажировок существуют, кроме сайтов с вакансиями?

Во время обучения у студентов появляется много возможностей начать карьеру и найти работу. Сайты по поиску работы никто не отменял, но еще есть, например, нетворкинг. Все возможности, которые дает Университет: волонтерский опыт, производственные практики, групповые проекты с решением реальных кейсов от компаний — это точки входа в компании. Если ты выполняешь в команде активную роль, то тебя замечают. Бизнес сейчас очень активен на рынке молодых специалистов: проводят много приглашающих ивентов, даже несмотря на турбулентные времена. Участие в таких мероприятиях — это возможность получить опыт и показать себя. Во время обучения представители компаний читают гостевые лекции, и это тоже нетворкинг: если у вас есть вопросы, вы можете всегда подойти расспросить и познакомиться.

Такое знакомство может оказаться полезным?

Конечно! Есть выражение — сила слабых связей. Мимолетные знакомства дают гораздо больше качественных профессиональных возможностей, чем близкие и родственные. Если молодой специалист знает, куда он хочет, и у него есть пул потенциальных работодателей, можно мониторить, что происходит в компаниях, и самостоятельно предлагать свои знания и умения. Соцсети тоже источник полезных контактов: никто не мешает подписаться на интересующего человека — представителя фирмы, пообщаться с ним и так завязать коммуникацию. Кейс-чемпионаты позволяют попасть в поле зрения потенциального работодателя и проявить себя с лучшей стороны. Для представителей бизнеса кейс-чемпионат — это отличная возможность посмотреть на кандидатов. Даже если участие не завершилось победой, это все равно бесценный опыт, строчка в резюме и плюс для дальнейшего трудоустройства.

Какие ошибки чаще всего совершают студенты при планировании карьеры?

Хотят всего и сразу. Приведу типичный пример. У молодого человека есть понимание направления развития — это финансы, и он приходит к консультанту, чтобы определиться более конкретно. А в чем сложность? В том, чтобы разложить задачу на этапы. Когда мы начинаем вместе разбираться, то видим, что у студента кроме желания наметить цель — найти компанию для первого найма в перспективе полугода — еще есть обязательства по учебе, военная кафедра, которая заберет как минимум месяц, есть амбиции поступить в магистратуру и несколько текущих командных проектов с жесткими дедлайнами. И тогда становится ясно, что в течение полугода выйти на полную занятость не удастся, это нереалистично с учетом других задач. Но можно использовать время, которое сейчас есть, на учебу и сопутствующие задачи с пользой и выстроить свои действия так, чтобы по окончании обучения, в режиме одного года, цель была достигнута.

И что делать, когда текущих задач слишком много? От чего-то отказываться?

Принять тот факт, что путь длиннее, чем мы представляли. Сейчас военная кафедра, потом я выбираю стажировку, которая поможет мне ответить на вопросы, потом подготовка к вступительным экзаменам, и параллельно нужно не забывать держать ориентиры по текущей учебе. Это очень частая человеческая история, когда мы все складываем в одну корзину и пытаемся здесь и сейчас принять решение. Возможность поговорить об этом дает понимание, что нужно время, а конкретные намеченные шаги — ощущение пути и движения. Когда я иду от одного маячка к следующему, я вижу, что двигаюсь туда, куда надо. Если все сложено в один неподъемный рюкзак, то человек может и прокрастинировать, думать, что он какой-то не такой, и выгорать.

Как выпускнику бакалавриата выбрать: идти в магистратуру или пойти работать?

Если человек не знает, как выбрать, то это вопрос к карьерному коучу — он поможет найти опорные точки, чтобы принять решение. В то же время имеет смысл смотреть аналитику рынка труда или обратиться и карьерному консультанту, который расскажет о ситуации на рынке и перспективах. Магистратура — более сфокусированное образование, которое решает определенные рыночные задачи. В идеальной картинке ты сначала поработал, получил опыт, понял, где и чего тебе не хватает, и после этого пошел в магистратуру, чтобы получить новые возможности, в том числе карьерные. У нас всегда было принято немного по-другому. Бакалавриат, магистратура — и только потом ты человек, который может что-то делать. Поработать после бакалавриата — это нормально: сориентироваться и выбрать магистратуру, которая поможет обогатить профессиональный путь.

Что бы вы посоветовали молодым людям, которые сейчас выбирают карьерный путь?

Профессиональный путь в современном мире — это не колея, в которую ты один раз попал и больше никогда из нее не выходишь. 20–30 лет назад человек за жизнь строил одну карьеру, сейчас возможны 5—7—10 карьер, и совершенно не обязательно в близких областях. Рынок меняется, и появляется много нового, о чем мы не знали прежде. Текущий выбор определяет профессиональный путь только на определенный период, потом можно переучиться, добрать компетенций и взлететь в другом направлении. То, что вы сейчас решили стать финансистом или маркетологом, не ограничивает вас в дальнейшем. И это хорошая новость.