«Начинающий писатель изобретает велосипед, наша задача — показать ему руль и колеса»: в СПбГУ открывается новая программа для литераторов
В 2020 году в Санкт-Петербургском университете открывается набор на новую образовательную программу магистратуры «Литературное творчество». Она будет интересна начинающим писателям, а также будущим литературным агентам, издателям, редакторам, критикам и другим работникам книжной индустрии.
Подробнее о новой программе рассказал доцент СПбГУ, автор четырех романов, неоднократно входивших в шорт- и лонглисты престижных литературных премий, Андрей Аствацатуров.
Андрей Алексеевич, где обычно учатся писатели?
Самые значительные зарубежные писатели, редакторы, критики, издатели обязательно проходили школы литературного мастерства. На Западе программы creative writing существуют примерно с 40-х годов прошлого века. И тогда, и сейчас при каждом американском университете обязательно есть один или несколько резидентов-писателей, которые открывают свои классы. В Советском Союзе тоже были специализированные вузы для литературных работников. Во ВГИКе учили сценарному мастерству, был Литинститут. Сейчас эта традиция продолжилась: в некоторых российских вузах есть и бакалаврские, и магистерские образовательные программы для будущих писателей.
Обычно говорят, что писателями рождаются, отчасти это так. С ранних лет прививается чувство слова. Позднее у людей, имеющих литературный талант, может появиться ощущение формы будущего произведения. Но это только отправная точка для писателя, пока его замысел находится в сыром виде, он никуда не годится. Если использовать метафору, то начинающий писатель изобретает велосипед. И в этом деле ему не помешает помощь. Задача его наставников, преподавателей объяснить, что существуют рама, колеса, руль — все этот нужно для того, чтобы велосипед работал правильно. А уже дальше писатель трудится самостоятельно.
Чем отличается программа СПбГУ от, скажем, литературных курсов и мастерских?
Помимо сугубо практических моментов, наши магистранты смогут получить общее базовое гуманитарное образование. Особенно это важно для тех, кто приходит в литературу из других специальностей. Мы постараемся совместить практику и теорию — на мой взгляд, это правильный подход для подготовки будущих литературных работников.
Начинающие авторы должны не только научиться писать книги, но и уметь их читать.
И этот навык отчасти формируется благодаря академическому образованию. Я говорю о базовых знаниях, понимании того, о чем писали, например, Бальзак или Стендаль.
В то же время подход к обучению писателей должен отличаться от подготовки, скажем, филологов. На филфаке люди получают знания о литературе, понимают механику произведения — жанровые игры, поэтику. Но эти «сухие» законы не вполне применимы для писателя. На программе «Литературное творчество» я хочу приблизить теорию к практике. Например, заниматься пристальным чтением: брать небольшое количество текстов и подробно их разбирать. Начинающим писателям важно понять, какие художественные задачи ставил перед собой автор и как их решил, как выстроен нарратив, как сделать героев трехмерными или, наоборот, одномерными. Литературоведы, в отличие от писателей, не уделяют ответам на эти вопросы особого внимания.
Какие дисциплины будут изучаться в рамках программы?
Запланированы лекции по стилистике, истории и теории русской и зарубежной литературы, философии. Их будут вести преподаватели Университета, в том числе профессиональный писатель, профессор СПбГУ Андрей Степанов (кафедра истории русской литературы). Кроме того, будет множество мастер-классов по выбору, которые, надеюсь, смогут проводить известные российские писатели Евгений Водолазкин, Герман Садулаев, Александр Прокопович, Вадим Левенталь. Такие мастер-классы — это, на мой взгляд, главный компонент программы. Я и мои коллеги будем учить приемам, которые используются классическими и современными авторами.
Каких абитуриентов вы ждете? Кем они смогут работать после выпуска?
Самое главное — желание писать и какое-то доказательство этого желания. Мы будем начислять дополнительные баллы за публикации художественных текстов в литературных журналах, выпуск собственных книг, которые могут стать частью портфолио абитуриента. Можно прикладывать и неопубликованные рассказы, фрагменты романов, повести или очерки. Их будем оценивать по определенным критериям: соответствие жанру, правдоподобие, умение использовать метафоры, выбирать слова и так далее.
Помимо абитуриентов, которые хотят стать писателями, программа будет полезна будущим литературным работникам. Бывает, что издатели и агенты отвергают хорошие тексты, потому что они смелые и новаторские, и тут нужен хороший вкус и понимание писательского ремесла изнутри, чтобы по достоинству оценить новое произведение. А если говорить, например, о работе редактора, то тут важно не только уметь убирать тавтологию, повторы, но и четко понимать писательскую интонацию.
Во время обучения на программе мы постараемся помочь магистрантам усовершенствовать свое мастерство: почувствовать, в каком направлении они двигаются. Программа должна стать крепким фундаментом и хорошим стартом для литературных поисков.